Самолет… вагон… Автомобиль! (грузоперевозки автомобильным транспортом)
Несмотря на постоянное развитие воздушных путей сообщения, железных дорог, морских и речных судоходных сообщений, грузовые перевозки автомобильным транспортом были и остаются наиболее важной составляющей частью логистической цепочки. Здесь наблюдается постоянный рост внутрироссийских и международных автомобильных грузовых перевозок Однако сегодня развитию этого вида транспортировки грузов препятствуют экономические факторы. Дорожный провал Одно лечим, другое калечим Коммерческий оборот Международные перевозки |
Генеральный директор транспортно-экспедиционной компании ООО «Паллий» А. Мартынюк:
«За последние годы можно отметить улучшение качества дорожного покрытия и состояния региональных трасс. То есть во время весенне-летнего сезона проблем с проездом по ним обычно не бывает. Впрочем, этому есть объяснение: такие трассы обычно находятся в ведении федеральных властей. Хотя даже это не помогает организовать регулярный уход за ними в течение всего года. Например, зимой, когда дороги заносит снегом, их редко чистят, и сразу появляются сложности. Часто это происходит в направление Центр–Урал, где дорога проходит по горной местности то вверх, то вниз. И когда кто-то на «лысых» колесах преодолевает очередной подъем или застревает в колее, за ним встают все остальные. Такая же ситуация на мурманском направлении. Безусловно, остаются направления, где для перевозки товара нам приходится использовать то автомобиль, то железную дорогу, то снова пересаживаться на автомобиль. Но таких мест назначения становится с каждым годом все меньше.
Российские автомобильные перевозки – очень доходный бизнес, рентабельность которого может достигать 20…25%. Но здесь есть сложности, которые приводят к переходу большинства компаний этой сферы в «теневой» рынок. Причиной становится система налогообложения, по которой налоговые выплаты и затраты на налоговое администрирование добросовестной компании в несколько раз больше, чем «серой» фирмы. Получается, что добросовестный налогоплательщик не может конкурировать с «теневиками», ему становится не выгодно содержать собственный автопарк. На мой взгляд, это основная проблема сегодня, стоящая перед компаниями отрасли. Вторая заметная проблема этого сектора перевозок – квалифицированные водители.
Что касается международных перевозок, то здесь надо многое менять. Но на сегодня основная сложность – жесткий пограничный контроль, который создает многодневные и многокилометровые очереди на границе. При этом излишне тщательная проверка документов, а в ряде случаев и досмотр грузов, на мой взгляд, становятся уделом законопослушных перевозчиков. А простои на границе перевозчик оплачивает фактически из своего кармана. Зато те, кто везут контрабандный товар, либо заранее договариваются с нужными людьми, либо идут обходными путями».
Михаил Низов, вице-президент АСМАП:
«Доля российских перевозчиков на рынке международных автоперевозок 40,2%, тогда как она должна быть не менее 50%. Таким образом, резерв провозных мощностей российских перевозчиков составляет минимум 10% и вполне может быть компенсирован за счет доли перевозчиков третьих стран, которые, выполняя перевозки грузов между Россией и другими странами по специальным разрешениям, никоим образом не стимулируют развитие российский экономики и не увеличивают приток финансовых поступлений в бюджетную систему РФ. Перераспределение грузопотоков на российский транспорт осложняется и тем, что перевозчики третьих стран переоформляют документы на груз с изменением страны отправления (по сути речь идет о завуалированной фальсификации) и перевозки из категории третьих стран переходят в категорию двусторонних перевозок. Для решения данного вопроса, по мнению АСМАП, следует усилить контроль за использованием разрешений иностранными перевозчиками на территории России, сократить выдачу разрешений перевозчикам третьих стран и усовершенствовать законодательство с целью экономического стимулирования российских грузовладельцев, предоставлять приоритетное право на выполнение перевозок российским перевозчикам. Таким образом, решение задачи повышения конкурентоспособности российских перевозчиков должно носить комплексный характер».