Фронтальные погрузчики

Леонид Малютин

Ушедший 2007 год продемонстрировал фантастический рост продаж строительной, коммунальной и горной техники. Ведущие западные производители смотрят на российский рынок с надеждой. С надеждой компенсировать падение на самом крупном, самом емком рынке – рынке Северной Америки ростом развивающихся рынков, среди которых Россия показывает отличную динамику.

ЧСДМ В-138

Достаточно проехать по регионам, взглянуть на обилие строящихся объектов, на карьеры нерудных материалов, чтобы в этом убедиться. Западные аналитики предсказывают, что этот прогресс продлится еще несколько лет, примерно до 2013 года, а затем рост стабилизируется на 3...4%. Хочется им верить, но полагаться на прогнозы, а тем более западных аналитиков, – занятие неблагодарное.

 

Растущая емкость рынка фронтальных погрузчиков позволяет безболезненно встраиваться новым игрокам, а старым наращивать объемы продаж, но в пределах своих производственных возможностей. Сегодня формируется структура рынка. Если не полениться сегодня активно вкладывать, активно работать на рынке, то завтра, т. е. в 2013 г., окажешься при большем куске рыночного пирога. Это осознают почти все поставщики, оперирующие на глобальном рынке.

Погрузчики поставляет ограниченное число отечественных предприятий – Группа ГАЗ в лице ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины», орловский завод «Дормаш», Чебоксарский тракторный и Челябинский тракторный заводы, белорусское предприятие ОАО «Амкодор». Из них самый крупный поставщик – «Амкодор». В целом предложение этих поставщиков не очень-то разнообразное и технически совершенное. Наши предприятия еще в самом начале пути.

Пилотный образец «Четра 40»

Погрузчики «Амкодор» популярны у городских служб по причине как доступной цены, так и доступной ремонтной базы – погрузчики построены в основном на отечественной агрегатной базе. Предприятие поставляет машины шести типоразмеров в разных модификациях, различающихся главным образом двигателем. Это машины грузоподъемностью (г/п) 2500 кг – модель 325; г/п 3400 кг – модели 332А, 332В, 333А, 333А1, 333В и 333Е; г/п 4000 кг – модель 342; г/п 5000 кг – модель 352 и самые мощные г/п 6000 кг – модель 361 и г/п 7000 кг – модель 371 с двигателем Cummins. На выставке «СТТ-2007» «Амкодор» представил модификацию 7-тонного «371-го» погрузчика – модель 371А г/п 6 т и с высотой выгрузки 3,7 м. Благодаря удлиненной стреле АМКОДОР 371-01 может загружать все существующие большегрузные автомобили г/п до 35 т и железнодорожные полувагоны. Есть модели в специсполнении 342Р и 342Р-01 для погрузки фрезерного торфа, оснащенные стандартной стрелой, увеличенным ковшом с увеличенной высотой выгрузки и трехзолотниковым гидрораспределителем.

Челябинский Proffi ПК-30

ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» предлагает четыре базовые модели в аналогичном диапазоне грузоподъемности – от 2500 до 7400 кг. «Младшая», сравнительно свежая модель 2005 г. В 125 г/п 2500 кг оснащена минским дизелем Д-245С, гидромеханической трансмиссией Муроммашзавода, украинскими мостами. Погрузчик В-138 г/п 4000 кг с ярославским 6-цилиндровым дизелем и мостами RABA можно оснастить основным ковшом вместимостью 2,1 м3, двухчелюстным ковшом, скальным ковшом или челюстным захватом. Модель В-160 г/п 6200 кг поставляют с 8-цилиндровым ярославским дизелем или с 6-цилиндровым Cummins, с гидродинамической КП ZF и мостами RABA. Самую мощную модель ТО 40 г/п 7400 кг комплектуют либо ярославской восьмеркой, либо рядным Cummins. ЧСДМ декларирует для своих машин 80%-ный ресурс до капремонта не менее 8000 машино-ч и коэффициент технической готовности 0,85.

Орловский завод «Дормаш» недавно расширил свое предложение фронтальными погрузчиками. Первой стала модель Д-3365 г/п 6,3 т с основным ковшом 3,5 м3, за ней последовала модель ТО-1835 г/п 3,5 т с ковшом 1,8 м3. Третью модель – ПК-2703К г/п 2,7 т с ковшом 1,35 м3, оснащенную двигателем Cummins, представили на «СТТ-2006».

