Техническое обслуживание отечественных экскаваторов
 1
Китайские внедорожные самосвалы (ч.1)
Дракон готовится к прыжку…
Силу «Богатыря» – в мирных целях
МЗКТ-7930 и МЗКТ-79306 полноприводные тяжеловозы «двойного назначения»
Антифриз (ч.2)
Техническое обслуживание систем охлаждения тяжелой техники
Гусеничные краны-трубоукладчики
Обзор российского рынка
Не страшна нам зима!
Советы опытного автомобилиста по запуску двигателя в мороз
Смешать, но не взбалтывать
Современные тенденции в грейдерном деле
Полезные мешки для... воздуха
«Воздушные пакеты» для раскрепления грузов
Запас карман не тянет
Гидроаккумуляторы энергии гидромолотов
ОчУМЕЛЫЕ ручки
Навесное оборудование для мини-погрузчиков
Современные достижения в гидроприводе мобильных машин (ч. 2)
Тягово-сцепные характеристики гусеничных бульдозеров
Нетривиальные вопросы

АПК и сельхозмашиностроение

Ольга Москалёва
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Отрасль российского сельского хозяйства переживает не просто социально-экономический кризис, а кризис системный. На этой простой пессимистической формулировке сходятся как отечественные, так и зарубежные эксперты. Исправить положение способна лишь многоуровневая реформа, которая обеспечит реальное приоритетное развитие сельского хозяйства, повысив его эффективность и конкурентоспособность, осуществит техническое и технологическое перевооружение отрасли, переведет ее на инновационный путь развития.

Россия обладает уникальными земельными ресурсами, а по запасам пашни (122 млн. га) входит в число мировых лидеров. Для сравнения: в США насчитывается 175 млн. га, в Индии – 168 млн., в Китае – 144 млн. га пахотных земель. По площади пашни на душу населения Россия входит в первую пятерку стран и в 3,3 раза превосходит среднемировой показатель. Однако, располагая 9% сельхозугодий мира и 55% черноземных почв, здесь производится лишь 1,3% валовой продукции мирового сельского хозяйства. К тому же за последние два десятилетия около 20 млн. га земель выбыло из оборота, значительно сократились посевные площади. Сейчас засевается чуть больше 78 млн. га (в 1990 г. – 118 млн. га).

По расчетам ученых, природно-экологический потенциал страны при современных технологиях способен обеспечить продовольствием 700…800 млн. человек. Но Россия даже вынуждена до 40% продовольствия импортировать. Одна из ключевых проблем такого отставания – низкий технический и технологический уровень оснащенности, вызванный в том числе и кризисом сельскохозяйственного машиностроения.

По данным последней Всероссийской сельскохозяйственной переписи, свыше 83% тракторов и 75% комбайнов полностью выработали производственный ресурс, т. е. находятся за установленными сроками амортизации. Причем основную массу отечественной с.-х. техники составляют малопроизводительные машины, не обеспечивающие применения современных эффективных ресурсосберегающих технологий. Из общего числа тракторов 68% составляют колесные, большинство из которых относится к классу 1,4…2 и имеют мощность до 110 л.с., хотя в современных зарубежных тракторах широко применяются двигатели мощностью 250…400 л.с. и начат выпуск тракторов 6…7-го класса мощностью 500…700 л.с.

Однако и такой техники не хватает. За последние двадцать лет отечественные предприятия сократили выпуск тракторов почти в 20 раз, зерноуборочных комбайнов – почти в 10 раз, кормоуборочных комбайнов – в 14 раз. В результате сокращения машинотракторного парка возросла нагрузка на технику. Например, по тракторам она составляет 210 га на единицу техники при норме 73 га. При этом в США нагрузка на один трактор – 37 га, в Англии – 13, во Франции – 16, в Германии – 11,5 га.

