Всем ли по зубам лизинговый пирог? (ч.2)
Расчет удельной стоимости эксплуатации строительных машин
Прокладка стальных футляров
Технологии закрытой прокладки защитных кожухов при бестраншейной прокладке трубопроводов
Спецтехника зимой
Советы по эксплуатации
Автоматические системы управления на линиях BRT
Зимняя эксплуатация гидромолотов
Факторы воздействия отрицательных температур на гидромолот
Гусеничные краны-трубоукладчики
Обзор российского рынка
 1
Сколько «ходят» шины?
Снижаем затраты на покрышки и продлеваем их ресурс
Критерии выбора лесных машин
 1
Китайские внедорожные самосвалы (ч.1)
Дракон готовится к прыжку…
Карбюраторы среднетоннажных грузовиков
Схемы, регулировочные параметры и рекомендации по обслуживанию
Карбюраторы малых грузовых и грузопассажирских автомобилей
Конструкции карбюраторов К-126Г, К-131, К-151 АО «ПеКар» для двигателей ЗМЗ и УМЗ
Сравнительные испытания магистральных седельных тягачей
MAN TG 460 A, Mercedes Actros 1846 LS, Scania R 124 LA 470 и Volvo FH 12-460

Китайская техника сегодня и завтра

Алексей Стариков

Как результат роста экономики России в последние годы в стране отмечен лавинообразный спрос на коммерческие автомобили всех типов. Ожидание новых машин доходит до года, спрос на подержанную технику многократно опережает предложение, не испытывают проблем со сбытом отечественные производители. И неудивительно, что в последние два года на российский рынок ворвались ранее неизвестные нам производители грузовиков из Китая.