Орловский ПК-2703К

Концерн «Тракторные заводы» свою разработку «Четра 60» представил публике еще на «СТТ-2004». Эту модель г/п 7000 кг, выделяющуюся стильным, проработанным дизайном, предназначали скорее для карьеров и крупных инфраструктурных проектов. С дизайном, решенным в том же ключе, осенью 2007 г. показали пилотный образец «Четра 40». В ближайшем будущем концерн обещает разработать линейку погрузчиков г/п 3, 4, 5, 6, 8, 10, 12, 20, 25 т. В предложении концерна присутствует также карьерный погрузчик ПК-12.02. Машину массой 53 т оснащают двигателем ЯМЗ-850 (382 кВт) или Cummins (353 кВт), универсальным или скальным ковшом вместимостью 6,7 и 6,3 м3.

В прошлом году о себе как о производителе фронтальных погрузчиков заявил Челябинский тракторный завод. На выставке «СТТ-2007» представили два предсерийных образца серии Proffi – ПК-30 и ПК-46, которые быстро пошли в серию. ПК-30 г/п 3 т оснащен минским дизелем Д-245, ПК-46 г/п 4,6 т – ярославским ЯМЗ-236. Оба погрузчика с гидромеханическими коробками передач и мостами ZF. Надеемся, что по надежности новая техника не будет уступать бульдозерам ЧТЗ.

Caterpillar 906H

Предложение Caterpillar отличается и количественно, и качественно, что неудивительно: крупнейшая машиностроительная корпорация мира уже более полувека занимается погрузчиками. Корпорация пересмотрела квоты поставок в Россию и в этом, 2008 г. с приобретением техники должно стать полегче. Caterpillar стремится охватить все возможные сегменты и предлагает погрузчики в четырех размерных классах – компактном, малом, среднем и большом. Компактные погрузчики 904В, 906Н, 907Н, 908Н, 914G, IT14G, оснащенные механизмами быстрой смены навесного оборудования, предназначены для широкого круга работ на строительной площадке, в городском и садово-парковом хозяйстве. Представленные на выставке BAUMA 2007 модели 906Н, 907Н и 908Н выпускают в нескольких исполнениях. Скорость движения быстроходной модификации увеличена с 20 до 35 км/ч, а возможность выбора устройства быстрой смены с горизонтальным расположением фиксирующих пальцев или специального устройства от погрузчиков с бортовым поворотом еще больше расширяет сферу их применения. Для компактных погрузчиков характерны гидрообъемная трансмиссия и поперечное расположение двигателя в заднем свесе.

Малые погрузчики 924G, 924Gz, 924H, 924Hz, 928Gz, 928Hz, 930G, 930H массой от 11 до 13 т оснащают основными ковшами вместимостью 1,7...13 т. Погрузчики этого класса продолжают тему универсальности за счет механизма быстрой смены и широкого выбора навески, но предназначены для больших объемов работ и более просторных площадок. У них традиционная компоновка с продольным расположением двигателя маховиком вперед и гидродинамической трансмиссией.

Средний класс полностью представлен моделями серии Н – 938Н, IT38Н, IT62H, 950H, 962H, 966H, 972H и 980H. Первыми в серии Н осенью 2005 г. запущены в производство 950Н, 962Н, 966Н и 972Н. Последние новинки вышли в конце 2007 г. – это 938Н и IT38H. Новые модели мощней и производительней предшественниц и соответствуют текущим нормам токсичности. Из последних новшеств назову мосты с новой автоматической блокировкой дифференциалов, заменившей дифференциал повышенного трения, и коммуникационную систему Cat Product Link, включенную в стандартное оборудование. Характерно, что российские организации все больше заинтересованы в системах, позволяющих удаленно контролировать местонахождение машины и расход топлива.

