Российский рынок шин

А. Рикошинский









Исторически российская шинная промышленность создавалась под производственные нужды отечественных автозаводов и примерно соответствовала их потребностям с учетом объема и структуры имеющегося в стране парка автомобильной техники. В настоящее время свои коррективы в объемы и структуру рынка шин вносит внешняя торговля, главным образом импорт. Точно определить объем российского рынка шин, особенно с учетом экспорта и импорта невозможно (если объемы ввоза-вывоза шин официальными дилерами можно учесть достаточно точно, то «серый» объем можно лишь оценивать с определенной степенью точности). В целом объем отечественного рынка шин может быть оценен в 50 млн. шт., или в стоимостном выражении более 100 млрд. руб. С определенной достоверностью можно говорить лишь об объемах производства, да и то данные производителей расходятся с официальными данными Росстата.

Как видно из табл. 1, в 2007 г. по сравнению с 2006 г. рост производства шин в целом составил 106,9%. При этом рост выпуска шин для грузовых автомобилей был выше, чем рост производства шин для легковых автомобилей: 107,2% против 106,5%. Однако еще больший рост продемонстрировал рост шин для сельского хозяйства: 123,1%.
В структуре российского производства шин порядка 68% занимают шины для легковых автомобилей, 27,5% – шины для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов, 3,5% – шины для с.-х. машин и 1% – шины для мотоциклов и мотороллеров.

