3
На летнем топливе – зимой
Способы борьбы с замерзанием топлива
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 3)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
Как продлить ресурс гидромолота
Советы по эксплуатации сменного инструмента гидромолота
 1
Выбор и применение фильтров для очистки рабочих жидкостей в гидравлических системах мобильных машин (ч. 2)
Запас карман не тянет
Гидроаккумуляторы энергии гидромолотов
Современные достижения в гидроприводе мобильных машин (ч. 1)
Мультилифты
Новинки на рынке
Бестраншейные методы устранения утечек в трубопроводах (ч. 1)
 1
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.3)
Планируем заключить лизинговую сделку
Методика анализа инвестиционного лизингового проекта
Бульдозер зимой. Работать надо – нельзя сломать
Эксплуатация бульдозера при низких температурах окружающей среды (от 0 °С до –30 °С)
Автоматические системы управления на линиях BRT

Культура чистоты (ч. 2)

Д. Купрюнин, генеральный директор ОАО «НАТИ», В. Маев, заведующий испытательной лабораторией систем фильтрации ОАО «НАТИ»
Фильтры «Цитрон»
Упаковка плоского элемента воздушного фильтра WIX
Элемент воздушного фильтра системы впуска двигателя
 
Воздушные фильтры «Цитрон»
Фильтр салонный «Цитрон»
Воздушный фильтр Renault
Масляный фильтр «Цитрон» в разрезе
«Оригинальный» топливный фильтр Volvo с отстойником
Фильтр масляный «Цитрон»
Топливные фильтры SCT (Германия) и «БИГ» (Россия)

(Окончание. Начало см. «ОС» № 11, 2009 г.)

Стандарты для оценки фильтров

Для оценки работы фильтров в России действуют стандарты, разработанные в 1970–1980 гг. на методы их испытаний. За последние 15 лет их практически не пересматривали, тогда как все развитые и большинство развивающихся стран мира оценивают фильтры только по единым стандартам ISO.

По салонным (кабинным) фильтрам для мобильных машин у нас вообще стандарты отсутствуют, поэтому при испытаниях их могут оценить только на задержку пыли, а ведь кроме пыли для комфорта оператора машины необходимо фильтровать выхлопные газы, пыльцу, запахи, которые задерживаются адсорбирующими угольными фильтрами. Чтобы проверить салонные фильтры по всем этим параметрам, нужны стандарты на методы их испытаний и соответствующее оборудование, которое регламентировано нормативными документами ISO. Если мы хотим поднять уровень агрегатов фильтрации, необходимо переходить для их оценки на мировые стандарты ISO. Также с учетом предстоящего вступления России в ВТО рано или поздно нашей промышленности придется эти стандарты осваивать.

Чтобы внедрить в России стандарты ISO на методы испытаний фильтров, потребуются средства для закупки испытательного оборудования, в частности стенда Multy-pass для оценки фильтров гидравлических жидкостей по ISO 4572, а также специальной испытательной пыли, с помощью которой оценивают фильтры по ISO. Такую пыль производит в мире лишь одна фирма для всех испытательных лабораторий (из песка штата Аризона, США), а именно две марки пыли ACTFD и ACTCD.

В России для испытаний фильтров используется кварцевая пыль по ГОСТ 8002–74 и по ГОСТ 14186–88. Показатели испытаний фильтров на этой пыли, конечно, не согласуются с испытаниями по ISO.

Несмотря на отсутствие регламентирующих документов некоторые российские производители перенимают передовой международный опыт и вводят у себя стандартизацию ISO, создают испытательные лаборатории. Концерн «Цитрон» еще в 2004 г. прошел сертификацию системы менеджмента качества по стандарту ISO 9001 применительно к производству фильтров воздушных, масляных и топливных. Согласно требованиям ISO была создана испытательная лаборатория для проведения входного контроля поступающего сырья, контроля продукции в процессе производства и контроля готовой продукции на выходе. Лаборатория оснащена современными натурными стендами проверки характеристик фильтров и фильтроэлементов очистки масла (ISO 4548), фильтров и фильтроэлементов очистки топлива (ISO 4020), фильтроэлементов очистки воздуха (ISO 5011) и установками для проверки механических свойств фильтровальной бумаги. Натурные стенды позволяют испытывать фильтры на герметичность, проверять давление разрушения фильтра, тонкость отсева и ресурс. Кроме этого у масляных фильтров проверяется давление начала открытия перепускного клапана, а у воздушных фильтров – пылеемкость и воздухопроницаемость.

Китай уже перешел на стандарты ISO по фильтрам, там не только выпускают соответствующее испытательное оборудование для лабораторий, но и освоили выпуск новых типов фильтров: копируют западноевропейские изделия и реализуют копии дешевле оригинала, хотя зачастую качество этих фильтров далеко не соответствует оригиналам.

Российский рынок фильтров

Комплектующие изделия и материалы для производства фильтров российские предприятия до последнего времени в основном закупали за границей. Филиалы двух гигантских мировых производителей фильтровальных материалов для фильтров мобильной техники Ahlstrom Corporation (Италия) и Hollingsworth & Vose GmbH (Германия) снабжают европейский рынок, в том числе ведущие предприятия российского рынка. Клеи и уплотнители для фильтров также поставляют специализированные фирмы, например, Kleibchemie M.G. Becker (Германия).

