Наши отступают!

Отечественный рынок шин для тяжелой техники.

С. Щербаков















Растущие объемы строительства, добычи полезных ископаемых и грузовых автоперевозок предопределяют рост продаж шин для машин коммерческого и индустриального сегмента. В последнее время на этом рынке произошли серьезные изменения. Традиционные отечественные производители шин значительно ослабили свои позиции, уступив место зарубежным компаниям.

Шины для грузового транспорта
Этот сегмент рынка развит намного лучше, чем сегмент шин для специальной техники. В настоящий момент в крупных областных центрах работает по несколько продавцов «коммерческих» шин, как зарубежного, так и отечественного производства, и в их ассортименте хорошо представлены практически все производители. Рынок коммерческих шин для автотранспорта принято делить на несколько сегментов. Такие бренды, как Goodyear, Michelin, Bridgestone, Continental, составляют сегмент шин премиум-класса. Чуть ниже в шинной табели о рангах находятся производители Dunlop, Hankook, Toyo. Средний класс представляют такие торговые марки, как Fulda, Kormoran, Sava, Barum. И наконец, в эконом-классе представлена отечественная и китайская резина. Заметьте, что речь в данном случае идет лишь о шинах радиального исполнения с цельнометаллическим кордом.
Шины диагональной конструкции, а также радиальные покрышки без цельнометаллического корда (ЦМК), которые по сей день выпускает ряд отечественных заводов, составляют отдельную категорию. Для транспорта, который эксплуатируется на дорогах общего пользования, такие шины считаются устаревшими. Сфера их применения ограничивается сегментом отечественной техники, доля которой на рынке неуклонно снижается. По мнению продавцов в ближайшие годы доля радиальных шин с ЦМК будет расти. Этот процесс имеет самую непосредственную связь с постепенным увеличением доли импортной техники в сфере грузоперевозок (как внутригородских, так и междугородных). По прогнозу компании Goodyear, к 2015 году произойдет полное обновление автомобильного парка в России, в результате автомобили, разработанные в 1970-х годах, будут полностью выведены из эксплуатации. Тем временем ведущие отечественные (и белорусские) производители автотехники также переходят на комплектацию своих грузовиков радиальными цельнометаллокордными шинами. Крупные российские производители шин уже откликнулись на этот тренд созданием новых производств. Сейчас радиальные шины с ЦМК внутри страны производят лишь два предприятия – холдинг «Сибур» (торговая марка Tyrex) и «Нижнекамскшина». В настоящий момент объемы производства таких шин не очень большие, но уже к концу года концерн «Сибур» намерен запустить в Ярославле новый цех на 1 млн шин ЦМК. Причем увеличен будет не только объем производства, но и ассортимент. В частности, компания намерена освоить выпуск шин диаметром 16…17 дюймов для автомобилей средней тоннажности (в настоящий момент выпускаются шины лишь диаметром 22,5 дюйма). Российская шина ЦМК на 20…30% дешевле самой демократичной шины из Европы. И все же ее рыночные перспективы выглядят не очень радужно, поскольку ходимость российских шин пока оставляет желать лучшего.
Расчетный пробег шин премиум-класса достигает 250…300 тыс. км. Правда, добиться такого показателя в российских условиях крайне сложно. Шины среднего класса выхаживают в среднем 150 тыс. км при соблюдении правил эксплуатации. Шина отечественного производства редко преодолевает рубеж в 80 тыс. км. Соответственно стоимость пробега на российских шинах получается более высокой. Впрочем, не все так однозначно. Так, многие грузоперевозчики с готовностью используют отечественные шины на осях, которые не испытывают высоких нагрузок. Российские шины практически не встречаются на передних, управляемых колесах, зато нередко их устанавливают на полуприцепы и задние оси тягачей.
Одним из важнейших трендов на шинном рынке стал массовый заход китайских торговых марок. По признанию продавцов (даже тех, которые не торгуют китайскими покрышками), по ряду характеристик продукция китайского производства опережает разработки ведущих российских заводов. Кроме того, китайские шинники предлагают более широкий ассортимент. В частности, китайские производители в больших объемах выпускают шины ЦМК с посадочным диаметром 20 дюймов. В России шины с ЦМК такого размера не производят.
Общее настроение игроков рынка к китайским шинам можно выразить фразой: «Китай Китаю рознь». Нельзя говорить о массе китайских шин как о чем-то однородном. Есть бренды, которые не уступят ведущим европейским производителям. Например, компания Double Coin выпускает отличные шины с высоким прогнозируемым ресурсом и стабильным качеством, но они на российский рынок не попадают, потому что компания активно экспортирует их в Европу и Америку. На российский рынок экспортируются шины «второго эшелона», но и среди них есть торговые марки, заслуживающие внимания. Наиболее широко на нашем рынке представлены колеса таких фирм, как Aeolus, GoodRide, Triangle. Что касается эксплуатации восстановленных шин, то, по словам, продавцов, российский потребитель к ним охладел. Это произошло потому, что российские компании не смогли организовать полноценную систему отбора и дефектовки каркасов для восстановления.

