Закончился ли кризис?

Станислав Протасов
30 августа в Москве состоялось заседание клуба руководителей автобизнеса «AUTOBOSS», в котором приняли участие более сорока руководителей крупных российских компаний и предприятий из сферы производства, реализации и обслуживания коммерческой автомобильной и специальной техники – Renault, IVECO, Volvo, Hyundai, Deutz, Nissan, «Бецема», «СОЛЛЕРС», «КОММАШ», Wielton, «Каркаде» и др. На встречу были приглашены и журналисты, в том числе главный редактор журнала «Основные Средства».
 
 
 
 

На повестку дня заседания вынесли вопросы: «Закончился ли экономический кризис в России?» и «Каковы прогнозы на ближайшее будущее?».

Присутствующие с интересом прослушали доклад о современном состоянии рынка грузовой техники в России. В нем, в частности, было отмечено, что если в структуре импорта преобладают в основном новые автомобили, что является следствием законодательных мер, то регистрируются в ГИБДД в основном подержанные грузовики, т. е. потребитель чаще приобретает не новую, а б/у технику. На рынке преобладают отечественные грузовики КамАЗ и ГАЗ. Грузооборот с апреля 2010 г. стабилизировался и не растет, вслед за этим остановился и рост спроса на грузовую автотехнику.

Руководителей автобизнеса ознакомили с результатами статистических опросов мелких участников рынка грузоперевозок – не более пяти автомобилей. Опросы показали, что 80% респондентов на вопрос: изменилась ли интенсивность использования ваших грузовиков за последние 12 месяцев? – ответили: не изменилась. У 13% она уменьшилась и только у 7% увеличилась. На вопрос, произошли ли изменения в интенсивности грузоперевозок за последние 3 года, 62% респондентов ответили: «Остались прежними». На вопрос, приобрели ли вы грузовик новым или подержанным, 84% опрошенных ответили: «Подержанным, 15 лет и более». На вопрос, с какими основными проблемами вы сталкиваетесь в работе, большинство ответили: «Быстрый износ деталей из-за плохих дорог» и «Плохое качество запчастей». Запчасти для ремонта большинство грузоперевозчиков приобретают в магазинах автозапчастей и у оптовых поставщиков. И, наконец, 80% ответили отрицательно на вопрос, собираются ли они приобретать грузовик в ближайшие 12 месяцев.

Было отмечено, что новые грузовики западноевропейского производства сейчас в Россию практически не поставляют, поскольку доходы от грузоперевозок сильно упали. Перевозчики приобретают подержанные европейские автомобили главным образом 2007–2008 гг. выпуска.

Кризис вызвал большие изменения на рынке: многие мелкие фирмы прекратили существование, их место заняли крупные игроки. Изменилось поведение клиентов: люди стали гораздо лучше считать деньги, стараются сбить цену, ищут самые дешевые предложения. Даже когда спрос в натуральном выражении восстановится, в денежном он еще будет отставать от докризисного уровня – клиент будет «по привычке» сбивать цены. Участникам рынка надо готовиться к тому, что работать придется более жестко, более профессионально, с меньшей прибылью, экономя на всем.

Один из основных рисков для иностранных производителей – фактор непредсказуемости, сильное администрирование рынка. В прошлом году рынок был перекроен в пользу российских производителей. Еще два года администрирование рынка будет преобладать и определять ситуацию. И любое заявление или действие правительства может вызвать коллапс на рынке иностранных инвестиций.

В результате обсуждения присутствующие пришли к легко предсказуемому выводу: кризис не закончился. Были названы следующие признаки продолжающегося спада в экономике: невысокий спрос на продукты в сфере, представленной участниками заседания; невысокая платежеспособность потребителей; отсутствие возможностей для повышения заработной платы работникам предприятий в сфере, представленной участниками заседания.

Большинство участников заседания согласились, что дно кризиса пройдено. Намечаются некоторые признаки экономического роста. Однако период неопределенности может продлиться еще два–три года.

РЫНОК (статистика, анализ) ЭКОНОМИКА
Станислав Протасов Основные Средства 10'2010 13 октября 2010

Комментарии (0)