Среднегодовая загрузка мощностей предприятий по производству шин, %


1992 г. – 78
1995 г. _ 43
2000 г. – 41
2002 г. – 77
2003 г. – 83
2004 г. – 79
2005 г. – 82
2006 г. – 82
2007 г. – 77
В настоящее время основными отечественными производителями шин являются ООО «СИБУР – Русские шины», которое объединилось с Amtel-Vredestein N.V. и ОАО «Нижнекамскшина».
По итогам I квартала 2008 г. доля продукции, выпущенной группой шинных заводов, входящих в холдинг «Сибур» составила 35%. Доля шин ОАО «Нижнекамскшина» составила 32%. Доля продукции, выпущенной группой шинных заводов, входящих в компанию «Амтел» (ООО «Амтел-Черноземье» (Воронеж), ОАО ШК «Амтел-Поволжье» (Киров), ЗАО «МШЗМ» (Москва) составила 28%.
Даже до объединении с Amtel «СИБУР – Русские шины» был крупнейшим производителем шин в Центральной и Восточной Европе. По итогам 2006 г. компания вошла в двадцатку крупнейших шинных компаний мира, заняв 5-е место в списке крупнейших шинных компаний Европы. По итогам 2007 г. продукция компании занимает более 20% российского шинного рынка. За 2007 г. консолидированная выручка холдинга увеличилась на 17% по сравнению с 2006 г. и составила 26,8 млрд. руб. Рентабельность холдинга выросла за тот же период в три раза и составила около 2,5 млрд. руб.
Всего в 2007 г. «СИБУР – Русские шины» произвел и реализовал 12,4 млн. шин, в том числе 7,5 млн. легковых и легкогрузовых шин, 4,3 млн. шин для коммерческого транспорта и 0,6 млн. других шин (мото-, авиашины и др.).
В 2007 г. по сравнению с предшествующим годом выручка от реализации шин увеличилась на 23%, в том числе:
• по грузовым на 24% (в том числе ЦМК шинам на 38%);
• по сельскохозяйственным на 37%;
• по легкогрузовым на 28%;
• по легковым на 11%.
29 августа этого года на очередном собрании акционеров компании Amtel-Vredestein N.V., состоявшемся в Нидерландах, принято решение об одобрении транзакции с ОАО «СИБУР Холдинг». В отношении транзакции акционерами приняты решения об обмене акциями с ОАО «СИБУР Холдинг», проведении частного размещения новых акций на сумму 150 млн. USD, а также об отказе в условии обязательного выкупа акций.
В состав холдинга входят: ОАО «Ярославский шинный завод», ОАО «Омскшина», ОАО «Волтайр-Пром», ООО «Уралшина», СП ЗАО «Матадор-Омскшина» (совместное предприятие компаний «СИБУР – Русские шины» и Continental Matador Rubber), ОАО «Саранский завод «Резинотехника», завод по производству РТИ, ОАО «Сибур – Волжский», специализирующийся на производстве синтетического корда.
Холдинг «СИБУР – Русские шины» производит широкую гамму легковых, грузовых, индустриальных, сельскохозяйственных и авиационных шин для всех отраслей промышленности – всего свыше 400 моделей. В производстве многих типов шин компания является бесспорным лидером. Ее доля в российском производстве авиационных шин составляет 60% , шин для с.-х. техники – 33%, для грузовых автомобилей – более 40%, легковых шин – 12%.
Объемы производства ОАО «Нижнекамскшина» в 2007 г. составили 12,4 млн. шин, что на 208 тысяч больше, чем годом ранее. Грузовые шины произведены в количестве 4,6 млн. шт., легковые – 7,5 млн., в том числе почти 1,6 млн. шин «Кама-Евро» по технологии компании Pirelli. Объем производства последних вырос в 2007 г. на 50%. В этом году компания запустила инвестиционную программу развития шинного производства завода массовых серий. Еще одним крупным проектом, реализуемым на базе ОАО «Нижнекамскшина», станет строящийся завод цельнометаллокордных шин для грузовых автомобилей.
В июне 2007 г. компания начала реализацию нескольких проектов. 1 июня в Нижнекамске состоялась торжественная закладка камня под фундамент нового завода по производству ЦМК шин, который будет строиться совместно с фирмой Continental. Заключив соглашение с фирмой Continental об оказании технической помощи, компания получит от немецкой фирмы ноу-хау, базовый инжиниринг, рекомендации в подборе оборудования. Производство ЦМК шин будет оформлено в отдельное юридическое лицо в составе управляющей компании «Татнефть-Нефтехим», инвестором проекта выступает ОАО «Татнефть». Объем инвестиций – 10,5 млрд. руб. Производственная мощность будущего завода составит 1 млн 200 тыс. шин в год. Нижнекамск станет первым городом в России, где появится цех резиносмешения мирового класса.
Тогда же, 1 июня 2007 г., в ОАО «Нижнекамскшина» в торжественной обстановке завершился этап строительства линии по производству шин «Кама Евро» по технологии Pirelli. Таким образом, начиная с этой даты, производство шин марки «Кама Евро» обеспечено с нулевого цикла с соблюдением всех экологических норм. В новых резиносмесях будет применяться кремнезем («белая сажа») для производства экологически безопасных «зеленых» шин. Мощность нового производства составит 27 тыс. т резиновых смесей в год, что обеспечит выпуск шин по технологии Pirelli до 3 млн. шт. в год. Стоимость объекта составила около 25 млн. евро, инвестором проекта выступило ОАО «Татнефть».
Также 1 июня 2007 г. произошло событие, последствия которого в недалеком будущем окажут существенное влияние на развитие шинной индустрии России. В этот день между фирмой Pirelli и ОАО «Нижнекамскшина» был подписан договор. Предмет договора – производство на мощностях Нижнекамского шинного завода зимних шин под маркой Pirelli Formula по системе off-take. До конца года по полному технологическому циклу выпущено 100 тыс. зимних шипованных шин.
Начиная с 2000 г. наблюдается постоянный устойчивый рост цен производителей на автомобильные шины.
Как видно из приведенных в табл. 4 данных, за период с 1998-го по 2007 г. в наибольшей степени выросли средние цены производителей на шины для грузовых автомобилей – рост 290,2%. Рост цен на шины для легковых автомобилей составил 254,6%, и меньше всего выросли цены на шины для сельскохозяйственных машин – рост составил 247,6%. В 2007 г. цены на легковые шины выросли на 6,1%, на грузовые – на 6,2%, на шины для с.-х. машин – на 2,2%.
Как отмечалось выше, на российский рынок шин оказывает большое влияние внешняя торговля. В 2007 г. совокупный объем импорта шин (по данным ФТС) в натуральном выражении вырос по отношению к аналогичному периоду 2007 г. на 25%, с 12 млн. шт. до 15 млн. шт., что составило в стоимостном выражении 955 млн. USD.
В тройку лидеров по объемам импорта в натуральном выражении вошли:
• Continental (1890 тыс. шин общей стоимостью 105,2 млн. USD);
• Bridgestone (1838 тыс. шин общей стоимостью 171,5 млн. USD);
• Michelin (1749 тыс. шин общей стоимостью 167,2 млн. USD).
В 2007 г. импорт грузовых шин показал рост на 39%, объем импорта шин для карьерной техники увеличился на 29,5%.
Совокупный объем российского экспорта можно оценить в 22% от объемов производства, т. е. 9,5 млн. шт. (По данным ФТС, в 2007 г. из России экспортировано 9322 тыс. шин, что в стоимостном выражении составило 636,7 млн. USD). В 2007 г. по сравнению с 2006 г. вырос экспорт шин для карьерной техники – 150%, шин для сельхозтехники – 109,5 %, для строительной и промышленной техники – 112%.
Импорт шин растет значительно быстрее экспорта. По итогам 2007 г. по сравнению с 2006 г. совокупный импорт шин вырос на 30%, а экспорт – на 5%.
При общем росте шинного рынка в 2008 г. наблюдается снижение доли отечественной продукции. Современные шины должны обладать высокими эксплутационными характеристиками, обеспечивать высокую степень безопасности, четкую прямую и обратную связь между водителем и шиной, хорошую управляемость и топливную экономичность, а по критерию цена/ качество отечественная продукция недостаточно конкурентоспособна. Единственный сегмент, в котором отечественная продукция в настоящее время вполне конкурентоспособна, – это шины для грузовых автомобилей и строительной техники.
У российского шинного рынка высокий потенциал, и это привлекает на него иностранных производителей. Бурно растет рынок легковых шин, но еще больший потенциал у сегмента коммерческих шин – грузовых, индустриальных, сельскохозяйственных, где сформирован большой отложенный спрос и где возрастает влияние так называемых нацпроектов государства в области сельского хозяйства, дорожного строительства и др. Предполагается, что в ближайшие годы рост отечественного рынка шин замедлится, но общая тенденция сохранится. К 2010 г. аналитики ожидают роста рынка до 65…70 млн. шт. при опережающей динамике роста в денежном выражении. Основными тенденциями рынке шин являются ужесточение конкуренции, в том числе со стороны зарубежных производителей, снижение эффективности ценовой конкуренции, а также поиск свободных продуктовых, отраслевых и региональных ниш.

