Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 2)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
Эксплуатируем импортный кран
Вопросы эксплуатации кранов на спецшасси
Лизинговый договор: статья за статьей
Содержание лизингового договора
Основные средства Лебединского ГОКа (ч. 2)
Обзор карьерных самосвалов одной из крупнейших горнодобывающих компаний России
 13
ГАЗ-560 – русский Steyr
Лицензионный дизель М1 компании Steyr для Газели
Полезные мешки для... воздуха
«Воздушные пакеты» для раскрепления грузов
Уход за резиновой обувью
Практические советы по эксплуатации шин
«Поднимаю – и несу»
Грузонесущие компактные краны
 1
Обоснованная гигантомания
Драглайны – вскрышные экскаваторы (лопаты)
Фрезы самоходные, большие и малые
Обзор российского рынка самоходных фрез
Интервал по топливу считают (ч. 1)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
Комбайны для открытых горных работ
Обзор фрезерных комбайнов Surface Miner («майнеров»)

Российский рынок автомобильного бензина и дизельного топлива в 2007 году

А. Рикошинский

В настоящее время российская нефтепереработка представлена 27 крупными НПЗ, 19 из которых входят в структуру вертикально интегрированных компаний. В 2007 г. они переработали 46,1% добытой нефти, а индекс роста производства нефтепродуктов в 2007 г. по сравнению с 2006 г. составил 104%. Такая динамика объясняется и благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, и ростом объемов добычи. Однако глубина переработки нефтяного сырья составила только 72%, что обусловлено недостаточным использованием углубляющих схем переработки мазута.

В настоящее время структура переработки нефти неоптимальна, мощности по первичной переработке нефтяного сырья на отечественных НПЗ загружены всего на 70%, и производят они только прямогонные бензин, дизтопливо и мазут. Вторичные мощности, производящие высокооктановый бензин, загружены практически на 100% (выход светлых нефтепродуктов в 1,5 раза ниже, чем в странах Западной Европы и США). При этом износ основных производственных фондов отечественной нефтепереработки в настоящее время находится на уровне 60...70%. Поэтому объемы отечественного производства дизельного топлива и мазута существенно превышают спрос внутреннего рынка (в структуре выпуска завышена их доля), в результате эти нефтепродукты экспортируются как топливо и сырье для дальнейшей переработки. Так, экспорт дизтоплива составляет 55,3% от объемов производства, доля экспорта бензина значительно меньше – 18,8%.

Мировой спрос на дизельное топливо растет очень быстро. Так, по оценкам экспертов, с 2000-го по 2010 г. доля автомобилей с дизельными двигателями увеличится на 11% (в Европе к 2010 г. увеличится с 18 до 40%, в странах Западной
Европы – до 60%), их доля в парке вырастет до 31%. Спрос на дизтопливо в Европе в 2006 г. составлял 220 млн. т, к 2015 г. достигнет 290 млн. т, а к 2020 г. – 295 млн. т. Собственное европейское производство развивается недостаточными темпами, потребность компенсируется ростом импорта, в том числе из России.

По официальным данным Росстата, за январь–ноябрь 2007 г. по сравнению с декабрем 2006 г. потребительские цены на автомобильный бензин в стране выросли на 4,7%, на дизельное топливо – на 5,0%.
В декабре 2007 г. на внутреннем рынке отмечался очередной скачок цен. За первую неделю месяца по сравнению с ноябрем бензин АИ-92 подорожал на 1,3%, летнее дизтопливо – на 1,4%, зимнее дизтопливо – на 2,3%. Связано это со значительным ростом закупочных цен на нефть для переработки внутри страны и определенным дефицитом топлива во многих регионах, что привело к ажиотажной ситуации. Одновременно по ценам на бензин марок АИ-80 и АИ-95 наблюдалась относительная стабилизация.

За период с 4-го по 6 декабря высокооктановые бензины АИ-95 и АИ-92 подорожали в среднем на 217 и 244 руб./т соответственно. Средняя цена летнего дизтоплива увеличилась на 287 руб./т. Значительный рост цен продемонстрировало зимнее дизтопливо, повысившееся на 979 руб./т в среднем по России. Стремительный рост цен на зимнее дизтопливо обусловлен высоким спросом на внутреннем рынке, связанным с наступлением холодов. Средние оптовые цены на нефтепродукты на НПЗ России по состоянию на 05.12.2007 составили, руб./т: АИ-80 – 18 778; АИ-92 – 22 844; АИ-95 – 24 322; ДТ летнее – 18 990; ДТ зимнее – 21 900. По состоянию на 11.12.2007 зафиксированы следующие средние цены НПЗ, руб./т: АИ-80 – 18 745; АИ-92 – 22 541; АИ-95 – 24 228; ДТ летнее – 18 640; ДТ зимнее – 22 482.

За первую неделю декабря 2007 г. повышение средних цен на бензин зарегистрировано в 29 центрах субъектов РФ. Наибольший прирост отмечался в Элисте – 3,1%, в том числе на бензин марки А-76 (АИ-80 и т. п.) – 3,3%. В 54 центрах субъектов Федерации цены на бензин остались на уровне предыдущей недели. Незначительное снижение цен на бензин зафиксировано в Саратове и Омске – на 0,3%.

