Российский рынок автомобильного бензина и дизельного топлива в 2007 году

А. Рикошинский

В настоящее время российская нефтепереработка представлена 27 крупными НПЗ, 19 из которых входят в структуру вертикально интегрированных компаний. В 2007 г. они переработали 46,1% добытой нефти, а индекс роста производства нефтепродуктов в 2007 г. по сравнению с 2006 г. составил 104%. Такая динамика объясняется и благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, и ростом объемов добычи. Однако глубина переработки нефтяного сырья составила только 72%, что обусловлено недостаточным использованием углубляющих схем переработки мазута.

В настоящее время структура переработки нефти неоптимальна, мощности по первичной переработке нефтяного сырья на отечественных НПЗ загружены всего на 70%, и производят они только прямогонные бензин, дизтопливо и мазут. Вторичные мощности, производящие высокооктановый бензин, загружены практически на 100% (выход светлых нефтепродуктов в 1,5 раза ниже, чем в странах Западной Европы и США). При этом износ основных производственных фондов отечественной нефтепереработки в настоящее время находится на уровне 60...70%. Поэтому объемы отечественного производства дизельного топлива и мазута существенно превышают спрос внутреннего рынка (в структуре выпуска завышена их доля), в результате эти нефтепродукты экспортируются как топливо и сырье для дальнейшей переработки. Так, экспорт дизтоплива составляет 55,3% от объемов производства, доля экспорта бензина значительно меньше – 18,8%.

Мировой спрос на дизельное топливо растет очень быстро. Так, по оценкам экспертов, с 2000-го по 2010 г. доля автомобилей с дизельными двигателями увеличится на 11% (в Европе к 2010 г. увеличится с 18 до 40%, в странах Западной
Европы – до 60%), их доля в парке вырастет до 31%. Спрос на дизтопливо в Европе в 2006 г. составлял 220 млн. т, к 2015 г. достигнет 290 млн. т, а к 2020 г. – 295 млн. т. Собственное европейское производство развивается недостаточными темпами, потребность компенсируется ростом импорта, в том числе из России.

По официальным данным Росстата, за январь–ноябрь 2007 г. по сравнению с декабрем 2006 г. потребительские цены на автомобильный бензин в стране выросли на 4,7%, на дизельное топливо – на 5,0%.
В декабре 2007 г. на внутреннем рынке отмечался очередной скачок цен. За первую неделю месяца по сравнению с ноябрем бензин АИ-92 подорожал на 1,3%, летнее дизтопливо – на 1,4%, зимнее дизтопливо – на 2,3%. Связано это со значительным ростом закупочных цен на нефть для переработки внутри страны и определенным дефицитом топлива во многих регионах, что привело к ажиотажной ситуации. Одновременно по ценам на бензин марок АИ-80 и АИ-95 наблюдалась относительная стабилизация.

За период с 4-го по 6 декабря высокооктановые бензины АИ-95 и АИ-92 подорожали в среднем на 217 и 244 руб./т соответственно. Средняя цена летнего дизтоплива увеличилась на 287 руб./т. Значительный рост цен продемонстрировало зимнее дизтопливо, повысившееся на 979 руб./т в среднем по России. Стремительный рост цен на зимнее дизтопливо обусловлен высоким спросом на внутреннем рынке, связанным с наступлением холодов. Средние оптовые цены на нефтепродукты на НПЗ России по состоянию на 05.12.2007 составили, руб./т: АИ-80 – 18 778; АИ-92 – 22 844; АИ-95 – 24 322; ДТ летнее – 18 990; ДТ зимнее – 21 900. По состоянию на 11.12.2007 зафиксированы следующие средние цены НПЗ, руб./т: АИ-80 – 18 745; АИ-92 – 22 541; АИ-95 – 24 228; ДТ летнее – 18 640; ДТ зимнее – 22 482.

За первую неделю декабря 2007 г. повышение средних цен на бензин зарегистрировано в 29 центрах субъектов РФ. Наибольший прирост отмечался в Элисте – 3,1%, в том числе на бензин марки А-76 (АИ-80 и т. п.) – 3,3%. В 54 центрах субъектов Федерации цены на бензин остались на уровне предыдущей недели. Незначительное снижение цен на бензин зафиксировано в Саратове и Омске – на 0,3%.

В Московском регионе за этот период наблюдался рост оптовых цен на бензин АИ-95 на 124 руб./т и А-76/ 80 на 193 руб./т. Больше подорожал бензин марки АИ-92, его цена увеличилась в среднем на 438 руб./т. Только летнее дизельное топливо сезонно подешевело на 234 руб./т. Розничные цены по состоянию на 05.12.2007 на АЗС Москвы составили, руб./л: АИ-98 – 22,29; АИ-95 – 20,71; АИ-92 – 19,68, А-76/ 80 – 16,75; дизтопливо – 18,05. На АЗС Московской области на 05.12.2007 зафиксированы следующие средние цены, руб./л: АИ-98 – 21,94; АИ-95 – 20,17; АИ-92 – 19,12; АИ-76/ 80 – 16,37; дизтопливо – 17,90.

