Диметиловый эфир (ч.2)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 1)
Критерии работы фильтров
Scania R113 380
Хорош на первый взгляд. Давайте еще раз убедимся
Земная составляющая лунной программы
ЗИЛ-135Ш – транспортер-тяжеловоз для транспортировки крупногабаритных блоков ракетоносителей
BRT
Выделенные полосы для общественного транспорта
Ресайклеры – машины для реконструкции дорог
Мультилифты
Новинки на рынке
 1
Модернизация колесных экскаваторов ТВЭКС
Наращивание производительности и улучшение эргономики экскаваторов ЕК-14, ЕК-18
 1
Получение кубовидного щебня на отечественном оборудовании
Обзор дробилок отечественного производства
 5
Выбираем манипулятор
Разбор конструкций, ва­ри­ан­тов и опций КМУ
 6
Hardox. Разберемся спокойно
Бестраншейные методы устранения утечек в трубопроводах (ч. 1)

Статья на тему. Моторную

В. Орлов

Минский моторный завод
Минский моторный – не рядовое предприятие прежде всего по объемам выпуска дизельных двигателей: по итогам 2007 г. изготовлено более 130 тыс. дизелей. Для сравнения: лидеры немецкого моторостроения DaimlerChrysler и KHD в год собирают примерно 150 и 100 тыс. двигателей соответственно. Расширяя производственную программу, предприятие совершенствует продукцию, приводя ее в соответствие с современными требованиями по охране окружающей среды и расходу топлива. До 90% общего объема выпуска завода – это рядные 4-цилиндровые двигатели серий Д-240 и Д-245 в многочисленных модификациях разной мощности для Минского тракторного завода (МТЗ). Сохранится ли это соотношение не в пользу «шестерки» Д-260 (высокой, отметим, литровой мощности), на базе которой разработан двигатель большего объема – мод. Д-263? В СМИ сообщалось о намерениях ММЗ изготовить 300-сильные (для трактора), 350-сильные (для автомобиля) и 400-сильные двигатели, а также о поставке в 2007 г. не менее 1500 «шестерок» Ростсельмашу.
На 2008 г. у ММЗ в «портфеле» 45 тыс. топливных комплектов ЯЗДА «Компакт-40» (и столько же – Bosch) под двигатели уровня Euro 3. Остальной объем выпуска предназначен для тракторов, дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники, у которых другие требования по токсичности отработавших газов.
Чтобы соответствовать нормам Euro 4, ММЗ остановился на технологии SCR и опробовал ее на 4-цилиндровом Д-245. Однако необходимость его всесторонней доводки может вызывать сомнения, причем не только из-за перспективной модели ЯМЗ-536, но и освоенного в г. Тутаеве дизеля ЯМЗ-650, хотя объем и мощность последнего значительно выше. Серийное производство двигателей стандарта Euro 5 завод запланировал на 2014 г.

Дизели ММЗ с рядным вертикальным расположением цилиндров

Параметр4-цилиндровые6-цилиндровые
без наддувас турбонаддувомс турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздухас турбонаддувомс турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха
Для сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники
МодельД-241, 242,243, 244, 248Д-245*Д-245*Д-260**Д-260**
Рабочий объем, л4,754,754,757,127,12
Мощность, л.с.50…81,688,7…126,595,2…129,2102…155140…280
Масса, кг430…490450…512430…495650600…1150
Для автомобилей и автобусов
МодельД-245*** две модификацииД-245*** шесть модификацийД-260*** семь модификаций
Рабочий объем, л4,754,757,12
Мощность, л.с.108,8108,8…156,4185…250
Масса, кг430430…640750
* Две модели соответствуют требованиям Tier 1, шесть моделей – требованиям Tier 2.
** По шесть моделей соответствуют требованиям Tier 1, Tier 2.
***Четыре модели соответствуют требованиям Euro 2.

Новейшие дизельные двигатели ММЗ с вертикальным расположением цилиндров и топливной аппаратурой Bosch

МодельД-249 4-цилиндровый рядный Euro 4Д-263.1 6- цилиндровый рядный Euro 3
Рабочий объем, л4,758,7
Мощность, л.с.190350

ОАО «Автодизель»
Завод «Автодизель» (Ярославский моторный завод – ЯМЗ) в перспективе до 2010 г. намерен развернуть производство прямых конкурентов как «четверок», так и «шестерок» ММЗ. Речь идет о так называемой серии 530 (ЯМЗ-533, ЯМЗ-534, ЯМЗ-536). Проводится коренная модернизация наиболее известных мод. 236, 238 (получивших другие индексы – 656, 658), и это огромный успех предприятия.
В 2007 г. Тутаевский моторный завод (филиал ЯМЗ) начал сборку лицензионного 6-цилиндрового рядного двигателя ЯМЗ-650 (Euro 3). Изготовление для него в России чего-то помимо «литья основного железа» не предусматривается.

