Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 1)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
Берегите манжеты!
Неисправности гидросистем дорожно-строительных машин
Тяжелый металл (ч. 2)
Обзор рынка бульдозеров
Смешать, но не взбалтывать
Современные тенденции в грейдерном деле
Китайские внедорожные самосвалы (ч.2)
Дракон готовится к прыжку...
 1
Антифриз (ч.1)
Свойства охлаждающих жидкостей разных типов для тяжелой техники
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 4)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
 1
Думпер – это не самосвал!
Что же такое строительный думпер?
Как очистить солярку от воды
Фильтры-сепараторы Fleetguard из материала StrataPore
 5
Выбираем манипулятор
Разбор конструкций, ва­ри­ан­тов и опций КМУ
Уход за резиновой обувью
Практические советы по эксплуатации шин
Лизинговый договор: статья за статьей
Содержание лизингового договора

Рынок сельскохозяйственных тракторов в Западной Европе

А. Нефедов
В последние годы покупатели из России и других стран СНГ все больше интересуются качественной импортной тракторной техникой для села. Сегодня мы знакомим читателя с особенностями сельскохозяйственных тракторов (далее тракторов), предлагаемых зарубежными фирмами на одном из наиболее емких рынков в мире – рынке Западной Европы.
 
Распределение тракторов на рынке Западной Европы по конструктивно-компоновочным схемам
Zetor Proxima 7441
Lamborghini R.1 35
JCB 3230
New Holland T8050
Massey Ferguson 8480
Case IH Quadtrac 435
Carraro Agroplus 85
Claas Xerion 3300
Case IH Puma 180

Современный западноевропейский рынок стандартных тракторов 2008 г. стран ЕС – это количественное многообразие универсальных тракторов, предлагаемых 22 известными американскими, европейскими и японской фирмами. Всего на рынке продавалось 529 моделей 155 серий, имевших различные конструктивно-компоновочные схемы (4К2, 4К4а, 4К4б, 4К4б' и гусеничные) с мощностью двигателя от 41 до 578 л.с. и эксплуатационной массой от 1440 до 18 600 кг, способных удовлетворить вкусы и потребности самых взыскательных покупателей, причем из этого количества новых моделей было более 37%.

Наибольшее количество (93,5%) составляли полноприводные тракторы классической схемы 4К4а (см. диаграмму), тракторы классической схемы 4К2 только с задними ведущими колесами – 1,1%, тракторы нетрадиционной интегральной схемы 4К4б с передними и задними одинаковыми ведущими колесами и расположенной посередине кабиной – 1,6%, тракторы нетрадиционной схемы 4К4б' с шарнирно-сочлененной рамой и всеми одинаковыми ведущими колесами – 1,1%; гусеничные тракторы, в том числе четырехгусеничные с шарнирной рамой, составляли 2,7%.

Рынки Германии и Франции

Наиболее крупные и развивающиеся рынки стран Западной Европы по объему продаж тракторов различных типоразмеров это рынки Франции, Италии и Германии. В Германии объем купленных фермерами сельскохозяйственных тракторов новой конструкции оценивается, как правило, их количеством, прошедшим необходимую регистрацию официальными органами и допущенным к эксплуатации, которое по итогам, например, 2007 г. составило 28 469 ед.

Рынку Германии по сравнению с рынками других стран всегда было свойственно большое разнообразие предлагаемых моделей стандартных тракторов (табл. 1).

Сейчас на рынке Германии доминируют пять наиболее крупных корпораций – это AGCO, CNH, John Deere, Same Deutz-Fahr, а с 2007–2008 г. еще и фирма Claas, тракторная техника которых по результатам продаж пользовалась наибольшим спросом, отличаясь от продукции конкурентов высоким техническим уровнем и качеством изготовления. Десять моделей тракторов фирм Fendt, Deutz-Fahr, John Deere, Case IH, Massey Ferguson, входящих в эти корпорации, а также фирм Сlaas и McCormick показали наилучшие экономические показатели по результатам испытаний с воспроизведением семи наиболее используемых в эксплуатации режимов (табл. 2).