Komatsu WA470-3

Класс больших погрузчиков для карьеров представлен моделями 988Н, 990Н, 992К, 993K, 994F массой 50...194 т, работающими со скальными ковшами вместимостью 6,3...14 м3. Последняя новика в этом классе модель 992К сменила 992G и имеет ряд улучшений конструкции, она рассчитана на пятиковшовую загрузку самосвалов 777. Погрузчик массой почти 100 т и г/п 18 т оснащен двигателем Cat C32 ACERT полезной мощностью 597 кВт. В сварной коробчатой стреле используют литые детали для соединения с рычажным механизмом и ковшом, что повышает прочность и долговечность рычажного механизма. В шарнирах используют подшипники скольжения.

Корпорация Komatsu предлагает в России погрузчики преимущественно 3-й серии (на западные рынки поставляют погрузчики 3-й, 5-й и 6-й серий). У такого подхода есть свои преимущества. Конструкция погрузчиков хорошо отработана и проверена годами эксплуатации в самых тяжелых условиях, а двигатели не так прихотливы к качеству топлива, как агрегаты последнего поколения. При удалении от ремонтной базы «неубиваемость» машины становится жизненно важной.

Ассортимент включает модели малого класса WA180-3 и WA250-5 массой 8,9 и 11 т с ковшами вместимостью от 165 до 2,7 м3, модели среднего класса WA320-3, WA380-3, WA420-3, WA470-3, WA500-3 массой от 13 до 28 т с ковшами 2,3...4,3 м3 и модели большого класса WA600-3, WA700-3, WA800-3, WA900-3 и WA1200-3 массой от 45 до 210 т с ковшами 6,1...18 м3. Для всех моделей, за исключением WA250-5, характерны традиционная компоновка с продольным расположением двигателя, трансмиссия с гидротранформатором и переключаемой под нагрузкой КП. Трансмиссия WA250-5 решена в ином ключе.

Volvo L350F

Двигатель приводит регулируемый гидронасос, от которого мощность поступает к двум регулируемым гидромоторам – низкомоментному и высокомоментному, установленным на раздаточной коробке, а затем на мосты крутящий момент передается карданными валами. При начале движения и наборе скорости работают оба мотора. При переходе на повышенную передачу муфта автоматически отключает высокомоментный мотор, чтобы тот не затормаживал вращение ведомого вала.

Volvo СЕ полностью обновила линейку фронтальных погрузчиков – серия F сменила серию Е, за исключением компактного класса, все так же представленного моделью L50E. Малый класс включает модели L60F, L70F и L90F массой 11...15 т с ковшами 1,6...2,1 м3. В среднем классе массой от 18 до 31 т с ковшами от 2,7 до 4,5 м3 выступают модели L110F, L120F, L150F, L180F и L220F. Отличительная особенность этих погрузчиков Volvo – рабочее оборудование с оригинальным механизмом запрокидывания TP-Linkage (Torque Parallel), представляющее собой сложную систему рычагов, где совмещены достоинства двух традиционных механизмов – Z-образного и параллелограммного. TP-Linkage дает большое вырывное усилие как Z-образная схема, а при подъеме автоматически поддерживается горизонт ковша как при параллелограммной схеме.
Volvo совсем недавно вошла в класс больших машин с L330E и вот на BAUMA 2007 представила новую, сменяющую ее модель – L350F.

New Holland W60TC

Компания декларирует на 18% большую производительность и на 46% лучшую экономичность, чем у предыдущей модели L330E. Погрузчик массой 50 т и со статической опрокидывающей нагрузкой 25 т оснащен дизелем Volvo D16E мощностью 397 кВт. Двигатель агрегатирован с блокируемым гидротрансформатором и автоматизированной коробкой HTE400. В отличие от погрузчиков среднего класса L350F оснащен рабочим оборудованием с Z-образной кинематикой.

Благодаря активной политике продаж машины с маркой New Holland встречаются все чаще. New Holland сформировала две линии техники – компактную Compact Line и тяжелую Heavy Line. Фронтальные погрузчики представлены в обеих линиях. Компактная линия включает модели W50TC, W60TC, W70TC и W80TC массой от 4,8 до 5,9 т, несущие рабочее оборудование с параллелограммным механизмом запрокидывания ковша. Это машины с поперечным расположением двигателя и гидрообъемной трансмиссией.