Технические характеристики дизелей ЯМЗ

ПараметрЯМЗ-236 (НЕ, БЕ, 7601) четырехтактные 6-цил. V-образные с углом развала цилиндров 90°, с непосредст-венным впрыском топлива и турбонад-дувомЯМЗ-238 (БЕ, ДЕ, 7511) 8-цил. V-образные с углом развала цилиндров 90°, с непосредст-венным впрыском топлива и турбонад-дувомЯМЗ-530 3-цил. рядный с непосредст-венным впрыском топлива, турбонад-дувом и охлаждением наддувоч-ного воздухаЯМЗ-534 4-цил. рядный с непосредст-венным впрыском топлива, турбонад-дувом и охлаждением наддувоч-ного воздухаЯМЗ-536 6-цил. рядный с непосредст-венным впрыском топлива, турбонад-дувом и охлаждением наддувоч-ного воздухаЯМЗ-650
Рабочий объем, л11,1514,8634611,1
Мощность, л.с.180…300240…420120160240362…412
Масса, кг80010003704206001000

Заволжский моторный завод (ЗМЗ)
Предприятие не использовало своих возможностей в плане изготовления современных рядных «четверок» вертикального расположения, которыми можно было бы закрыть линейку развозных ГАЗов и УАЗов в первую очередь из-за неоправданно затянутой подготовки к серийному выпуску дизельного двигателя мод. 514. Правда, большинство сегодняшних бензиновых двигателей ЗМЗ являются 4-клапанными с электронным впрыском.

Технические характеристики дизеля ЗМЗ-514.10 и его модификаций

ПараметрС турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха Euro 3С турбонаддувом Euro 2Без турбонаддува Euro 2
Рабочий объем, л2,242,242,24
Мощность, л.с.13011098
Масса, кг215215225

ОАО «Ульяновский моторный завод»
Предприятие выпускает ряд моделей бензиновых двигателей и созданы модели, соответствующие нормам Euro 3: УМЗ-4213 УМЗ-4216.

Технические характеристики 4-цилиндровых бензиновых двигателей УМЗ (Euro 3) с микропроцессорным управлением впрыском топлива и зажиганием

ПараметрМод. 4213Мод. 4216Мод. 249
Мощность, л.с.117125150
Расположение цилиндровРядное вертикальное
Рабочий объем, л2,892,892,89
Масса, кг165…172165…172165…172

ВАЗ
Завод в Тольятти старается удержать производство. В линейке 2007 г. представлены серийно выпускаемые двигатели, выхлоп которых отвечает требованиям норм Euro 4. Для повышения полезной мощности применяются ставшие общепринятыми решения: 4 клапана на цилиндр, электронный впрыск. Известен и опытный дизельный двигатель мод. 343 (1,8 л, 58…75 л.с.).

ОАО «Алтайдизель»
Предприятие в середине 1990-х пробовало силы (мод. Д-463 с горизонтальным расположением цилиндров) в замене двигателей Raba-MAN на автобусах «Икарус». Как бы то ни было, но замену посчитали неравноценной. Не пошла и «гармошка» СВАРЗ-6240 с горизонтально расположенным в базе «алтайцем».

Технические характеристики двигателей ОАО «Алтайдизель»

ПараметрА-41Д-463-10Д-463-15
НазначениеГусеничный трактор ДТ-75Сочлененный городской автобус
Число и расположение цилиндров4-цил. рядный, вертикальное6-цил. рядный, горизонтальное
Мощность, л.с.90192220
Рабочий объем, л7,4311,1511,15
Дополнительная аппаратураТурбонаддув

ОАО «КАМАЗ-Дизель»
Несколько слов уважения нужно сказать о моторном производстве КАМАЗа. В последние годы здесь отмечен не только впечатляющий рост производства автотехники – 50-тысячный рубеж по итогам работы в 2007 г., но и форсировка линейки двигателей до 260, 320 и 360 л.с., массовый выпуск дизелей уровня Euro 2.