В Санкт-Петербурге бензин за ту же неделю в среднем подорожал на 1,9%, в том числе марки А-76 (АИ-80 и т. п.) – на 2,5%, марки АИ-92 (АИ-93 и т. п.) – на 1,5% и марки АИ-95 и выше – на 1,7%.

Экономический рост в России влечет за собой существенное увеличение спроса на нефтепродукты в стране. По предположению экспертов, насыщению внутреннего рынка будет способствовать то обстоятельство, что при стоимости нефти Urals не выше 92...93 USD за баррель и при нынешней ставке пошлины нефтепродукты становится выгодней поставлять на внутренний рынок. Поэтому можно предполагать снижение темпов роста цен на автомобильный бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке.



В соответствии с внесенным Советом Федерации России 12 декабря 2007 г. Проектом Федерального закона «О требованиях к автомобильным бензинам и дизельному топливу» основные показатели автомобильного бензина в соответствии с основными классами автомобильной техники в РФ (классов 2, 3 и 4), установленными в специальном техническом регламенте «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращении на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ», должны составлять:

для автомобилей класса 2

• максимальное содержание серы 500 мг/кг;

• то же бензола 5% об.;

• то же свинца 10 мг/л;

• октановое число минимальное по исследовательскому методу 91;

• то же по моторному методу 82,5;

для автомобилей классов 3 и 4

• максимальное содержание серы 50 мг/кг;

• то же бензола 1,0% об.;

• то же свинца 5 мг/л;

• то же кислорода 2,7% по массе;

• то же углеводородов ароматических 35;

• то же олефиновых 18;

• октановое число минимальное по исследовательскому методу 95;

• то же по моторному методу 85;

• максимальное давление паров в летний период 60,0 кПа.

Для улучшения эксплуатационных качеств бензина, используемого в автомобилях класса 4, допускается добавление присадок, не оказывающих побочных вредных воздействий на окружающую среду, жизнь и здоровье людей, животных и растений.

Основные показатели дизельного топлива в соответствии с основными классами автомобильной техники в РФ (классов 2, 3 и 4), установленными в специальном техническом регламенте «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращении на территории РФ вредных (загрязняющих) веществ», должны составлять:

для дизельного топлива для автомобильной техники, соответствующей классу 2

• максимальная массовая доля серы* 500 мг/кг;

• фракционный состав: 96% объемных перегоняется при максимальной температуре 360 °С;

• максимальное содержание полициклических ароматических углеводородов не нормируется;

• минимальное цетановое число 45;

для дизельного топлива для автомобильной техники, соответствующей классу 3

• максимальная массовая доля серы 350 мг/кг;

• фракционный состав: 96% объемных перегоняется при максимальной температуре 360 °С;

• максимальное содержание полициклических ароматических углеводородов 11% по массе.

• минимальное цетановое число 51;

для дизельного топлива для автомобильной техники, соответствующей классу 4

• максимальная массовая доля серы 50 мг/кг;

• фракционный состав: 96% объемных перегоняется при максимальной температуре 360 °С;

• максимальное содержание полициклических ароматических углеводородов 11% по массе;

• минимальное цетановое число 51.

Для улучшения эксплуатационных качеств дизельного топлива, используемого в автомобилях класса 3 и 4, допускается добавлять присадки, не оказывающие побочного воздействия на окружающую среду, жизнь и здоровье людей, животных и растений. Информация о наличии присадок в автомобильном бензине и в дизельном топливе должна доводиться до потребителя производителем или продавцом в обязательном порядке. Запрещается добавление в автомобильный бензин и в дизельное топливо присадок, ухудшающих его экологические свойства.

Для предотвращения возможности введения в заблуждение приобретателей автомобильного бензина и дизельного топлива изготовители и продавцы обязаны сопровождать партии автомобильного бензина и дизельного топлива технической документацией, подтверждающей их качество. Подтверждение соответствия автомобильных бензинов и дизельного топлива требованиям настоящего технического регламента осуществляется в форме обязательной сертификации со сроком действия сертификата не более 3 лет. Сертификаты соответствия, выданные до вступления в силу настоящего технического регламента, действительны до окончания срока их действия.

При продаже автомобильного бензина и дизельного топлива продавец обязан разместить в месте, доступном для любого приобретателя, следующую информацию:

• наименование марки автомобильного бензина и дизельного топлива, а также информацию о классе автомобилей, использующих соответствующий автомобильный бензин или дизельное топливо;

• обозначение стандарта или иного документа, в соответствии с которым изготовлен соответствующий автомобильный бензин или дизельное топливо;

• наименование изготовителя и его местонахождение, сведения о стране происхождения автомобильного бензина или дизельного топлива, а также наименование, юридический и фактический адрес продавца;

• срок годности реализуемой партии автомобильного бензина или дизельного топлива с указанием даты изготовления;

• сведения от изготовителя о наличии в автомобильном бензине или дизельном топливе присадок, улучшающих их эксплуатационные характеристики;

• знаки наличия опасности и классов воздействия на человека, животных, окружающую среду и имущество.



А. Рикошинский Основные Средства 01'2008 30 июня 2008

Комментарии (0)