Таблица 2. Десять наиболее экономичных моделей тракторов рынка Германии
Модель Мощность,
л.c.
Соответствие
экологическим нормам
Экономические показатели
г/л.с..ч л/га
Fendt 936 Vario TMS
330
Tier 3
192
5,7
Deutz-Fahr Agrotron 150
145
Tier 2
202
6,0
Fendt 820Vario TMS
190
Tier 3
204
5,9
Claas Axion 850
245
Tier 3
207
6,0
John Deere 8530
320
Tier 3
209
6,2
McCormick XTX 215
193
Tier 2
209
5,9
Deutz-Fahr Agrotron 150.7
145
Tier 2
210
6,5
Fendt 312 Vario
110
Tier 3
211
6,1
Case IH Puma 180
182
Tier 3
211
6,1
Massey Ferguson 5470
125
Tier 2
213
6,4
Источник: profi, 2008, № 7, p.10.

В табл. 3 показаны доли рынка в январе 2008 г. по объемам продаж тракторов этих корпораций в Германии.

За январь–май 2008 г. различными производителями на рынке Германии продано 13 166 ед. тракторов, среди которых лидирующее положение занимали именно фирмы, входящие в наиболее крупные корпорации, тогда как объемы продаж тракторов других фирм были по сравнению с лидерами на порядок ниже (табл. 4).

В Германии ежегодно продают около 60 тракторов сверхвысокой (более 500 л.с.) мощности, которые помимо фирмы John Deere могут предлагать также фирмы AGCO, Challenger и Case IH.

Прогнозируется, что первые семь фирм, указанных в табл. 4, останутся в лидерах по объемам продаж и в последующие годы.

Таблица 3. Доли рынка крупнейших производителей в Германии в январе 2008 г.
Производитель Объем продаж, ед. Доля на рынке, %
AGCO всего
512
28
В том числе:    
Fendt
385
21
Massey Ferguson
88
5
Valtra
39
2
CNH всего
277
15
В том числе:    
Case IH
193
10
New Holland
84
5
John Deere
266
14
Same Deutz-Fahr всего
212
12
В том числе:    
Deutz-Fahr
162
9
Same
50
3
Claas
72
4
Прочие
500
27
Итого
1839
100
Источник: Agricultural machinery market and manufactures abroad.
Таблица 4. Продажи тракторов в Германии
Производитель Январь–май 2008 г. 2007 г.
ед. Доля в объеме
продаж, %
ед. Доля в объеме
продаж, %
John Deere
2848
20,1
5643
19,3
Fendt
1759
19,5
4853
16,6
Deutz-Fahr
1307
9,2
3259
11,1
Case IH/ Steyr
1490
10,5
2579
8,8
Claas
925
6,5
1924
6,6
New Holland
748
5,3
1658
5,7
Massey Ferguson
615
4,3
1274
4,3
Kubota
289
2
913
3,1
Same
490
3,5
847
2,9
Valtra
248
1,8
546
1,9
Landini
152
1,1
390
1,3
Belarus
182
1,3
331
1,1
McCormick
156
1,1
311
1,1
Lindner
91
0,6
182
0,6
Zetor
87
0,6
168
0,6
Carraro
55
0,4
138
0,5
Прочие
1724
12,2
4294
14,5
Источник: Аgricultural machinary market and manufacturers abroad.

Во Франции импорт тракторов в денежном выражении по итогам 2007 г. составил 880 млн. евро, при этом куплено тракторов на общую сумму 1250 млн. евро, что превышает аналогичный показатель 2006 г. на 16,8%. Сейчас на французском рынке сельхозтехники доля тракторов различных мировых брендов доведена до 38%.

За последние годы изменилась и структура французского рынка по классам мощности, на котором увеличился объем продаж более мощных моделей (свыше 150 л.с.) и снизился спрос на модели небольшой (70…90 л.с.) мощности (табл. 5).

Наибольшим спросом в Германии и Франции пользовались тракторы средней мощности от 80 до 150 л.с. (объем продаж – 11 228 ед. по итогам 2006 г.).