В числе передовых предприятий по производству фильтров в России, выпускающих продукцию хорошего уровня, Ливенский автоагрегатный завод. В г. Ливны ОАО «Автоагрегат» было построено для обеспечения фильтрами продукции ВАЗа и укомплектовано японским оборудованием. С приходом рыночной экономики предприятие стало выпускать фильтры масляные, воздушные, топливные, гидравлические для отечественных автомобилей, тракторов.

Широкий ассортимент фильтров для иномарок производит концерн «Цитрон» – все виды фильтров для легковых и грузовых автомобилей и спецтехники европейского, американского, японского, корейского, китайского и российского производства. Фильтры для иномарок, производимые Концерном «Цитрон», постепенно завоевывают популярность и успешно заменяют продукцию иностранных фирм. Производят фильтры и ряд других предприятий, но по качеству продукции, широте охвата автопарка и применяемым технологиям все они заметно уступают лидерам.

Остальное пространство занимает импорт. Заметим, что ни одна иностранная фирма с мировым именем до сих пор не организовала производство фильтров в России. В Китае они охотно открывают производства: там дешевая рабочая сила, более благоприятная обстановка и законодательство для бизнеса. На наш рынок фильтров также стремятся попасть китайские фирмы. Особенно заметно это было на прошедшей в августе выставке MIMS в «Крокус Экспо». Конечно, качество их различается – есть хорошие фирмы, например NAFIL Filter Co., QAP Automotive Industries, Ltd. Сюда же можно отнести и фирмы Тайваня, например PEKO Inc. Ltd.

Довольно активны на российском рынке южнокорейские фирмы, выпускающие очень неплохие фильтры, например INTERPARTS Co., Ltd. (торговая марка RB-exide), Se-Kwang Ind. и др. Работают здесь и фирмы из США, поставляющие высококачественные фильтры для тяжелой техники: Donaldson Company, Inc. (воздушные, топливные и гидравлические фильтры), Baldwin Filters, Inc., Pall Corporation, Parker (выпускает  инновационные гидравлические фильтры высокого качества, но очень дорогие), WIX Filters, Federal Mogul (бренд Champion). Многие из этих фирм сертифицировали свою продукцию для нашего рынка в ОАО «НАТИ».

Из европейских фирм на нашем рынке стоит назвать Sogefi Filtration (торговые марки FRAM и FIAAM), MANN + HUMMEL Group (торговая марка MANN-Filter), Hengst Filterwerke, Mahle Group (торговые марки Mahle и Knecht), UFI Filters, Hi-Fi Filter, Internormen Technology GmbH, Stauff (гидравлические фильтры), SCT-Vertriebs GmbH (торговая марка SCT).

В Великобритании работают в основном дочерние американские предприятия, там находится главный офис фирмы Fleetguard (бренд Cummins Filtration). Все эти фирмы ведут разработки новой продукции, продвигая прогресс в области фильтров для мобильных машин.

Японские фирмы выпускают отличную продукцию, как, например, Tsuchiya Co., MFG Co., Nippon Micro Filter Co., но они в основном распространяют свой товар на Дальнем Востоке, а в европейской части России присутствуют мало. Неплохую продукцию выпускают турецкие фирмы, например, Fil Filter, Ltd., ASAS Filter Ind., но присутствие их на нашем рынке небольшое, ниша незначительная.

В связи с кризисом импортная продукция и материалы подорожали минимум на 30…50% и возрос интерес к отечественным материалам для изготовления фильтров. В Санкт-Петербурге уже несколько лет как освоило производство фильтровальной бумаги ЗАО «Фильтровальные материалы», которая по качеству постепенно догоняет лучшие импортные аналоги.

Возрождается производство фильтровальных материалов на Цурюпинском бумажном комбинате на Украине. Появился спрос на отечественные клеи и уплотнители для фильтров.

За последние годы в России образовано около 50 фирм – изготовителей фильтров для мобильной техники, многие из которых не имеют современного технологического оборудования и стендов, контролирующих качество изделий. Некоторые предприятия стали экономить на материалах, чтобы не повышать цену на фильтры, и таким способом снизить их отпускную стоимость, уменьшая площадь фильтровального материала. Меньше фильтровальной бумаги – значит, снижаются грязеемкость и пропускная способность фильтра. Стоит отметить, что некоторые известные зарубежные фирмы также используют эти недостойные приемы и присваивают бренды именитых производителей. Впрочем, ведущие российские фирмы дорожат своим именем, никогда не идут на фальсификацию продукции, наоборот, регулярно вводят новые технологии, повышая ресурс и другие технические характеристики фильтров, создавая тем самым свои российские бренды.

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ, РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Фильтры
Д. Купрюнин, генеральный директор ОАО «НАТИ», В. Маев, заведующий испытательной лабораторией систем фильтрации ОАО «НАТИ» Основные Средства 12'2009 16 ноября 2010

Комментарии (0)