Таблица 1
Объемы и динамика производства шин отечественными производителями (по данным Росстата), млн. шт.

Вид продукции 1992 г. 1995 г. 2000 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Шины автомобильные, для с.-х. машин, мотоциклов и мотороллеров 41,8 18,8 29,9 35,8 38,6 39,5 41,4 40,4 43,2
В том числе для грузовых автомобилей 16,9 6,9 10,1 10,9 11,7 11,7 11,7 11 11,8
В том числе для с.-х машин 4 0,5 1,1 1,6 1,7 1,7 1,7 1,3 1,6

Производство шин по предприятиям-производителям в 2007 г. и I квартале 2008 г.

Производитель 2007 г. I квартал 2008 г.
  тыс. шт. % тыс. шт. %
Шины, всего 38975,1 100 9145,9 100
ОАО «Нижнекамскшина» 12414,9 31,85 2924,3 31,97
ОАО «Шинный комплекс «Амтел-Поволжье» 6786,3 17,41 1540 16,84
ОАО «Омскшина» (включая СП) 5506 14,13 1341,7 14,67
В том числе СП «Матадор-Омскшина» 2827,3 7,25 н. д. н. д.
ОАО «Ярославский шинный завод» 4584,3 11,76 972,1 10,63
ООО «Амтел-Черноземье» 3091 7,93 709,2 7,75
ОАО «Волтайр» 2038,3 5,23 500,9 5,48
ООО «Уралшина» 1478,9 3,79 368,2 4,03
ОАО «Алтайская шинная компания» 1554,6 3,99 429,3 4,69
ОАО «Московский шинный завод» 1316,5 3,38 297,4 3,25
ПКП «Петрошина» 173 0,44 58 0,63
ОАО «Красноярский шинный завод» 31,3 0,08 4,8 0,05

Таблица 4
Динамика средних цен производителей на шины, руб./ ед., в 1998–2007 гг. по Российской Федеpации

Год 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Шины для грузовых автомобилей 1168 1543 1926 1510 1615 1894 2080 2768 3119 3390
Шины для с.-х. машин 1383 2727 3401 2076 2267 1969 1478 1913 1773 3424
Шины для легковых автомобилей 273 425 445 441 438 488 465 516 590 695



ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ, РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ РЫНОК (статистика, анализ) Шины
А. Рикошинский Основные Средства 10'2008 28 апреля 2009

Комментарии (0)