За истекший год тяжелая линия погрузчиков несколько изменилась. Нижняя часть линейки – погрузчики W110, W130 и W170 массой 11...14,5 т остались без изменений. Введенные на этих моделях решения – собственные двигатели CNH и блок радиаторов за кабиной – получили дальнейшее распространение. В маркировку погрузчиков с параллелограммным механизмом добавлена аббревиатура ТС (Tool Carrier). Параллельно с этими моделями предлагаются новые W170B и W190B, представленные на BAUMA 2007. Их оснастили более мощными дизелями CNH, отделенными от кабины блоком радиаторов. На третью новинку – по грузчик W270B теперь установлен дизель

Liebherr 586 2plus2

Cummins мощностью 239 кВт. W170B поставляют с рабочим оборудованием с Z-образной кинематикой либо с параллелограммной (версия ТС). Все три модели оснащены КП ZF Power Shift с 4 передачами вперед и 3 назад, переключаемыми под нагрузкой, и мостами того же поставщика. Судя по отсутствию в номенклатуре погрузчика W230, его больше не выпускают.

За прошедшую пару лет Liebherr полностью обновила и расширила модельный ряд. В линейке компактных моделей Stereo шесть моделей – L506, L507, L508, L509, L510 и L514 массой от 5,1 до 8,4 т. Погрузчики скомпонованы в характерной для компактных моделей манере – с поперечно расположенным двигателем и гидрообъемной трансмиссией.

Если два года назад линейка погрузчиков малого класса насчитывала три базовые модели, то теперь их четыре новой серии 2plus1 – L521, L528, L538 и L542 массой 10,3...13,9 с ковшами от 2 до 2,7 м3. Принципиально схема трансмиссии не менялась. Расположенный поперечно в заднем свесе и попутно выполняющий функцию противовеса двигатель приводит регулируемый реверсивный гидронасос с наклонным диском, от которого поток рабочей жидкости идет к двум гидромоторам, соединенным с редуктором заднего моста через промежуточный редуктор, который и назван 2plus1. За счет изменения угла наклона диска в гидронасосе происходит реверсирование потока рабочей жидкости и соответственно направления движения погрузчика.
Серия 2plus2 средних погрузчиков также полностью обновилась и подросла на одну модель.

JCB 456HT

Теперь в нее входят 6 моделей – L550, L556, L566, L576, L580 и L586 массой от 16,5 до 31 т с ковшами от 3,3 до 5,5 м3. Новые модели получили двигатели Liebherr нового поколения со сниженной частотой вращения, увеличенной массой и компенсационными валами для снижения вибрации. Изменена компоновка блока радиаторов за кабиной. К многочисленным достоинствам гидрообъемной трансмиссии Liebherr можно добавить, что эта система очень чувствительна к чистоте рабочей жидкости.

JCB не перетряхивает модельный ряд столь радикально, но ее новинки достойны внимания. Так, «403-я» модель оснащена инновационной гидрообъемной трансмиссией, включающей регулируемый гидронасос, приводящий четыре мотор-колеса. За счет того, что под рамой нет никаких механических приводов, увеличен дорожный просвет и повысилась безопасность работ. Это решение, вне сомнений, будет перенято другими производителями компактной техники. В линейке компактной техники массой до 8 т модели 403, 406, 407ZX, 408ZX и 409, оснащенные стандартной или удлиненной стрелой с Z-образной кинематикой. У этих машин двигатель расположен поперек рамы, гидрообъемная трансмиссия, рабочее оборудование с механизмом быстрой смены.

Погрузчики малого и среднего класса массой от 8 до 20 т – 411HT, 416HT, 426HT, 426ZX, 436HT, 436 WasteMaster, 436ZX, 446ZX, 456HT, 456 WasteMaster и 456ZX скомпонованы в традиционном ключе: с продольным расположением двигателя маховиком к кабине и радиаторным блоком на корме, с гидродинамической трансмиссией.

JCB 403

Малые погрузчики получили двигатель Dieselmax. К маркировке модели компания добавляет ZX, если погрузчик оснащен рабочим оборудованием с Z-образным механизмом запрокидывания, или НТ – с параллелограммным механизмом. Приставка WasteMaster означает специальное исполнение для переработки мусора.