В первой половине этого года счет проданных нам китайских автомобилей превысил десять тысяч, в подавляющем большинстве новых (правда, большую часть из них составляли развозные фургоны легкого и среднего классов), тогда как в течение 2005 г. в страну было ввезено чуть более трех сотен «китайцев», в том числе подержанных. За эти три года китайские машины стали обычным явлением на российских дорогах, стали известны их конструктивные особенности и типичные «болячки». Заглянем в историю.
Первенцами китайского автопрома были крупные государственные заводы, построенные по технической документации и с привлечением специалистов из Советского Союза. Так, первыми грузовиками марки Jiefang стали отечественные ЗИС-150, марки Yuejin – ГАЗ-51. Свою документацию в Китай передавали заводы «Урал», БелАЗ, КрАЗ. До начала 1980-х эти машины производились в рамках государственной экономики в огромных количествах с минимальными доработками. Интересно, что некоторые технические решения сохраняются в них до сих пор и узнаются отечественными специалистами, особенно в конструкции автобусов.
В конце 1970-х годов сотрудничество Советского Союза и Китая было свернуто, и с тех пор автомобилестроение КНР развивалось под тесным влиянием Японии. Сначала главный автозавод страны – FAW заключил договор о сотрудничестве с компанией Mitsubishi, начав использовать ее кабины на своих машинах. Позднее то же произошло и с вторым крупным машиностроительным предприятием – DongFeng. Сегодня китайские грузовики во многом напоминают японские: кабины, колесная формула, способы крепления зеркал – все, кроме двигателей и коробок передач, лицензии на производство которых китайцы предпочитают покупать у европейских концернов.
В начале 1980-х китайское правительство совершило сделку, имевшую далеко идущие последствия – приобрело лицензию на производство бескапотной серии 91 у австрийской фирмы Steyr. Эти машины производили огромными тиражами на сотне филиалов государственных заводов по всей стране. Позднее, когда эти предприятия выкупались у государства и становились частными, производство той же самой базовой модели сохранялось. Это же относится и к производству компонентов – двигателей, коробок передач, мостов. Именно поэтому до сих пор при бесконечном разнообразии фирм большинство машин оснащены одинаковыми узлами и различаются только облицовкой радиатора да эмблемой на ней.
К началу экономических реформ в Китае было два десятка производителей коммерческих машин, разделявшихся по назначению продукции. Гражданские машины напоминали прародителей – Steyr, Mitsubishi и MAN (лицензию на производство автомобилей MAN Китай выкупил у румынского производителя), военные – наш «Урал» и французский Berliet, карьерные самосвалы – БелАЗ и Komatsu. А в результате притока западного капитала и открытия огромного числа совместных предприятий Китай к началу 1990-х производил несметное количество моделей с узлами по лицензиям самых именитых производителей.
Сегодня в КНР производится более 500 тысяч только тяжелых машин в год (грузоподъемностью от 8 т). Привести список производителей не представляется возможным – Министерство транспортного машиностроения Китая ежегодно публикует список в пятьдесят с лишним только крупных производителей. Однако часть из них, а они производят порядка 70% общего объема, выглядит следующим образом (рассмотрим только производителей тяжелой грузовой техники).
Первые места занимают государственные компании FAW и DongFeng, выпускающие на десятках собственных заводов сотни модификаций автомобилей. Обе они присутствуют у нас, пока не очень активно в силу направленности на рынок собственной страны. Стоит отметить, что машины FAW производятся в тесной кооперации с японской Mitsubishi, а DongFeng сделал ставку на Nissan Diesel, с которым имеет также ряд совместных предприятий.
На третьем месте самая, пожалуй, известная у нас фирма – CNHTC (China National Heavy Truck Corporation). Эта крупная частная фирма в 1998 г. распалась на три «куста» производителей – Sinotruk, Shaanxi, Hongyan. В состав Sinotruk входят десятки заводов, в том числе Jinan, Huawo, Quingdao, Taian Wuyue, а используются торговые марки HOWO, Star-Steyr, Steyr-King, Hока, Hole, Haojun, Hania, Huanghe, Commander, General, King Prince, Golden Prince. Модели, имеющие в названии Prince, комплектуют кабиной MAN серии L. Всего фирма производит более 1300 моделей.
Следующий хорошо известный на нашем рынке игрок – Shaanxi (по названию провинции), основной поставщик колесной военной техники в Китае, что положительно сказывается на качестве его гражданской продукции. В составе этого концерна 11 заводов, включая Shaanxi-Baoji Huashan, Shaanxi-HanDe, Shaanxi-Tongli, Shaanxi-Huazhen, Shaanxi-Lantong, Shaanxi-Bus. Концерн выпускает старые машины Steyr под названиями Aolong и Yanan. Новые модели комплектуют кабинами MAN серии F, а продается техника под марками Steyr и Delong. Сейчас Shaanxi предлагает также новейшие модели в стиле MAN TGA, но с японскими кабинами.
Пятым следует упомянуть компанию Foton. Это европеизированная транскрипция названия Beiqi Fu Tian. Один из самых молодых производителей образован в 1996 г. Продукция его производится с использованием лицензии фирмы Isuzu, в частности двигатели и кабины. В 2003 г. фирма Foton заключила договор о партнерстве с компанией Daimler, но производственная программа ее не изменилась: производится несколько десятков моделей Auman, Aumark, Auv, View, Ollin, Sup, Forland.
Из более мелких производителей у нас предлагается продукция фирм JAC, CAMC, Beifan Benchi и Tiema (две последние производят автомобили по лицензии Mercedes-Benz старых поколений, но на общей для китайцев агрегатной базе).
Говоря об импорте из Китая, упомяну еще несколько производителей, продукцию которых пока не предлагали в продажу, однако стоит, безусловно, ожидать их появления в ближайшее время.
Главным конкурентом уже представленным маркам следует считать фирму Hongyan. Отколовшись от того же CNHTC, она в свое время была главным производителем военной техники по французской лицензии. Помимо этого в середине 1980-х именно этот завод освоил производство «813-й» модели чешской Tatra, а позднее и современной модели 815. Сейчас выпускает ряд моделей, начиная с того же Steyr (под маркой Dakang), а также собственных разработок, и чешской TATRA с собственной кабиной.
Неизвестная пока у нас марка Shangqi Huizhong производит грузовики Shac, в основе выглядящие как Mercedes-Benz серии SK, а на деле это южнокорейский Samsung, в свое время собиравший их по лицензии, а позднее обанкротившийся. Право на их производство теперь принадлежит этой фирме.
Довольно много китайских производителей надстроек и спецтехники (бетононасосов или, например, автомобильных кранов) также производят шасси как для своих нужд, так и на продажу. Это уже известные в России Sany, Zoomlion, Fuyan, XCMG.
Необходимо учитывать также, что помимо собственных разработок с импортными комплектующими большое число китайских СП производят грузовики, аутентичные импортным. Большинство собирают их из завезенных машинокомплектов, и они ничем не отличаются от «фирменной» продукции, разве только иероглифами на кабине. В Китае производят машины Isuzu, Mitsubishi, Tatra, Volvo, International и некоторые другие. Весьма вероятно их появление на нашем рынке по более привлекательной цене.
Что же представляют собой китайские грузовики и каковы их дальнейшие перспективы на отечественном рынке? Очевидно, в ближайшее время будут расти их продажи, несмотря на снижение дефицита машин у нас в связи с мировым кризисом. Серьезным аргументом служит потрясающая гибкость в ценообразовании: запас цены у китайцев явно не исчерпан, доказательством чего служит полное отсутствие инфляции в стоимости китайских машин за последний год. Кроме того, постоянные усилия производителей по улучшению качества тоже привлекают все больше покупателей.
А пока качество китайских машин, безусловно, оставляет желать лучшего, практически любой узел китайских машин изготовлен с дефектами. Исходное качество китайской стали низкое. Подшипники и другие трущиеся детали ломаются даже без предельных нагрузок. Резиновые изделия и проводка напоминают дешевые магнитолы. Не вызывают нареканий, пожалуй, только двойные рамы и самосвальные кузова. На хорошем уровне и эргономика современных кабин. В этой связи неудивительно, что основная сфера применения «китайцев» сегодня – строительство. Подавляющее большинство проданных грузовиков – это самосвалы плюс незначительная часть бетоносмесителей. На долю тягачей и спецтехники приходится не более 5% общего объема продаж. Для этого сегмента рынка не столь важны передовые технологии при производстве компонентов, поэтому спецификации машин разных марок весьма похожи: двигатель производства Wiechai или Yuchai (рядный дизель по все той же лицензии Steyr объемом 9,7 л развивает мощность 260…360 л.с.), китайская лицензионная 9-ступенчатая коробка передач, местные сцепление и мосты производства FAW или DongFeng.
Поскольку качество компонентов невысокое, неудивительно, что в основном китайские автомобили покупают для использования в срочных строительных проектах, требующих большого объема перевозок на коротком плече. Если частник покупает одну машину, то ее эксплуатация будет неэффективной из-за простоя, поломок и ожидания запчастей. Расширение станций технического обслуживания и номенклатуры ремонтных комплектов – очень важный аспект в деле распространения китайских грузовиков. Продавцам важно также предлагать машины в расширенной комплектации, ведь производитель на сегодняшний день предлагает альтернативы. Взять, к примеру, те же двигатели. В Китае действует несколько десятков совместных предприятий по выпуску самых современных агрегатов от тех же Nissan Diesel, Isuzu, Deutz, Cummins, Caterpillar. То же относится и к другим компонентам – от сцепления и коробок передач до светотехники и электросети. А пока эти машины закупают в основном крупные строительные компании в количестве от десятка и более, эксплуатируют их с высокой интенсивностью год-полтора, а затем меняют на новые. Неудивительно, что сложившаяся репутация помещает китайские грузовики где-то между отечественными и подержанными импортными. Однако очевидно, что повышение качества и бесконечное разнообразие китайских моделей в дальнейшем усилят конкуренцию в нише недорогих грузовых машин на российском рынке.

