Восемь элементов
Советы по эксплуатации спецтехники
Гусеничные краны-трубоукладчики
Обзор российского рынка
Аккумуляторные батареи – что нового?
Преимущества и недостатки AGM аккумуляторов
Полезные мешки для... воздуха
«Воздушные пакеты» для раскрепления грузов
Экономика шин, или Экономия на шинах
Практические советы
 1
Монстры ждут
Монтажные гусеничные краны
 1
Модернизация колесных экскаваторов ТВЭКС
Наращивание производительности и улучшение эргономики экскаваторов ЕК-14, ЕК-18
Силу «Богатыря» – в мирных целях
МЗКТ-7930 и МЗКТ-79306 полноприводные тяжеловозы «двойного назначения»
 1
Ведущие мосты грузовиков
Земные спасатели космонавтов (ч.2)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
Вся правда о ямочном ремонте (ч.3)
Дорожный ремонт
Карбюраторы малых грузовых и грузопассажирских автомобилей
Конструкции карбюраторов К-126Г, К-131, К-151 АО «ПеКар» для двигателей ЗМЗ и УМЗ

Иностранный коммерческий автотранспорт на российском рынке

А. Рикошинский

В последние годы на рынке коммерческого автотранспорта четко прослеживаются тенденции существенного роста натуральных и стоимостных объемов рынка в целом, опережающего роста сегмента техники иностранного производства и в структуре импорта роста доли новых машин и относительного сокращения доли машин с пробегом.

Развитие экономики России определяет состояние рынка и производства коммерческого транспорта. В этом году экономика страны развивается достаточно успешно, хотя с августа темпы роста несколько замедлились. Прирост ВВП за январь–август составил 7,7% против 6,2% в январе–августе 2006 г., тарифы на грузовые перевозки повысились на 11,7%, грузооборот транспорта РФ составил 103,0% к уровню соответствующего периода 2006 г. (3235,6 млрд. т·км). Самая большая доля коммерческих перевозок грузов приходится на автомобильный транспорт – 131,5 млрд. т·км (42%). Заметим, что современное развитие рыночной инфраструктуры, мелкого и среднего бизнеса, расширение сферы розничной торговли, наличие значительного числа промышленных предприятий, не имеющих других подъездных путей, кроме автомобильных, увеличивает долю применения грузового автотранспорта и создает основу для его развития.

В январе–августе 2007 г. отечественное производство грузовых автомобилей увеличилось на 16,7%. Отмечается рост спроса и по отечественной, и по импортной технике. Перечислим наиболее значимые факторы, оказывающие влияние на формирование отечественного рынка грузовых автомобилей:

• рост уровня платежеспособности покупателей, как частных граждан, так и предприятий;

• сложившаяся в советское время структура автопарка, неэффективная в современных условиях (недостаток грузовиков малой, особо малой и большой грузоподъемности) и требующая изменений;

• существенная региональная неравномерность спроса на автотранспорт, что связано как с финансово-экономическим состоянием регионов и региональной покупательской способностью, так и с наличием автодорог;

• спрос на автотранспорт, отвечающий европейским экологическим требованиям, что вызвано ужесточением отечественного экологического законодательства и ростом объема зарубежных перевозок;

• резко возросший рост требований к уровню безопасности, надежности и другим технико-экономических показателям транспортных средств.

Под действием перечисленных факторов на рынке России сложилась следующая ситуация. За первое полугодие 2007 г. произведено 135 тыс. грузовиков, а ввезено 54 тыс. коммерческих автомобилей зарубежных марок (см. диаграмму 1). Рост отечественного производства грузовой автотехники составил 19,3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Увеличили выпуск почти все основные производители грузовиков – АМО ЗИЛ на 42,5%, ООО «Автомобильный завод «ГАЗ» на 15,5% (рост по малотоннажным и среднетоннажным автомобилям), ОАО «КАМАЗ» на 35,4% (в том числе по шасси на 9,6%), Автозавод «Урал» на 66,3%, ОАО «УАЗ» на 5,7%, ООО «Брянский автомобильный завод» в 3 раза, «Автотор» в 2,6 раза.