Hitachi поставляет на глобальный рынок линейки компактных и малых погрузчиков 7-й серии – LX15/ 20/ 30/ 40/ 50/ 70/ 80/ 110 массой от 2 до 10 т, работающих с ковшами вместимостью 0,3...1,9 м3. Линейку средних машин, начиная с 2006 г., обновляют. В новой серии ZW четыре модели ZW180, ZW220, ZW250 и ZW310 массой 14,0...22,4 т. Их оснащают рабочим оборудованием с Z-образной кинематикой и основными ковшами вместимостью от 2,2 до 3,4 м3. Верхняя часть линейки представлена моделями предыдущей, 7-й серии – LX300-7A и LX450-7 массой 30 и 47 т с ковшами 4,2 и 5,7 м3.

В модельном ряду компании Hyundai – погрузчики серии 7 с двигателями Tier 2/ Stage 2 и их модификации 7А с двигателями Tier 3/ Stage 3А. Очевидно, что в страны, где нет жесткого регулирования токсичности выхлопа, продолжат поставлять погрузчики 7-й серии, которая насчитывает пять моделей – HL730-7, HL740-7, HL757-7, HL760-7, HL770-7 массой 9,7...22,8 т. Их комплектуют рабочим оборудованием и со стандартным Z-образным механизмом запрокидывания ковша, и с параллелограммным, основными ковшами вместимостью 1,5...3,45 м3, дизелями Cummins.

Hyundai HL757-7A

Аналогичного подхода – поставлять технику, соответствующую местным нормам токсичности, придерживается и корейская корпорация Doosan Infracore, продолжающая поставку погрузчиков MEGA 5-й серии. В серии пять базовых моделей массой 8,5...30,0 т, оснащаемых рабочим оборудованием с Z-образной геометрией механизма запрокидывания. «Младшие» модели M160-V и M200-V могут комплектовать двухбалочной стрелой с параллелограммным механизмом запрокидывания, а также с механизмом быстрой смены. Компания оснащает погрузчики двигателями собственного производства, кроме M500-V – на нем установлен двигатель Cummins, а также четырехдиапазонными полуавтоматическими КП ZF Ergopower с электронным управлением, переключением под нагрузкой и встроенным стояночным тормозом. В базовую комплектацию погрузчиков MEGA входят мосты ZF с дифференциалом повышенного трения (для M160-V и M200-V – под заказ) и ступичными многодисковыми тормозами. Агрегаты и системы погрузчика находятся под контролем электронной системы e-Epos.

Сегменты компактных, малых и средних погрузчиков высококонкурентные, в них оперирует много поставщиков. Из европейских фирм, активно продвигающих свою продукцию на российский рынок, стоит отметить итальянскую компанию Venieri, которая предлагает линейку из семи базовых моделей массой от 4,0 до 12,5 т, оснащенных рабочим оборудованием с Z-образной кинематикой и работающих с основными ковшами вместимостью 0,6...2,2 м3.

Venieri 2.63B Plus

Российский рынок привлекает китайские машиностроительные компании, которые уже составляют серьезную конкуренцию отечественным производителям. Некоторые успели организовать сбытовую сеть, включая некоторые признаки сервисной сети. Здесь надо отметить компанию LuiGong, интересы которой представляет Уральский завод «Погрузчик», и фирму Mitsuber, нигде кроме России не известную. Модельные ряды китайских фирм меняются быстро. Сегодня Уральский завод «Погрузчик» предлагает линейку из шести моделей массой 5,3...28,5 т, г/п 1600...8000 кг, т. е. линейка полностью перекрывает «ходовые» типоразмеры погрузчиков. Фирма Mitsuber появилась недавно и отличилась агрессивным маркетингом. К чести фирмы, пользователи ее фронтальных погрузчиков отмечают лучшее, чем у других китайских поставщиков, соотношение цены и качества. Линейка предлагаемых ею погрузчиков также находится в диапазоне массы от 5,4 до 28 т и г/п от 1600 до 8000 кг, но длиннее – девять моделей.

ТЕХНИКА (обзоры) СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО Погрузчик
Леонид Малютин Основные Средства 03'2008 13 ноября 2008

Комментарии (0)

Компании
ООО «Завод «Дорожных машин» (4855)28-79-76, 26-26-41 www.dormashina.ru