Российские покупатели о китайских автомобилях
(М. Сигаева)


Технический директор московской фирмы «Мехуборка» Евгений Еремин: «До недавнего времени мы работали на ЗИЛах и КамАЗах. Сейчас приобрели китайские DongFeng. Они находятся в одной ценовой рамке с КамАЗом, но качество исполнения значительно лучше. Два года назад я был категорически против «китайцев», а сейчас мы взяли в эксплуатацию на проверку первые машины, и пока никаких нареканий нет. Они отвечают всем требованиям по удобству, расходу топлива»

Ерулан Темиралиев, координатор по развитию бизнеса фирмы «Темiралi» из Казахстана: «Полгода назад мы купили десять новых самосвалов Sinotruck грузоподъемностью 25 т. Конечно, слабые места у них есть и к тому же нет сервисного центра китайских машин в том районе, где работает основная часть нашей техники. И компаний, поставляющих запчасти к китайской технике, в Казахстане немного, поэтому ремонтные работы производим в собственной мастерской, некоторые запчасти приобретаем на складе неподалеку, а не заказываем в Китае. В принципе, мы довольны приобретением. Думаю, что будем еще покупать «китайцев», возможно, именно эту марку или Howo: пока изучаем и анализируем. Китайские автомобили выгоднее КамАЗов, МАЗов или КрАЗов, потому что «снговские» грузовики по качеству не отличаются от китайских, а стоят дороже».