По данным Ассоциации «Росагромаш», рынок новой с.-х. техники в Российской Федерации в 2009 г. сократился в 3,5 раза по сравнению с показателями 2008 г. – с $5 млрд. 547 млн. до $1 млрд. 591 млн. При этом покупки импортной техники сократились в 6 раз – с $3 млрд. 600 млн. в 2008-м до $600 млн. в 2009 г. Объем закупок отечественной техники на внутреннем рынке сократился с $1 млрд. 947 млн. до $1 млрд. 81 млн., т. е. до уровня 2006 г. В 2009 г. выпуск комбайнов сократился на 17,2%, тракторов – на 54,0%, сеялок – на 60,6%, культиваторов – на 52,3%. В целом производство отечественной сельхозтехники на внутренний рынок сократилось на 45,1%, производство на экспорт выросло на 1,2%.

Не радует достижениями и этот год: за январь–март 2010 г. продажи самоходных комбайнов и тракторов для с.-х. работ сократились на 32 и 12% соответственно по сравнению с показателями прошлого года. На 11% снизились объемы реализации полноприводных тракторов. Сократился и импорт машин. За I квартал 2010 г. в Россию ввезено на 8% меньше тракторов мощностью до 40 л.с. На 35% уменьшились поставки тракторов мощностью от 40 до 100 л.с. Рост спроса наблюдается тем не менее в классе тракторов мощностью более 100 л.с. – их продажи выросли с начала года на 59%.

По мнению аналитиков Ассоциации «Росагромаш», в настоящее время покупатели сельхозмашин, оказавшись в условиях низких цен на зерно, опасаются дополнительных расходов и не желают вкладывать средства в покупку новой техники. В общей сложности с начала 2010 г. количество непроданной техники выросло на 23,3%, или на 9 млрд. 271 млн. руб.

SOS SOS SOS

Российские производители с.-х. техники через федеральные СМИ выступили с обращением к Владимиру Путину о необходимости неотложных мер по развитию отрасли: 47 ведущих предприятий из 21 региона России направили открытое коллективное письмо, в котором описали негативную ситуацию на рынке сельхозмашин. Потребление с.-х. российского производства на внутреннем рынке в 2009 г. сократилось на 44,5%. Несмотря на принятое Правительством России решение о продолжении в 2010 г. программы кредитования закупок с.-х. машин, уже в течение пяти месяцев регионы до сих пор не получили средств на выплату субсидий. Механизм государственной поддержки экспорта продукции российских заводов фактически не работает. Показатели Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы по технической и технологической модернизации сельского хозяйства не выполнены. Многие заводы вынуждены работать 3 дня в неделю.

В открытом письме российские производители сельхозтехники особо подчеркнули необходимость на практике реализовать комплекс неотложных мер, включая повышение платежеспособности села, стимулирование внутреннего спроса, развитие кредитования и лизинга, поддержку экспорта, НИОКР.

В свою очередь Союз транспортников России предлагает правительству распространить программу утилизации автомобилей на старые грузовики старше 10 лет с двигателями класса Euro 1 и ниже, а покупать со скидкой выпущенные в России машины с двигателями класса не ниже Euro 4. Владелец грузовика, сданного на утилизацию, сможет получить сертификат на 120 тыс. руб. для покупки новой машины. ОАО «КАМАЗ», на которое приходится более половины продаж грузовиков в России, в мае провело опрос клиентов: на каких условиях они были бы готовы участвовать в программе. По предварительным результатам, автовладельцы готовы сдавать автомобили, если в утиль будут принимать машины возрастом от 20 лет и массой более 10 т. При этом сумма скидки на покупку нового грузовика должна быть не менее 180…200 тыс. руб.

Предложение включить в программу утилизации грузовики рассматривалось еще год назад, но тогда от этой идеи решили отказаться. В Минпромторге отметили, что расширение программы утилизации на грузовики и автобусы предусмотрено стратегией развития автопрома на период до 2020 г., однако в ближайшее время расширять программу не планируется.

Вслед за призывами расширить программу утилизации на грузовые автомобили прозвучало мнение о необходимости создать аналогичный проект для сельхозтехники. В текущем году средства на такие эксперименты не запланированы, но в ближайшие годы утилизация тракторов может осуществиться.