ЗИЛ
На этом заводе ситуация неоднозначная. До последнего времени продолжалась сборка бензиновой V-образной «восьмерки» 6,28 л, выпуск которой был начат в 1964 г. В таблице представлены разработки 1990-х годов, которые, к сожалению, развития не получили.

Технические характеристики двигателей ЗИЛ

Параметр4-цилиндровые рядные8-цилиндровые V-образные с углом развала цилиндров 90°
551552550555
Рабочий объем, л3,143,656,287,3
Мощность, л.с.10195…114136…210156…240
Дополнительное оборудованиеТурбонаддув с промежуточным охлаждением наддувочного воздухаТурбонаддув с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха и впрыском топлива

Харьковский моторный завод
Единственным предприятием, дизельные двигатели рядной компоновки которого предназначались для установки на грузовой автотранспорт, был Харьковский моторный завод «Серп и молот». Кроме того, рядные «шестерки» СМД устанавливалась на тракторы, комбайны и дорожно-строительную технику. Увы, сегодняшние объемы выпуска моторов харьковчан – штучные, по данным АСМ-Холдинга. Сообщалось, что и для КрАЗа нет смысла в доводке «шестерки» из-за малых объемов выпуска.

И другие...
Тракторные двигатели изготавливают Алтайский моторный завод (АМЗ), Владимирский моторо-тракторный (ВМТЗ), Челябинский тракторный (ЧТЗ) , Липецкий тракторный (ЛТЗ) заводы и ряд других предприятий. Двигатели «Владимирец» и ЛТЗ отличает небольшая мощность, а ПО «ЧТЗ-Уралтрак» выпускает не только 6-цилиндровые рядные двигатели, но и дизель-генераторные установки. ОАО «Волгоградский моторостроительный завод» (ВгМЗ) выпускает 8-цилиндровые V-образные двигатели, особенностью которых является воздушное охлаждение, правда, стационарного назначения.

Технические характеристики дизелей «тяжелого» класса

ПараметрЧТЗ-УралтракВгМЗ
Модель4Т3716Т370В-500Д
Число и расположение цилиндров4-цилиндровый рядный, вертикальное6-цилиндровый рядный, вертикальное8-цилиндровый V-образный с углом развала цилиндров 90°
Рабочий объем, л7,9611,9422,6
Мощность, л.с.90140…190272…450
Масса, кг80010402200…2620

Объемы производства в 2006 г. двигателей всех типов моторными заводами стран СНГ, ед. (по данным АСМ-Холдинга)

Алтайский моторный завод6075
ВАЗ779064
Заволжский моторный завод248025
КАМАЗ-Дизель52778
Минский моторный завод106543
Ульяновский моторный завод61018
ЧТЗ-Уралтрак2932
Ярославский моторный завод62961


Минское Агентство Деловых Связей (www.adc.pr.by), опираясь на статистические данные, регулярно публикуемые АСМ-Холдингом и используя собственные данные, полученные от производителей, составило первый рейтинг отечественных производителей дизельных двигателей для грузового транспорта, внедорожных машин (тракторы, комбайны и проч.) и специальной техники.
За основу взяты показатели производства в 2007 г. Первую «тройку» с большим отрывом от других производителей образовали УП «Минский моторный завод» (Белоруссия), ОАО «Автодизель» (г. Ярославль, Россия) и ОАО «КАМАЗ» (г. Набережные Челны, Россия).
Валентин Лопан, директор ООО «Агентство Деловых Связей»:«Необходимость составления таких рейтингов продиктована тем, что за последние 10 лет ситуация на рынке отечественных производителей дизельных двигателей существенно изменилась. Закрепившиеся с советских времен представления о номенклатуре производства каждого из заводов не отражают реального положения дел. Актуальные данные помогут в работе как маркетологам предприятий – производителей дизельных двигателей, так и специалистам предприятий-потребителей моторов».


Производство дизельных двигателей в 2007 году, ед.
УП «Минский моторный завод» – 133 237
ОАО «Автодизель» – 77 610
ОАО «КАМАЗ» – 63 200
Темпы роста производства в 2007 году по отношению к 2006 году, %)
УП «Минский моторный завод» – 125,2
ОАО «Автодизель» – 120,9
ОАО «КАМАЗ» – 119,8
Производство автомобильных дизелей в 2007 году
(Производитель Количество, ед. Доля в общем производстве, %)
ОАО «КАМАЗ» – 62300 – 98,6
ОАО «Автодизель» – 48120 – 62,0
УП «Минский моторный завод» – 40371 – 30

В. Орлов Основные Средства 05'2008 17 марта 2009

Комментарии (0)