Японская фирма Kubota, до последнего времени традиционно поставлявшая на западноевропейский рынок семейства только специализированных узкогабаритных тракторов, теперь стала успешно продавать на нем и компактные колесные тракторы стандартных размеров с более широкой (до 1510...1720 мм) колеей и мощностью, не превышающей 105 л.с.

Отрадно, что в последние несколько лет на этом рынке появились и фирмы из СНГ с новыми тракторами (Kirovets c моделями 4К4а и 4К4б' и Belarus с моделями 4К4а), которые оказались конкурентоспособными не только в Германии, но и в других странах Евросоюза благодаря их довольно высокому техническому уровню и качеству изготовления, а также ценам намного ниже, чем цены на зарубежные тракторы, предлагаемые ведущими фирмами.

Таблица 5. Структура рынка тракторов, %, по классам мощности во Франции в 1999, 2003 и 2007 гг.
Объем продаж тракторов мощностью 1999 г. 2003 г. 2007 г.
70…99 л.с.
43
39
28
100…149 л.с.
45
42
49
Свыше 150 л.с.
12
19
23
Источник: Agricultural machinary market and manufacturers abroad.

Технический уровень конструкций

Предлагавшиеся к продаже на рынке серии (семейства), как правило, состояли из унифицированных однотипных моделей, мало различавшихся по массе, но существенно по мощности двигателей, причем основой каждой серии были унифицированные агрегаты: двигатели, трансмиссии, передние и задние мосты, кабины, гидронавесные системы и др. С целью максимального удовлетворения требований потребителей фирмы постоянно расширяют номенклатуру выпускаемых моделей с повышением мощности, систематически (в течение 1...3 лет) их обновляя и снимая с производства устаревшие модели. Наибольшей активностью в расширении номенклатуры отличались Case IH (11 серий и 45 моделей), Claas (13 и 38), Deutz-Fahr (15 и 44), John Deere (10 и 38), Lamborghini Trattori (13 и 31), New Holland (10 и 44), Same (12 и 33).

Характерным в условиях рынка для подавляющего большинства фирм был принцип комплектования тракторов одного типоразмера узлами и агрегатами разной степени сложности по отдельному заказу за дополнительную плату.

Отмечая в целом высокий технический уровень и конкурентоспособность моделей современных зарубежных тракторов, выделим важнейшие особенности конструкций их узлов, агрегатов и систем (табл. 6).

Несмотря на довольно высокую цену тракторов зарубежных фирм, которая существенно превышает цену аналогичных отечественных моделей, они тем не менее благодаря их высоким потребительским качествам и конкурентоспособности становятся все более привлекательными для сельских товаропроизводителей России. Эти тракторы можно приобрести как за счет полной оплаты их стоимости, так и по другим льготным схемам (лизинг и др.).