По подсчетам Росагромаша, в ближайшие пять лет потребуется обновить 25…30 тыс. комбайнов и 10 тыс. мощных тракторов. Однако неблагоприятная ситуация в сельхозмашиностроении может привести к снижению производства с.-х. техники в текущем году на 30%. В Росагромаше не знают, сколько средств потребуется на утилизацию техники, однако сообщили, что Минпромторг поддержал идею утилизировать тракторы и комбайны.

Как известно, Правительство РФ утвердило программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков с.-х. продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 гг. Предусмотренную этой программой техническую модернизацию сельского хозяйства сдерживает недостаток финансирования. Дефицит целевых средств связан в первую очередь с опережающим ростом цен на потребляемые селом ресурсы по сравнению с выручкой от реализации с.-х. продукции.

Крупнейшие российские производители агротехники, члены профильного Комитета Союза машиностроителей России недавно выступили с инициативой, призванной решить проблему технической модернизации российского АПК. В их числе был и машиностроительный холдинг «Концерн «Тракторные заводы», который совместно с партнерской компанией «ЮТЕК» первым в России разработал и запустил пилотную программу комплексной утилизации старой техники. Реализацией данной программы занимается сейчас торговая компания «Агромашхолдинг». Сообщается, что на первоначальном этапе программа распространяется на зерно- и кормоуборочные комбайны и лесозаготовительную технику, проработавшие более 10 лет. Утилизировав такую технику и получив соответствующий документ, нижегородские аграрии смогут воспользоваться скидкой – сертификат на 250 тыс. руб. от партнеров программы и администрации Нижегородской области и еще 250 тыс. руб. от регионального Минсельхоза для приобретения новой техники. С учетом бонусов и компенсаций стоимость предлагаемых по программе новых машин снижается на 15…20%. В рамках программы во всех регионах планируется продать около 600 комбайнов, при этом за первый месяц действия программы Агромашхолдинг в Нижегородской области уже получил заявки на 40 машин. Как считают в компании, к уборочному сезону число заявок возрастет до 150.

 

По данным Союза машиностроителей России, за первые четыре месяца 2010 г. по сравнению с тем же периодом прошлого года выпуск продукции в тракторном, лесозаготовительном, коммунальном и дорожно-строительном машиностроении снизился в среднем на 6,1%. При этом производство тракторов сократилось на 25,7% (2209 ед.), в том числе на таких предприятиях, как ТК «Волгоградский тракторный завод» (3 ед.), ОАО «КАМАЗ» (4 ед.), а также «Челябинский тракторный завод – Уралтрак», «Промтрактор», Петербургский тракторный завод. Выпуск бульдозеров и трубоукладчиков снизился на 73%.

Одновременно с этим увеличилось производство автогрейдеров и экскаваторов, во многом за счет Челябинского завода строительно-дорожных машин (рост в сегменте автогрейдеров – в 6,3 раза) и «Тверского экскаватора» и «ЭКСМАШ» (рост экскаваторов – 15,2 раза).

На прежнем уровне сохранилось производство подъемно-транспортной техники. В январе–апреле 2010 г. по большей части номенклатуры динамика отгрузки опережала производство, что привело к уменьшению количества неотгруженной техники, находящейся на складах предприятий, на 168 ед. и составило 8755 машин. Бо’льшая часть неотгруженной техники приходится на тракторы (17,1%) и находится на складах предприятий и у дилеров: КАМАЗа (18,6% нереализованных тракторов), Уралвагонзавода (15,1% тракторов), «САРЭКСа» (14,2% тракторов).

Для поддержки отрасли Правительство России снизило с 12 до 9% ставку по кредитам для машиностроительных предприятий, две трети которой может субсидировать государство. Таким образом, в 2010 г. автопром должен получить 1 млрд руб. субсидий, транспортное машиностроение – 1,5 млрд. руб.

Год 2009-й отличился разнообразием новых моделей сельхозтехники. Значительная часть российских сельхозпроизводителей, несмотря на кризис, не потеряла желания инвестировать в развитие производства, в том числе в автопоезда как более эффективные в эксплуатации по сравнению с одиночными автомобилями. Например, стоимость тяжелого с.-х. самосвала составляет 1,7…2,0 млн. руб., тогда как стоимость аналогичного по вместимости самосвального прицепа – 600…800 тыс. руб.

