Чистота рабочей жидкости экскаватора – залог его «здоровья»
Пневмоколесные краны
Обзор кранов на пневмоколесных экскаваторных шасси
Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (ч. 1)
Земная составляющая лунной программы
ЗИЛ-135Ш – транспортер-тяжеловоз для транспортировки крупногабаритных блоков ракетоносителей
 1
Микротоннелирование
Технология прокладки коммуникаций в условиях плотной застройки
 1
Техническое обслуживание гидравлического привода мобильных машин (ч.3)
 1
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 3)
Фильтры масляные и топливные
Влияние гидромолота на базовую машину
Виброзащитная подвеска гидромолота
Как продлить ресурс гидромолота
Советы по эксплуатации сменного инструмента гидромолота
Секреты воздушного фильтра
Автоматические системы управления на линиях BRT
Мониторинг надежности тракторов высокой мощности для села

Культура чистоты (ч. 1)

Д. Купрюнин, генеральный директор ОАО «НАТИ» В. Маев, заведующий испытательной лабораторией систем фильтрации ОАО «НАТИ»
Различные фильтры MANN
Модульный фильтр фирмы Hengst Co.
 
Элемент воздушного фильтра системы вентиляции
 
 
Трактор Fordson Major, виден водяной воздухоочиститель
 
Топливный фильтр
Элемент воздушного фильтра
Масляные фильтры MANN

О чистоте и очистке

Чем выше общий культурный уровень общества, тем важнее значение культуры соблюдения чистоты во всем. В быту мы фильтруем воду, используем пылесосы, специальными средствами моем полы, посуду и тело. Так же и в технике: с повышением ее качественного уровня возрастает необходимость обеспечить чистоту при работе узлов и деталей, эксплуатационных жидкостей и поступающего внутрь воздуха, ведь отказы техники из-за загрязнений эксплуатационных жидкостей и воздуха – частая проблема.

В 1930-е годы в СССР началось производство тракторов «Fordson-Путиловец», в которых поступающий в двигатель воздух очищали  примитивным водяным  фильтром. Масло фильтровалось тупиковыми каналами-«уловителями» в коленчатом валу двигателя. Для того уровня техники этого было достаточно, но сегодня воздушный фильтр трактора, например, фирмы Donaldson это сложнейший агрегат, где воздух подвергается многоступенчатой очистке.

На Западе к вопросам обеспечения чистоты при изготовлении и эксплуатации техники подходят очень серьезно. Сейчас на автомобилях некоторых марок фильтры устанавливают даже в тормозные системы и в систему омывания стекол, чтобы песчинки не царапали стекла. В России проблемы фильтрации тормозной жидкости пока никак не решаются. К сожалению, культура соблюдения чистоты в производстве техники при ТО, заправках и т. п. у нас также на низком уровне: автотракторные масла, например, зачастую перевозят и хранят в грязных бочках.

На заводах – изготовителях тракторов следует поднять уровень обеспечения чистоты при изготовлении узлов, агрегатов и сборке машин. Эту специальную большую организационно-техническую проблему необходимо настойчиво решать.

На мобильных машинах устанавливают бортовые фильтры, которые должны обеспечивать требуемую чистоту рабочей среды при работе всех трущихся узлов и агрегатов в эксплуатации.

Конструкции фильтров

Главная деталь бортового фильтра – используемый фильтровальный материал в сменном фильтр-элементе, который обеспечит требуемую тонкость фильтрации. Эта специальная фильтровальная бумага наиболее распространенный материал, толщина его волокон примерно 25  мкм. Более современный материал – синтетический, у него размер ячейки меньше, так как меньше диаметр волокон (10…12 мкм). Чем меньше диаметр волокна, тем эффективнее фильтр с точки зрения очистки от загрязнений и грязеемкости. В последнее время  разработаны наноматериалы,  позволяющие уменьшить диаметр волокон и ячеек, повысив качество  фильтрации и грязеемкость  фильтров. Нашей промышленности еще предстоит освоить эти материалы, но даже по использованию синтетики в фильтрах мы также несколько отстаем, а для современных гидравлических фильтров, работающих в условиях повышенного давления и пульсации, должны использоваться только синтетические материалы.

В качестве фильтрующего материала в отечественных фильтрах в основном пока широко применяют бумагу. Фильтровальная бумага для фильтрации воздуха, масла изготавливается из одного исходного материала – целлюлозы, но пористость, пропускная способность и тонкость фильтрации бывают разными, поскольку совершенно разная плотность  воздуха, масла и топлива. Например, для моторного масла номинальная тонкость фильтрации 10 мкм, для топлива – меньше 5 мкм. Сегодня бумага дешевле синтетики, но в дальнейшем с развитием технологии синтетика будет дешеветь, ведь производство бумаги – это использование природных ресурсов, лесных богатств.

Ведущие зарубежные фирмы вкладывают значительные средства в инновационные разработки новых фильтров. За последние 10…15 лет созданы новые, более совершенные продукты, например воздухоочиститель фирмы Donaldson марки Power Core.

