Самоходные краны pick-and-carry в Индии: дешево и сердито

А. Малышев















Самоходные гидравлические грузовые краны типа pick-and-carry с жесткой (а не поворотной) надстройкой и колесным шасси получили наибольшее распространение в Индии, где их применяют главным образом для перемещения разнообразных легких грузов.
Краны pick-and-carry сравнительно малопроизводительны, но стоят в три раза дешевле автомобильных и потому чрезвычайно популярны в Индии. Кран pick-and-carry грузоподъемностью 10 т стоит в Индии около 1,2 млн. рупий (28 тыс. USD), тогда как кран на автомобильном шасси аналогичной грузоподъемности и размеров – примерно 3 млн. рупий (70 тыс. USD).

Грузоподъемность (г/п) кранов pick-and-carry обычно не превышает 15 т, хотя у новых моделей компании Escorts Сonstruction Equipment Ltd. (ECEL) она может достигать 23 т. Почти все компоненты, из которых собирают эти краны, либо приобретаются у независимых местных поставщиков, либо изготавливаются силами самих производителей.
К преимуществам кранов pick-and-carry относится несложная двухосная ходовая часть, что позволяет приблизиться к грузу на минимальное расстояние, и возможность перевозить грузы на крюке. Ни один кран на шасси автомобильного типа этого делать не может. Их проходимость сопоставима с проходимостью гусеничной машины. Кроме того машины этого типа характеризуются простой конструкцией и легкостью в обслуживании (одна кабина, один двигатель), а также лучшей диаграммой грузоподъемности, чем у сопоставимых кранов на автомобильном шасси. При использовании таких кранов отпадает необходимость в грузовике или другом средстве для транспортировки грузов на короткие расстояния.
Краны pick-and-carry применяют почти на всех строительных площадках Индии, а также на складах. Основная область их применения – объекты, подъезд к которым сильно затруднен: нефтяные скважины, строительство нулевого цикла без подъездных путей, трубопроводы, где короткобазные краны используют вместо трубоукладчиков. Впрочем, надо иметь в виду, что краны малопригодны для самостоятельного перемещения на большие расстояния, поскольку их скорость не превышает 20 км/ч.
На долю кранов pick-and-carry приходится более 90% всех продаж самоходных кранов в Индии в штучном исчислении. Во второй половине 1990-х годов и в начале текущего десятилетия их продавали по 400...500 ед. в год, а затем спрос стал стремительно нарастать, что связано с началом реализации ряда крупных инфраструктурных проектов и с общим оживлением в строительном секторе страны. По данным британской консалтинговой фирмы Off-Highway Research, в 2007 г. в Индии реализовано 6,5 тыс. кранов pick-and-carry против 5,2 тыс. в 2006 г., 3,9 тыс. в 2005 г., 2,3 тыс. в 2004 г., 1,2 тыс. в 2003 г. и 0,7 тыс. в 2002 г. Среднегодовой прирост продаж в указанный период составил почти 65%. В этом году видимое потребление прогнозируется фирмой Off-Highway Research в размере 7,6 тыс. ед., в 2009 г. – 8,8 тыс., в 2010 г. – 10 тыс. и в 2011 г. – 11,2 тыс.
За последние три года производство рассматриваемых кранов в Индии увеличилось более чем вчетверо – с 1216 ед. в 2003 г. до 5217 ед. в 2006 г.; в 2007 г. оно оценивалось в 6,5 тыс. ед. Эти краны экспортируют, в частности, в Бангладеш, на Мальдивcкие острова, в Непал, Пакистан, Шри Ланку, в некоторые страны Африки, Ближнего и Среднего Востока. В отрасли доминируют уже упоминавшаяся компания EСEL и Action Construction Equipment, Ltd. (ACE). Вместе они контролируют свыше 95% индийского рынка кранов pick-and-carry.
Компанию ECEL считают мировым лидером по производству кранов pick-and-carry; с 1971 г. она изготовила более 13 тыс. таких машин. Грузоподъемность выпускаемых в настоящее время 13 моделей сотавляет 5…23 т. Кроме кранов pick-and-carry завод ECEL в г. Фаридабад (вблизи г. Дели) производит небольшое число кранов повышенной проходимости (по лицензиям Ransomes & Rapier и Faun), уплотнители грунта, двухвальцовые дорожные катки (совместно с германской фирмой Hamm) и фронтальные одноковшовые погрузчики.
ACE является вторым по величине продуцентом рассматриваемых кранов в Индии; ее завод в 45 км от Дели производит краны pick-and-carry восьми моделей грузоподъемностью от 3 до 17 т. ACE выпускает также башенные краны, вилочные погрузчики, колесные ковшовые погрузчики и погрузчики с «обратной лопатой». Недавно фирма начала изготовлять сельскохозяйственные тракторы собственной конструкции мощностью 26…33,5 кВт. В отличие от Escorts доля ACE в общих продажах кранов pick-and-carry на индийском рынке в последние годы постоянно увеличивалась и в настоящее время составляет 46%.
Парк кранов pick-and-carry в Индии насчитывает 15 тыс. шт.; большинство этих машин имеет грузоподъемность 5…10 т и находится в собственности строительно-подрядных компаний. Более чем две трети индийского парка самоходных кранов эксплуатируется свыше 10 лет, не редкость краны возраста 15…25 лет.
Помимо Индии краны pick-and-carry выпускают в Австралии (компании Franna Cranes Pty. Ltd., входящая в состав группы Terex Demag, и DRA (последняя производит их в ограниченном объеме – не более 2 шт. в месяц), в КНР (Zoomlion на основе австралийской технической документации), в Италии (Valla, Ormig, Galizia) и в США (Grove).