Механик одной из московских сервисных фирм, дилера китайских грузовиков HOWO: «Наша фирма занялась продажей «китайцев» больше года назад. Количество продаж зависит от сезона: в месяц продаем от 6 до 16 машин. Гарантию даем стандартную: один год на узлы и агрегаты. Но за весь год был всего один гарантийный случай. HOWO по сравнению с КамАЗом лучше, легче в ремонте. Многие берут дешевые автомобили, чтобы выжимать деньги, поэтому и не соблюдают в дальнейшем никаких норм, в несколько раз превышая нагрузку на ось грузовиков. Отсюда проблемы. Китайские автомобили можно ремонтировать в любом автосервисе, никаких технических сложностей это не составит, но часто за такую работу попросту не хотят браться. В Москве можно без опасений приобретать «китайцев»: у нас и сервисных центров достаточно, и поставка запчастей отработана. Расходные материалы всегда есть в наличии, а те, что приходится заказывать в Китае, ждем самое большее две недели. В регионах с сервисными центрами сложнее. К нам недавно приезжали из Пензы, чтобы отремонтировать машину».
Почему китайские автомобили сейчас становятся так популярны в нашей стране? Ответ очевиден. Их преимущества – это привлекательный дизайн, экономичность и, конечно, цена. Почему тогда в Европе эти модели неинтересны покупателям? Почему там предпочитают покупать европейские модели по цене, в несколько раз превышающей цены на китайские аналоги? А дело в том, что, несмотря на иностранные технологии, китайские модели не выдерживают европейские краш-тесты. Вот мнение французского водителя: «Я работал на разных моделях грузовиков. Так вот, на многих китайских грузовиках нет ремней безопасности. И это даже правильно, потому что при аварии на «китайце» для водителя лучше вылететь из кабины, поскольку его единственный шанс на спасение. Если он останется в автомобиле – это верная смерть!»
Но для российского покупателя безопасность – не главное, главное – цена, а она у «китайцев» всегда вне конкуренции. Стоимость ЗИЛ-5301 «Бычок» г/п 3780 кг – в пределах 16 000 USD, а стоимость грузовичка DongFeng 1062 г/п до 5000 кг – около 20 000 USD. Получается, что разницы почти нет.
Следует отметить, что китайские дизели собраны по японской лицензии и «ходят» до 300 тыс. км без капитального ремонта, что для российских грузовиков огромный срок. Но еще и до капремонта проблем с российскими грузовыми автомобилями у потребителей будет предостаточно. У «китайцев» определенно возникнут проблемы с системой отопления. В Китае другой климат, поэтому аккумулятор и электрооборудование зимой у нас быстро выходят из строя.


Новинка китайского автопрома – тягачи FAW серии J6

DongFeng поставляет в Россию автомобили всех классов

Этот футуристический кран сделан в Китае с использованием импортных комплектующих

Shaanxi – один из основных поставщиков колесной техники для китайской армии

Благозвучное название машин Foton на самом деле транскрипция от трудно произносимого Beiqi Fu Tian

Спектр машин CNHTC – серий HOKA, Prince, Hania (слева направо)

Бывший южнокорейский SsangYong, собираемый в Китае, теперь зовется Shac

В Китае используются и лицензионные чешские Tatra

Самосвал марки Tiema оформлен в стиле Mercedes-Benz Actros, но кабина на самом деле лицензионная

Классический Steyr «в исполнении» Hongyan носит имя собственное «Dakang»

Отличить этот Isuzu от японского аналога можно только по иероглифам в правом углу кабины

РЫНОК (статистика, анализ) ТРАНСПОРТ Китай
Алексей Стариков Основные Средства 12'2008 26 мая 2009

Комментарии (0)