Конкуренцию импорту составляют российские предприятия, освоившие выпуск грузовых автомобилей иностранных моделей. Таких автомобилей в первом полугодии выпущено около 7,15 тысяч, или в 1,6 раза больше, чем за первое полугодие 2006 г. В общем производстве грузовых автомобилей в России доля импортных моделей в первом полугодии 2007 г. увеличилась до 5,2% против 3,6% в первом полугодии 2006 г.

Возвращаясь к импорту коммерческих автомобилей зарубежных марок, отметим существенный темп роста ввоза новых автомобилей: их доля в совокупном импорте практически сравнялась с долей автомобилей с пробегом, тогда как в 2006 г. доля новых машин в импорте составляла 30%. Так, за рассматриваемый период импортировано 27,5 тыс. новых и 26,6 тыс. подержанных автомобилей (см. диаграмму 2). Рост доли новых машин отмечается по всем сегментам автопарка. Например, за первое полугодие 2007 г. в Россию ввезено 9,0 тыс. тяжелых грузовиков, а за весь 2006 г. – 9,4 тыс.

Заметим, что устойчивая тенденция роста импорта новых автомобилей и вытеснения с рынка отечественной техники машинами иностранного производства наблюдается несколько последних лет. Вероятно, такое положение сохранится в ближайшие годы.

На рост спроса на новые автомобили повлияло повышение платежеспособности потребителей, сокращение разницы в ценах между российскими автомобилями и иномарками, развитие системы кредитования и лизинга, увеличение числа дилерских центров и станций технического обслуживания для иномарок, а также увеличение таможенного тарифа на автомобили со сроком эксплуатации свыше пяти лет. На российском рынке присутствуют автомобили практически всех основных мировых марок, причем многие иностранные компании начали производить свою технику специально для наших условий эксплуатации. Приведем нашу оценку сегментации российского рынка коммерческих автомобилей иностранного производства в первом полугодии 2007 г.

Особенно интенсивно растут продажи техники китайского производства. Так, в 2007 г. фирма Howo планирует продать в России не менее 7 тыс. грузовиков, CAMC – 3 тыс., FOTON – 1 тыс.

В настоящее время доля автотехники зарубежного производства в отечественном парке составляет примерно 25%, и в результате вступления России в ВТО ожидается увеличение этой доли. (Уже сейчас ежегодно происходит рост объема международных перевозок на 10...15%.) В целом эксперты прогнозируют в ближайшее время удвоение парка коммерческих автомобилей. Рост спроса на средне- и малотоннажные автомобили поддерживается развитием малого бизнеса. Развитие строительной отрасли требует роста парка самосвалов, автокранов, бетономешалок и другой строительной техники. Росту спроса на тяжелые автомобили способствуют развитие нефтедобывающего комплекса, реализация федеральных программ по развитию дорожной сети, рост тарифов на железнодорожные перевозки.

На рынке коммерческого транспорта сейчас проходит активная замена устаревшей техники с истекшим сроком службы. Развитие рынка коммерческих автомобилей будет определяться двумя основными факторами – экономическим развитием страны и развитием отечественной автомобильной промышленности. Потребности обеспечить возросший грузооборот приведут к увеличению парка автомобилей при существенном улучшении его структуры, сопровождаемом сокращением количества физически и морально устаревшей техники. В настоящее время уходит в прошлое выбор автотранспортной техники только по одному критерию – по цене. При покупке автотехники все большее значение приобретают такие характеристики, как стоимость эксплуатации, норма суточного пробега, комфортность условий труда водителя, ремонтопригодность, сервисная сеть и т. п.

Развитие рынка коммерческого транспорта ведет к обострению конкуренции, результатом которой стала тенденция вытеснения с рынка отечественной автотехники автомобилями иностранного производства. Лидерами на рынке станут те производители (отечественные или зарубежные), которые смогут предложить не только технику, доступную по стоимости, но и удовлетворяющую потребителей по номенклатуре, качеству и обеспечению высоким уровнем технического обслуживания.




А. Рикошинский Основные Средства 12'2007 30 апреля 2008

Комментарии (0)