|
Аренда оборудования во многих странах является крупным сектором сферы услуг. Только в Европе насчитывается свыше 14 тысяч специализированных компаний, занимающихся сдачей в аренду профессионального оборудования. Согласно данным International Rental News, в 2006 г. мировые поступления фирм, сдающих в аренду оборудование (здесь и далее имеются в виду операции по краткосрочной аренде), составили примерно 53 млрд. евро и распределялись по географическому признаку следующим образом, млрд. евро: Cеверная Америка – 23,3, Европа – 21,5, Япония – 5,5, Австралия – 2,2, прочие страны и регионы – 1,5.
Характерно, что примерно половина оборота отрасли приходится всего на сто крупнейших компаний. Наибольшего распространения практика аренды оборудования получила в Великобритании, США и Японии.
Арендный бизнес в Европе В Великобритании, являющейся абсолютным лидером по объему арендных операций среди европейских стран, среднегодовое увеличение поступлений прокатных компаний в ближайшие три-четыре года будет довольно значительным (4…7%), его обеспечит высокая деловая активность в строительной отрасли, обусловленная сооружением объектов к Олимпийским играм 2012 г. В Румынии на рынке аренды спецтехники пока не ожидают существенного подъема. Местные дистрибьюторы строительной техники известных мировых марок объясняют такие прогнозы слишком высоким в настоящее время объемом продаж нового оборудования (он возрастает ежегодно на 80%). В 2007 г. в страну поступило в общей сложности 750 новых строительных машин; в этом году закупки приблизятся к 2,8 тыс. ед., а в 2009-м – к 4…4,5 тыс. ед. Рынок аренды в Румынии еще не сложился, так как подрядчики по-прежнему предпочитают иметь оборудование в собственности и спрос на рынке новых машин превышает предложение. Тем не менее представитель фирмы Marcom (бухарестского дистрибьютора строительной техники Komatsu, Potain, Grove и Sennebogen) считает, что после 2009/2010 г., когда в стране завершится реализация ряда крупных инфраструктурных проектов за счет средств Евросоюза, ситуация может измениться, поскольку фокус сместится в сторону ремонтных и реставрационных работ, для которых арендуемое оборудование может оказаться более привлекательным. Фирма Marcom имеет небольшое подразделение, которое сдает в аренду технику Komatsu.
Рынок аренды в России В России рынок аренды профессионального оборудования развит в гораздо меньшей степени, чем в ведущих странах Запада, и сосредоточен в основном в Москве, Санкт-Петербурге и прилегающих областях. Большинство оценок емкости российского рынка аренды спецтехники находится в пределах 200…300 млн. евро ежегодно. Так, по оценке британского журнала International Rental News, в 2006 г. этот показатель составил 200 млн. евро. Специалисты финской компании Ramirent оценивают объем рынка услуг по аренде строительного оборудования в Москве и Московской области в 2007 г. в 200 млн. евро, в С.-Петербурге и Ленинградской области – в 70 млн. евро. Иными словами, по совокупному объему арендных операций с оборудованием Россия находится сейчас на одном уровне с Ирландией и значительно уступает даже таким небольшим европейским странам, как Австрия, Бельгия и Финляндия. Доля арендованного оборудования в общем парке спецтехники в России в 2007 г. составила, по разным оценкам, от 8 до 10...12%. В сегменте строительного оборудования, по оценке консалтинговой компании «АМИКО», доля арендованной техники в стране в целом составляет 20%, а в Москве – около 10%. Основная причина неразвитости российского арендного рынка – высокая (для существующего уровня платежеспособности подрядных организаций) стоимость импортной техники (а именно импортные машины наилучшим образом приспособлены к весьма жесткой эксплуатации в условиях аренды). Высокая цена самой машины определяет высокую стоимость арендной ставки. И если в Москве и С.-Петербурге ситуация постепенно улучшается, то в регионах время повсеместной аренды строительной техники пока не пришло. Там до сих пор существуют субарендные отношения, предшествующие современному пониманию арендного бизнеса. Оставшаяся в распоряжении различных структур техника отдается сторонним организациям во временное пользование на основе неформальных договоренностей. Арендные отношения больше развиты в гражданском и промышленном строительстве, т. е. там, где преобладает частный капитал. Что касается дорожной отрасли, объемы работ в которой определяются размерами бюджетного финансирования, здесь ситуация с арендой хуже. Тем не менее арендный рынок в последние несколько лет растет на 15…20% в год, и эта тенденция, по-видимому, сохранится в среднесрочной перспективе. Сейчас на российском рынке арендных услуг представлены пять групп предприятий: управления механизации (УМ), частные фирмы, дилеры западных фирм производителей, продавцы подержанной техники, специализированные арендные компании. Так, управления механизации – это, как правило, подразделения крупных строительных компаний, ориентированные в основном на удовлетворение потребностей головных структур. В итоге в аренду сдается техника по остаточному принципу. Следующая большая группа – это дилеры предприятий – изготовителей техники, главный интерес которых – продажа, а не