В Московском регионе за этот период наблюдался рост оптовых цен на бензин АИ-95 на 124 руб./т и А-76/ 80 на 193 руб./т. Больше подорожал бензин марки АИ-92, его цена увеличилась в среднем на 438 руб./т. Только летнее дизельное топливо сезонно подешевело на 234 руб./т. Розничные цены по состоянию на 05.12.2007 на АЗС Москвы составили, руб./л: АИ-98 – 22,29; АИ-95 – 20,71; АИ-92 – 19,68, А-76/ 80 – 16,75; дизтопливо – 18,05. На АЗС Московской области на 05.12.2007 зафиксированы следующие средние цены, руб./л: АИ-98 – 21,94; АИ-95 – 20,17; АИ-92 – 19,12; АИ-76/ 80 – 16,37; дизтопливо – 17,90.

В Санкт-Петербурге бензин за ту же неделю в среднем подорожал на 1,9%, в том числе марки А-76 (АИ-80 и т. п.) – на 2,5%, марки АИ-92 (АИ-93 и т. п.) – на 1,5% и марки АИ-95 и выше – на 1,7%.

Экономический рост в России влечет за собой существенное увеличение спроса на нефтепродукты в стране. По предположению экспертов, насыщению внутреннего рынка будет способствовать то обстоятельство, что при стоимости нефти Urals не выше 92...93 USD за баррель и при нынешней ставке пошлины нефтепродукты становится выгодней поставлять на внутренний рынок. Поэтому можно предполагать снижение темпов роста цен на автомобильный бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке.



В соответствии с внесенным Советом Федерации России 12 декабря 2007 г. Проектом Федерального закона «О требованиях к автомобильным бензинам и дизельному топливу» основные показатели автомобильного бензина в соответствии с основными классами автомобильной техники в РФ (классов 2, 3 и 4), установленными в специальном техническом регламенте «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращении на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ», должны составлять:

для автомобилей класса 2

• максимальное содержание серы 500 мг/кг;

• то же бензола 5% об.;

• то же свинца 10 мг/л;

• октановое число минимальное по исследовательскому методу 91;

• то же по моторному методу 82,5;

для автомобилей классов 3 и 4

• максимальное содержание серы 50 мг/кг;

• то же бензола 1,0% об.;

• то же свинца 5 мг/л;

• то же кислорода 2,7% по массе;

• то же углеводородов ароматических 35;

• то же олефиновых 18;

• октановое число минимальное по исследовательскому методу 95;

• то же по моторному методу 85;

• максимальное давление паров в летний период 60,0 кПа.

Для улучшения эксплуатационных качеств бензина, используемого в автомобилях класса 4, допускается добавление присадок, не оказывающих побочных вредных воздействий на окружающую среду, жизнь и здоровье людей, животных и растений.

Основные показатели дизельного топлива в соответствии с основными классами автомобильной техники в РФ (классов 2, 3 и 4), установленными в специальном техническом регламенте «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращении на территории РФ вредных (загрязняющих) веществ», должны составлять:

для дизельного топлива для автомобильной техники, соответствующей классу 2

• максимальная массовая доля серы* 500 мг/кг;

• фракционный состав: 96% объемных перегоняется при максимальной температуре 360 °С;

• максимальное содержание полициклических ароматических углеводородов не нормируется;

• минимальное цетановое число 45;

для дизельного топлива для автомобильной техники, соответствующей классу 3

• максимальная массовая доля серы 350 мг/кг;

• фракционный состав: 96% объемных перегоняется при максимальной температуре 360 °С;

• максимальное содержание полициклических ароматических углеводородов 11% по массе.

• минимальное цетановое число 51;

для дизельного топлива для автомобильной техники, соответствующей классу 4

• максимальная массовая доля серы 50 мг/кг;

• фракционный состав: 96% объемных перегоняется при максимальной температуре 360 °С;

• максимальное содержание полициклических ароматических углеводородов 11% по массе;

• минимальное цетановое число 51.

Для улучшения эксплуатационных качеств дизельного топлива, используемого в автомобилях класса 3 и 4, допускается добавлять присадки, не оказывающие побочного воздействия на окружающую среду, жизнь и здоровье людей, животных и растений. Информация о наличии присадок в автомобильном бензине и в дизельном топливе должна доводиться до потребителя производителем или продавцом в обязательном порядке. Запрещается добавление в автомобильный бензин и в дизельное топливо присадок, ухудшающих его экологические свойства.

Для предотвращения возможности введения в заблуждение приобретателей автомобильного бензина и дизельного топлива изготовители и продавцы обязаны сопровождать партии автомобильного бензина и дизельного топлива технической документацией, подтверждающей их качество. Подтверждение соответствия автомобильных бензинов и дизельного топлива требованиям настоящего технического регламента осуществляется в форме обязательной сертификации со сроком действия сертификата не более 3 лет. Сертификаты соответствия, выданные до вступления в силу настоящего технического регламента, действительны до окончания срока их действия.

При продаже автомобильного бензина и дизельного топлива продавец обязан разместить в месте, доступном для любого приобретателя, следующую информацию:

• наименование марки автомобильного бензина и дизельного топлива, а также информацию о классе автомобилей, использующих соответствующий автомобильный бензин или дизельное топливо;

• обозначение стандарта или иного документа, в соответствии с которым изготовлен соответствующий автомобильный бензин или дизельное топливо;

• наименование изготовителя и его местонахождение, сведения о стране происхождения автомобильного бензина или дизельного топлива, а также наименование, юридический и фактический адрес продавца;

• срок годности реализуемой партии автомобильного бензина или дизельного топлива с указанием даты изготовления;

• сведения от изготовителя о наличии в автомобильном бензине или дизельном топливе присадок, улучшающих их эксплуатационные характеристики;

• знаки наличия опасности и классов воздействия на человека, животных, окружающую среду и имущество.



А. Рикошинский Основные Средства 01'2008 30 июня 2008

Комментарии (0)