Короткобазный кран Grove RT – настоящий вездеход
Компания Grove, входящая в состав холдинга Manitowoc Crane Group, поставляет на российский рынок среди прочих марок короткобазные краны серии RT. Краны этой серии способны перевозить грузы на стреле со скоростью до 4 км/ч. Их жесткая сварная рама выполнена из балок коробчатого сечения из высокопрочной мелкозернистой стали. Оба моста неразрезные, передний жестко прикреплен к раме, а задний соединен с рамой шарнирно, что повышает проходимость и обеспечивает оптимальное распределение нагрузки на раму и ходовую часть. Развесовка по осям Grove RT близка к идеальной: 50/50.
Все модели оснащены телескопической четырехсекционной стрелой прямоугольного сечения и одной оцинкованной кабиной. Предусмотрена возможность работы с решетчатыми удлинителями (гуськами), которые можно зафиксировать в нескольких положениях от 0 до 40° относительно стрелы.
Краны имеют два варианта исполнения: для работы до –29 либо до –40 °С. Оба варианта исполнения оснащены «арктическим» пакетом: системами предпускового подогрева моторного масла, аккумуляторных батарей, гидравлической жидкости, блока двигателя и топливного бака от внешнего электрического источника. В трансмиссию заправляют арктические масла, а секции стрелы обрабатывают смазками для холодного климата.
Режимы управления – «крабовый ход», независимое управление поворотом задних колес, с одной ведущей осью и с полным приводом, а также с блокировкой дифференциалов – превращают короткобазник в вездеход.

Короткобазные краны Terex и «Юргинец»
Корпорация Terex поставляет на российский рынок ряд короткобазных двухосных кранов: модель повышенной проходимости АТТ-400 со всеми управляемыми колесами (колесная формула 4х4х4) – так называемый класс all terrain (производитель – компания РРМ входящая в корпорациюTerex); RT555-1 г/п 55 т и длиной стрелы 35…57 м; Bendini A600 (4x4x4) г/п 60 т с длиной стрелы 32,4 м; RT1120 г/п 120 т и длиной стрелы 30…56 м.
Российским предприятием, производящим краны типа pick-and-carry, является Юргинский машиностроительный завод – он производит модель «Юргинец» КС-5871 г/п 25 т и с длиной стрелы 8,3…20,5 м.

Производство и продажи короткобазных кранов в Индии, ед., в распределении по фирмам-изготовителям

ВсегоВ том числе
EscortsACEПрочие*
Производство
2002 г.69543520060
2003 г.121672841078
2004 г.231212001000112
2005 г.396621001700166
2006 г.521726002400217
Поставки на внутренний рынок
2002 г.66542519050
2003 г.118571540070
2004 г.230012001000100
2005 г.395021001700150
2006 г.520026002400200
*Omega, Standard, Indital, Priya Hymedha Equipment.
Источник: Diesel Progress International, March–April 2008, p. 40.

Ассортимент грузовых кранов на рынке Индии по состоянию на начало 2008 г.

Фирма-изготовительМодельМаксимальная грузоподъемность, тМощность двигателя, л.с.Изготовитель двигателя
Escorts5E549Simpson
Hydra 8849»
C8000849»
Hydra 101049»
K101049»
HP2161090Tata
Hydra121249Simpson
Hydra141449»
F1514110Kirloskar
MAC121414110»
TRX16141790Tata
TRX17132065Tata
TRX231923122Kirloskar
ACE3X338Simpson
Rhino 60649»
Rhino 90949»
Rhino 1101149»
12XW1259»
15 XW1580Hindustan
16XW1680»
17XW1780»
Источник: Diesel Progress International, March–April 2008, p. 42.

А. Малышев Основные Средства 09'2008 20 апреля 2009

Комментарии (0)