Майна!

Современная ситуация на рынке крановой техники

Д. Полянский

Хотим мы того или нет, но состояние экономики нашего главного заокеанского партнера-соперника сильно отражается на наших делах. И не только на фондовой бирже или в банковском секторе. Прошло чуть больше полугода после ипотечного скандала и последовавшего за ним кризиса ликвидности в США, и вот уже региональные продавцы мобильной крановой техники вынуждены затягивать пояса. Региональный строительный рынок заметно сбавил активность, а ведь именно строители являются основными потребителями автокранов.

Впрочем, если посмотреть на данные Росстата, ситуация покажется не такой плачевной. Да, рост темпов ввода жилья в России несколько снизился. За первое полугодие 2008 г. по сравнению с те же периодом прошлого года прирост составил около 4%. Аналитики Росстата полагают, что одной из причин замедления стало снижение объемов строительства в Москве, Санкт-Петербурге, Московской области и Краснодарском крае. Возможно, в первые месяцы на общую картину в стране влияли именно эти факторы, но ближе к концу полугодия стало понятно, что и сибирские мегаполисы стали строить меньше. Продажи строительной техники отреагировали на это замедление соответствующе. Продавцы автокранов уверяют, что если год назад речь шла о серьезном дефиците автокранов, то сегодня налицо превышение предложения над спросом. По их мнению, это напрямую связано с ситуацией на мировом финансовом рынке и замедлением темпов роста российской экономики. Застройщики не торопятся возводить новые объекты, опасаясь заморозить средства. Жилье не продается, поскольку ипотечный кризис в США, отразившийся и на Европе, сделал недоступными для наших банков недорогие кредитные ресурсы.
И это только половина беды. Кризис ликвидности банков отразился в свою очередь на рынке лизинговых услуг. Требования лизингодателей опять ужесточились. Лизинговые договоры рассматриваются в течение более длительного срока, жестче стали требования к лизингополучателям. В связи с этим для многих потребителей этот вид финансирования сделки купли-продажи стал недоступным либо не выгодным. И это тревожный звонок не только для продавцов автокранов, но и для всех игроков рынка коммерческой техники.
Между тем многие автокрановые предприятия, составляя производственные планы в конце прошлого года, исходили из темпов роста продаж в 2007 г. Этот прогноз не оправдался, и сегодня ряд предприятий вынуждены приостанавливать производство, поскольку площадки дилеров затоварены. Особенно остро это ощутили на себе предприятия, не входящие в тройку лидеров российского рынка (лидеры – Ивановский, Галичский и Клинцовский заводы). Показателен тот факт, что весь прошлый год техника активно росла в цене, однако раскупалась еще на стадии заказа. В этом году цены на автокраны были заморожены, несмотря на инфляцию. Дилеры поговаривают даже о некотором снижении стоимости.
Впрочем, в любой ситуации есть и положительные моменты. Следствием снижения спроса на автокраны стало повышение конкуренции между производителями и продавцами, а в этой ситуации всегда выигрывает потребитель. Еще год назад строительный подрядчик был готов купить какой угодно кран на любом шасси, лишь бы срок поставки был максимально коротким, а сегодня любая техника в наличии, выбор огромен, и покупатель может выбирать технику и по цене, и по качеству.
Серьезной проблемой для отечественных производителей становятся краны китайского производства. Они в настоящий момент сопоставимы по цене с российской продукцией, при этом их эксплуатационные характеристики во многом превосходят показатели российской техники. В настоящий момент в Россию поставляют технику двух производителей – XCMG и Zoomlion. В основе их модельного ряда автокраны, сконструированные европейскими или японскими производителями в 1990-е годы. Впрочем, сами китайцы прекрасно это осознают и намерены в ближайшем будущем активно внедрять разработки собственных конструкторов.
На прошедшем недавно в Китае ежегодном заседании Ассоциации производителей строительной техники (China Construction Machinery Association – CCMA) заместитель генерального директора Xuzhou Heavy Machinery (подразделения корпорации XCMG) отметил: «Технологии пока являются главным ограничительным фактором на пути развития китайских производителей. Сегодня китайская промышленность во многом копирует модели европейского производства, но такой подход не будет работать в будущем. Мы должны отдавать себе отчет в том, что, несмотря на успешное освоение целого ряда передовых технологий, наша отрасль не обладает базовыми технологиями для производства кранов очень высокой грузоподъемности. Отрасль остро нуждается в современных собственных разработках». Помимо этого участники форума приняли решение уделить особое внимание своему имиджу на мировом рынке. Китайские производители признали, что пока они серьезно уступают транснациональным производителям крановой техники в вопросах послепродажной поддержки.
В России высокого спроса на китайские мобильные краны пока нет, но имеется устойчивая тенденция роста. Продавцы уверены, что эти машины могут составить самую серьезную конкуренцию российским машинам. Просто пока потребители относятся к ней настороженно. Что касается регистрации кранов китайского производства в органах Росгостехнадзора, то в настоящий момент, по заверениям продавцов, эта проблема решаема. Правда, ее решение занимает некоторое время и стоит недешево. В процессе получения разрешительной документации все вопросы снимаются после установки российского прибора безопасности ОНК, но сам процесс регистрации китайского автокрана растягивается на месяц и больше. Самой серьезной проблемой для многих продавцов китайской техники сегодня является поставка запасных частей. Так что пока, несмотря на некоторое превосходство китайских кранов по таким показателям, как больший вылет стрелы, российские машины выглядят предпочтительнее в плане доступности сервиса. Что касается качества китайских машин, в настоящее время у строителей недостаточно опыта эксплуатации, чтобы делать какие-то выводы.