Существенный вклад в обеспечение различными фильтрами техники вносит Концерн «Цитрон», единственный в России производитель фильтров для грузовой и специальной техники. «Цитрон» производит практически все виды фильтров для большинства применяемых в России автомобилей и спецтехники зарубежного и российского производства. Спецтехника и грузовики зачастую работают в условиях повышенной загрязненности воздуха, на топливе низкого качества, в тяжелых климатических условиях регионов России, и эти условия эксплуатации должны учитывать производители фильтров. «Цитрон» изготавливает воздушные фильтры для сельскохозяйственной и строительной техники с предочистителем, защищающим основной фильтрующий элемент от крупных частиц пыли. Воздушные фильтры для тяжелых дизельных грузовиков состоят из двух элементов – основного и элемента безопасности, который спасает двигатель в случае прорыва основного элемента. Большим разнообразием отличаются топливные фильтры: в стальном и пластмассовом корпусе, с крышкой-сепаратором для отделения воды от топлива, фильтры грубой и тонкой очистки топлива. Большое внимание уделяется увеличению ресурса масляных фильтров при соблюдении заданной тонкости отсева частиц в 10 мкм. Имеются в богатом ассортименте «Цитрона» фильтры очистки гидравлических систем и пневмосистем.

Как и ведущие зарубежные фирмы, «Цитрон» не производит сам фильтрующие материалы, а закупает у известных мировых производителей из Германии  и  Италии фильтровальную бумагу и инновационные синтетические материалы, структура которых позволяет добиться одновременно как тонкости отсева, так и долговечности работы фильтров.

Российские  изготовители фильтров видят свое развитие в удовлетворении растущего спроса на качественные и сравнительно дешевые отечественные фильтры для техники зарубежного производства, поэтому и все нововведения сводятся к расширению ассортимента фильтров – аналогов оригинальной импортной продукции.

Технические  специалисты Концерна «Цитрон» уверены, что главное в производстве качественных фильтров – это сочетание лучших материалов с чистотой выполнения технологического процесса. В 2007 г., после проведения полномасштабной  реконструкции производства, была введена стандартизация менеджмента качества и получен международный сертификат ISO 9001. Согласно требованиям ISO весь закупаемый материал и компоненты проходят входной контроль, жестко отслеживается соблюдение технологического режима производства, производится тестирование изделий на разных стадиях изготовления и контроль готовой продукции. Для этих целей была создана испытательная лаборатория, оснащенная уникальным для России высокоточным оборудованием.

Очистку масла раньше производили в центрифугах, но теперь от них отказываются, поскольку у центрифуги большая масса и она потребляет много энергии, ведь центробежный фильтр необходимо раскрутить не менее чем до 6000 мин–1. К тому же велика вероятность ее засорения, не говоря о необходимости периодической разборки и чистки. Новейшей тенденцией для очистки моторных масел является создание фильтровальных модулей, т. е. блоков, в которых совмещены различные узлы: насос, охладитель масла, фильтры. Основоположник этого направления – фирма Hengst GmbH & Co., известны и разработки фирм MANN + HUMMEL Group, MAHLE Filter и др.

Раньше были очень популярны одноразовые накручивающиеся фильтры типа Spin-on с металлическими деталями. Сейчас на первый план выходят вопросы экологии, а утилизация масляных фильтров такого типа проблематична – много металла. Кроме того, отработанное моторное масло – канцероген и требует соблюдения определенных мер безопасности при проведении техосмотра, поэтому от такой конструкции сейчас постепенно отказываются. Более популярными становятся разборные фильтры, в которых корпус изготовлен из прочной пластмассы, выдерживающей высокие и низкие температуры. Такой корпус разнимается очень просто, легко извлекается фильтрующий элемент, причем его конструкция такова, что при выполнении ТО масло не проливается на землю, а фильтр-элемент легко заменить новым. Металлических деталей в таком сменном элементе нет, лишь клей, бумага и пакет, в который собирается масло, да и утилизировать его гораздо проще.

К сожалению, у российских изготовителей фильтров для мобильной техники за этот период не появилось новых разработок, хотя в советское время были определенные достижения. Справедливости ради отметим, что и на Западе есть много фирм, которые лишь копируют чужие достижения по конструкции фильтров, особенно это характерно для Китая.

В производственных помещениях даже лучших отечественных заводов, выпускающих фильтры, должная чистота также не поддерживается, а ведь чистота на производстве – один из важнейших факторов, влияющих на качество фильтров. На ведущих западных предприятиях машиностроения, в частности, по производству фильтров, поддерживается почти стерильная чистота, вплоть до использования спецодежды для рабочих.

(Окончание следует)

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ, РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Фильтры
Д. Купрюнин, генеральный директор ОАО «НАТИ» В. Маев, заведующий испытательной лабораторией систем фильтрации ОАО «НАТИ» Основные Средства 11'2009 28 октября 2010

Комментарии (0)