Саранский завод автосамосвалов подготовил к выпуску небольшой одноосный прицеп с трехсторонней разгрузкой САЗ-83173 грузоподъемностью (г/п) 4 т, предназначенный для эксплуатации с самосвалами на базе среднетоннажников ГАЗ. Горловский авторемонтный завод освоил в серии подобный по назначению прицеп, но выполненный по двухосной схеме. Вместимость его самосвального кузова при установке надставных бортов составляет 7 «кубов», г/п – 4,25 т.

ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» предлагает самосвальный автопоезд с тягачом КамАЗ-6520 и трехосным прицепом СЗАП-8538-01. Объем перевозимого автопоездом груза составляет 44 м3, а общая г/п – 30 т.

Еще один автопоезд сельскохозяйственного назначения с использованием камского шасси в 2009 г. начала выпускать компания «Автомастер». Грузоподъемность КамАЗ-65115-4528-11М, оборудованного 17,5-кубовым кузовом с надставными бортами, составляет 11,4 т. Еще 10 т приходится на прицеп модели 85651-10. Другая новинка «Автомастера» для аграриев появилась уже в этом году – автомобиль-самосвал 65119-40, созданный на базе Isuzu CYZ51Q, с 24-кубовым кузовом и трехсторонней разгрузкой, вместимость которого при использовании надставных бортов можно увеличить еще на 6 м3. Общая грузоподъемность автопоезда, в состав которого также входит 20-кубовый прицеп модели 85651-40, составляет 31 т.

Компания «Бецема» в сегменте сельскохозяйственных автопоездов представлена тягачом БЦМ-194 на трехосном шасси Volvo FM и бортовым двухосным прицепом БЦМ-195. Полная масса автопоезда достигает 52,7 т, вместимость кузова тягача – 27 м3, прицепа – 23 м3.

Последнее время все больше появляется и новых с.-х. полуприцепов. Так, «Бецема» начала выпуск трехосного полуприцепа-зерновоза БЦМ-190 с подъемными колесами передней оси, который в разгружаемом на две стороны 45-кубовом кузове перевозит до 39 т груза. Схожий по ходовой части еще один новый полуприцеп компании БЦМ-196 хотя и оборудован менее вместительной бортовой платформой на 25 м3, зато может быть использован для перевозки любой сельскохозпродукции. У данной модели меньше снаряженная масса, полуприцеп подходит для эксплуатации с двухосным седельным тягачом в составе автопоезда полной массой 38 т.

Компания «НОВТРАК» разработала трехосный зерновоз г/п 42 т с кузовом вместимостью 54 м3. Аналогичную модель начала поставлять в Россию и молдавская компания «Днестр-авто». Трехосный «Днестр-93571» рассчитан на перевозку до 34 т зерна, объем его 3-секционного кузова составляет 60 м3. Полуприцеп приспособлен для подъема портальным краном, что позволяет разгружать его содержимое непосредственно в трюм стоящего у причала судна.

Самым активным игроком в сегменте сельскохозяйственных автопоездов в конце прошлого – начале нынешнего года стал машиностроительный завод «ТОНАР», разработавший для аграриев не менее десятка новых моделей. В марте «ТОНАР» приступил к выпуску двух с.-х. новинок – самосвальных полуприцепов моделей 95235 и 9540. Первый полезным объемом 47 м3 и г/п 38 т оборудован донным транспортером с сегментированной лентой и надежной цепной передачей. Вторая модель выполнена по сочлененной схеме и по сути состоит из двух полуприцепов. На каждом из них установлена пара разгружаемых вбок самосвальных кузовов с запирающимися лючками в откидных бортах. Эта трехзвенная «сцепка» общей вместимостью 50 м3 отличается тем, что может перевозить как сельскохозяйственные, так и строительные грузы массой до 54,4 т.

РЫНОК (статистика, анализ) СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Ольга Москалёва Основные Средства 08'2010 9 августа 2010

Комментарии (0)