25, 32, 40 т. Кто больше?
Подъемно-транспортная техника продолжает тяжелеть. Автокраны номинальной грузоподъемностью (г/п) 16…20 т в последние годы не пользуются спросом. В 2007 г. самыми востребованными стали краны номинальной г/п 25 т. В 2008 г. тенденция увеличения вылета стрелы и мощности крана продолжилась. Продавцы уверены, что скоро в категорию самых популярных моделей войдут краны г/п 32 т, поскольку строителям все чаще требуется стрела с вылетом от 30 м и выше. Ведущие представители отрасли уже объявили о своем намерении переориентировать производство на выпуск кранов более высокой грузоподъемности. Не исключено, что как результат 16-тонные краны попросту исчезнут из производственной программы. Техника этого сегмента сегодня может довольно успешно замещаться краново-манипуляторными установками (КМУ), устанавливаемыми на бортовые автомобили.

«Серый» импорт
В Сибири и на Дальнем Востоке по-прежнему широко используют подержанные автокраны из Японии. Специфика японского кранового машиностроения в том, что в этой стране производят очень небольшой ассортимент кранов на автомобильном шасси, как правило, с небольшой стрелой и невысокой грузоподъемности. Что касается мощных моделей, то их выпускают на собственном самоходном короткобазном шасси. Страна восходящего солнца является пионером в этой области, краны такого типа получили там наиболее широкое распространение. К настоящему моменту в Японии выпускают на короткой базе краны г/п до 70 т. Короткая база никоим образом не сказывается на устойчивости машины в процессе работы, поскольку работает кран только с выдвинутыми аутригерами, с колесами, оторванными от земли. Обычно короткобазное шасси имеет две оси и четыре аутригера, лишь наиболее тяжелые модели выпускаются на трехосном шасси с шестью аутригерами.
Популярность короткобазных кранов объясняется такими их преимуществами, как маневренность на строительной площадке, отсутствие мертвой зоны. Такой кран может работать в круговом режиме, тогда как на большинстве автокранов электроника не позволяет оператору работать в секторе кабины шасси. К тому же высокотехнологичные японские краны значительно превосходят по своим грузовысотным характеристикам российские модели аналогичной номинальной грузоподъемности. На высоте третьего-четвертого этажа 40-тонный японский кран наглядно демонстрирует, почему он стоит так дорого. Наиболее востребованы на вторичном рынке автокраны, произведенные в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Именно в этом сегменте представлена техника, которая доступна широкому кругу российских потребителей и в то же время с хорошим остаточным ресурсом. На дальневосточном рынке работают и японские краны, произведенные еще в середине 1980-х годов.

Новые разработки
Несмотря на спад продаж автокранов, этот год был богат на новые модели. Особенно порадовали российские производители, которые на выставке «СТТ» продемонстрировали целую серию новых кранов. У «Ивановской марки» в наиболее массовом сегменте г/п 25 т появилась модель «Ивановец» KC-54712 на специальном шасси Брянского автомобильного завода БАЗ-80311 (6х4). Кран оснащен четырехсекционной стрелой многогранного профиля длиной 30,1 м и гуськом длиной 7,0 м. В этом же сегменте компания представила модель «Ивановец» KC-54711Б, у которой ходовая рама шасси совмещена с опорной рамой крановой установки. За счет этого модель получилась более легкой и устойчивой при работе. К числу новинок этго года следует отнести и автокраны «Ивановец» KC-59712 г/п 32 т на двухосном шасси со всеми управляемыми колесами БАЗ-8027 (4х4х4) и «Ивановец» KC-6973БМ-У1 г/п 50 т на спецшасси БАЗ-69098 (8х8).
Галичский автокрановый завод освоил новую модель 32-тонного крана «Галичанин» КС-55729-5В, на шасси высокой проходимости (8х8) КамАЗ-63501 «Мустанг». Это шасси раньше применяли исключительно в военно-промышленном комплексе. Клинцовский завод в этом году собрал первую 40-тонную модель «Клинцы» КС-65719-1К. Стрела крана изготовлена из гнутого профиля, поэтому снизилась масса и повысилась прочность рабочего оборудования. Вторая новинка Клинцовского завода – 25-тонная модель КС-55713-1К также со стрелой из гнутого профиля.
Главной новинкой текущего года от Челябинского механического завода является усовершенствованная 25-тонная модель «Челябинец». Кран монтируют на вездеходном шасси (6х6).
Дрогобычский автокрановый завод в этом году сертифицировал в России 32-тонную модель на шасси КамАЗ и МАЗ. Ранее этот кран поставляли только в страны СНГ. Также на «СТТ-2008» был представлен 40-тонный «Силач». В серийное производство эта модель пойдет в следующем году.
Завод «Юрмаш» представил на «СТТ» сертифицированную модель нового автокрана КС-65720 на шасси КрАЗ (6x6). Заявленная грузоподъемность этого крана составляет 40 т.

 

РЫНОК (статистика, анализ) СТРОИТЕЛЬСТВО Автокран
Д. Полянский Основные Средства 10'2008 28 апреля 2009

Комментарии (0)