Таблица 1. Состав моделей тракторов рынка Германии в 2008 г.
Фирма Страна Схема Эксплуатационная
мощность, л.с.
Эксплуатационная
масса, кг
Число
серий
Число
моделей
AGCO Сhallenger США
Гусеничная
305…578
13 100…18 600
2
6
Веlarus Белоруссия
4К2
62…82
3600
6
2
4К4а
62…155
3800…5600
11
Case IH США
4К4а
59…335
2845…9160
9
40
4К4б'
390
17 191
1
1
Четырехгусеничная
390…543
21 810…23 133
1
4
Carraro Италия
4К4а
58…85
2175…2635
1
4
Claas Германия
4К4а
72…225
2730…8098
12
34
4К4б
305…344
12 500
1
4
Deutz-Fahr Германия
4К4а
41…250
1440…9450
15
44
Fendt Германия
4К2
80…90
3800…3850
7
2
4К4а
60…330
2980…10 360
27
Huerlimann Швейцария
4К4а
41…182
1440…6750
9
27
JCB Великобритания
4К4б
173…252
6200…10 640
3
4
John Deere США
4К4а
55…320
2500…11 295
7
30
4К4б'
381…525
15 482
1
4
Гусеничная
295…525
11 500…15 482
2
4
Kirovets Россия
4К4а
136…279
6200…8500
2
9
4К4б'
495
14 400
1
1
Kubota Япония
4К4а
59…109
3521
2
4
Lamborghini Trattori Италия
4К4а
41…250
1440…9450
13
31
Landini Италия
4К4а
59…243
2700…10 100
9
32
Lindner Германия
4К4а
65…101
2675…3800
2
10
Massey Ferguson Великобритания
4К4а
75…290
3860…9050
4
31
McCormick Великобритания
4К4а
67…264
3050…9140
7
28
New Holland США
4К4а
60…325
2845…9750
10
44
Same Италия
4К4а
41…250
1440…9450
12
33
Steyr Австрия
4К4а
59…196
2845…6770
6
19
Valtra Финляндия
4К4а
58…280
2460…8800
7
26
Zetor Чехия
4К2
56…85
2175…2635
3
2
4К4а
61…122
3550…4495
11
Источник: dlz, Traktoren, 2008.
Таблица 6. Важнейшие особенности конструкции сборочных единиц новых тракторов зарубежных фирм
Узлы, агрегаты и системы Конструктивные особенности
Двигатели Система Common Rail с электронным впрыском топлива, 4-клапанное газораспределение, высокий запас крутящего момента (до 40%), уровень выбросов Tier III
Трансмиссии «Мокрые» дисковые муфты сцепления (колесные модели средней и высокой мощности). КП многоступенчатые (до 24…40 передач) реверсивные синхронизированные (до 80 л.с.) с частичным переключением передач под нагрузкой, автоматические с полным переключением передач под нагрузкой или бесступенчатые гидрообъемные (более 80 л.с.). Максимальная транспортная скорость 40 км/ч, по заказу – 50 км/ч (колесные модели), 30 и 40 км/ч соответственно (гусеничные модели с РАГ). Экономичные трех- или четырехскоростные ВОМ (колесные модели средней мощности)
Ходовые системы Автоматическое включение привода переднего ведущего моста, в том числе под нагрузкой. Электрогидравлическая блокировка дифференциала повышенного трения. Передние ведущие мосты с гидропневматическим подрессориванием (с регулированием или блокированием либо автоматическим управлением и др. – колесные модели) или независимая подвеска передних колес. Изолирование посредством специальных амортизаторов ходовой части от рамы (гусеничные модели). Совместный поворот передних управляемых колес и их грязезащитных крыльев. Сдвоенные ведущие колеса (колесные модели высокой мощности)
Колесные тормоза Мокрые дисковые с гидроуправлением, одновременное торможение передних и задних колес (колесные модели средней и высокой мощности)
Механизмы поворота гусеничных тракторов Бесступенчатые гидрообъемные дифференциальные (модели с резиноармированными гусеницами)
Гидронавесные системы Электрогидравлическое автоматическое силовое и позиционное регулирование глубины обработки с автоматическим гашением колебаний рычагов в транспортном положении, функция электронного контроля и управления пробуксовыванием за счет регулирования заглубления при пахоте (на тракторах средней и высокой мощности). Максимальная грузоподъемность, близкая к собственной массе тракторов
Кабины Каркасные на виброизоляторах различных конструкций с уровнем шума до 69…72 дБ (А). Кондиционеры или автоматические системы климат-контроля (штатно или по заказу). Сиденья на пневмоподвесках. Управление узлами и агрегатами кнопочное, с помощью джойстиков, многофункциональных мониторов и дисплеев на базе компьютеров
Средства автоматизации Функции диагностики узлов и агрегатов, управления на разворотной полосе, автоматического регулирования двигателей, сбора и документирования учетных данных, контроля интервалов ТО, программирования работы основных узлов и орудий и управления навесным рабочим оборудованием, автоматического вождения по сигналам спутниковых навигационных систем (штатно или по заказу)
РЫНОК (статистика, анализ) СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО Трактор
А. Нефедов Основные Средства 04'2009 21 июня 2010

Комментарии (0)