аренда оборудования. Подобным образом работают и продавцы подержанной техники. В пик строительного сезона на российском рынке активизируется еще одна группа – мелкие частные арендодатели. Обычно они владеют парком техники в три-четыре единицы, остальная техника предоставляется в субаренду. В Московском регионе работает около ста таких частных предприятий. Специализированные компании, появившиеся на российском арендном рынке с начала текущего десятилетия, предлагают стандартизированную услугу по аренде строительного оборудования и механизмов по схеме «всё включено». В последнюю группу компаний входят и российские филиалы крупных международных арендных фирм. Так, на российском рынке аренды строительного оборудования уже несколько лет работают три филиала финляндского концерна Ramirent (занимающего 9-е место в мировой табели о рангах арендных компаний по итогам 2006 г. и 5-е место в европейской) – ООО «Рамирент» в Москве и ЗАО «Рамирент» и ООО «Рамирент Машинери» в С.-Петербурге. На санкт-петербургском рынке аренды строительного оборудования и модульных помещений действует другая финская группа – СRAMO (16-е место в мировом рейтинге и 5-е – в европейском). Освоение рынка С.-Петербурга осуществляется через компанию «Заневка Прокат». Несколько лет назад эту фирму купила компания Rakentajain Konevuokramo, которая в 2006 г. была поглощена СRAMO. После слияния финляндских компаний акционерами было принято решение о работе под единым брендом – “СRAMO”. В сентябре 2007 г. компания ввела в эксплуатацию вторую площадку по хранению техники на юго-западе Петербурга, а до конца 2008 г. будут открыты еще три депо (совокупные инвестиции оцениваются в 10 млн. USD). К 2009 г. СRAMO намерена довести свою долю на петербургском рынке с 7 до 40%. В феврале 2008 г. CRAMO подписала соглашение о создании совместного предприятия с ЗАО «Рентакран» (г. Химки, Московская обл.), занимающимся арендой подъемных кранов и другого подъемно-транспортного оборудования. СП разместится на складских площадках компании «Рентакран».
Перспективы – результаты опроса По данным International Rental News, перспективы деятельности международных арендных компаний в 2008 г. оцениваются ими достаточно оптимистично, хотя на некоторых рынках ожидается ухудшение конъюнктуры. Редакцией этого журнала в конце 2007 г. был проведен опрос среди более 280 компаний, организаций и индивидуальных экспертов, приславших ответы по электронной почте. Выяснилось, что в этом году 58% арендных компаний увеличат инвестиции в имеющиеся у них парки оборудования, 82% расширят и также обновят парки, 60% построят новые пункты проката. Возрастет согласно опросу объем арендных операций у 86% производителей оборудования, практикующих такие операции. И только 6% всех респондентов ожидают снижения их поступлений в 2008 г. В целом на увеличение оборота в этом году рассчитывают 88% опрошенных, тогда как в прошлом году этот показатель составил 95%. Наибольший удельный вес компаний, предсказывающих сокращение их доходов в 2008 г., приходится на Испанию и Португалию (примерно по 7%), Великобританию и Ирландию (по 5%), Италию (4%) и Северную Америку (3%). Здесь уместно отметить, что во время предыдущего опроса снижения оборота ожидали менее 1% компаний. Только 36% респондентов в Северной Америке рассчитывают на более чем 10%-ный прирост поступлений в 2008 г., тогда как в прошлом году таких компаний было 57%. Увеличить площади пунктов проката планируют лишь 48% респондентов данного региона, что намного меньше, чем в Исландии, Прибалтийских странах, ФРГ и Восточной Европе, где этот показатель превышает 75%. В странах Прибалтики и Восточной Европе самый высокий (более 60%) удельный вес компаний, прогнозирующих более чем 10%-ный прирост оборота в 2008 г. Лидируют указанные регионы и по доле фирм, планирующих увеличить инвестиции (84 и 73% соответственно). Что касается открытия новых складов, то на это нацелены 94% всех респондентов в Прибалтике, а лидирует по этому показателю Исландия, где все четыре местных арендодателя намерены расширить складские площади. Как и ожидалось, показатели текущего опроса в Испании, где в последние годы отмечен значительный рост инвестиций арендных компаний, являются более низкими, чем в 2007 г. Только 44% респондентов планируют увеличить капиталовложения и лишь 43% рассчитывают на более чем 10%-ный прирост оборота. Характеризуя отдельные секторы отрасли, можно, в частности, отметить, что компании, представляющие сектор передвижных бытовых корпусов, настроены весьма оптимистично: 75% из них предсказывают более чем 10%-ный прирост оборота, и никто не прогнозирует его сокращения. В то же время 6% компаний сектора ремонтных платформ указывают на возможность существенного падения их поступлений (в прошлом году такие настроения были у 1%) и почти каждая пятая компания намерена сократить инвестиции. По мнению зарубежных экспертов, продолжающаяся консолидация среди арендных фирм, нередко приводящая к снижению цен на закупаемое ими оборудование, поощряет уменьшение арендных ставок, что может пагубно сказаться на доходах мелких арендодателей. В следующей статье мы рассмотрим положение на рынках арендных услуг США, Канады, Японии, Индии, ЮАР и ОАЕ.
|