Спецтехника
Крупнейшим производителем шин для тяжелой колесной техники (карьерные фронтальные погрузчики и самосвалы, тяжелые грейдеры, скреперы и т.п) на территории СССР был бобруйский завод «Белшина». В силу давних исторических связей белорусские покрышки достаточно широко представлены у нас и пользуются неплохим спросом, преимущественно у владельцев отечественной техники. Однако ассортимент «Белшины» ограничивается техникой российского и белорусского производства. Безусловно, некоторые модели «Белшины» пересекаются по типоразмерам с импортными шинами, но в то же время существует целый класс дорогой импортной техники, которую «Белшина» не охватывает. Именно поэтому в настоящий момент сложилась очень четкая тенденция: владельцы отечественной дорожно-строительной и карьерной техники делают ставку на продукцию «Белшины», а владельцы импортной техники на отечественных шинах ездить не хотят. И дело не только в брендовых предпочтениях. Большинство шин ведущих мировых торговых марок имеют радиальную конструкцию, тогда как «Белшина» производит колеса тех же типоразмеров, но в диагональном исполнении. Соответственно потребитель покупает именно те шины, которые рекомендованы производителем.
Есть и другие причины. В современных условиях производства некоторые виды техники должны работать в три смены без остановки, поэтому на первый план для потребителя выходит не цена колеса, а его долговечность, качество и ходимость. По этим показателям продукция европейских и американских производителей намного опережает шины белорусского и китайского производства.
Как вы уже поняли, китайские покрышки проникли и в этот семгент рынка. Впрочем, конкурировать с «Белшиной» «китайцам» непросто. Главным преимуществом «Белшины», по мнению продавцов, является то, что качество этих шин потребителю хорошо известно, а китайская продукция пока не имеет истории. Как только у клиентов появится достоверная информация о качестве тех или иных китайских марок, конкурировать с ними будет сложно. Пристальное внимание российских продавцов к продукции китайской шинной промышленности объясняется и тем, что в последнее время белорусское предприятие решило самостоятельно продвигать свою марку и открыло в регионах несколько собственных представительств. Российские продавцы с такой политикой мириться не хотят, поскольку в некоторых случаях дело доходит до прямого перетягивания крупных клиентов дилера к представителю. Именно по этой причине многие партнеры белорусского завода в настоящее время активно ведут поиски новых партнеров на Востоке.
Несмотря на то, что рынок крупногабаритных шин для тяжелой техники развивается очень активно, дефицит на большие шины сохраняется. Наиболее проблемная ситуация с шинами самого тяжелого класса. Это очень дорогой товар, и ни один владелец техники не готов замораживать крупную сумму в виде складского запаса. Особенно сложная ситуация с поставками наблюдается в сегменте радиальных шин для тяжелой техники. Многие эксперты полагают, что дефицит создается ведущими производителями шин искусственно, поскольку в таких условиях организовать продажи и удерживать цены намного проще.