Седлать тягачи! (ч.1)
Седельно-сцепное устройство (ССУ)
 1
Под сильным давлением
Карьерные самосвалы БелАЗ
Как избежать проблем при эксплуатации гидромолота
Рекомендации по работе с гидромолотом
Секреты воздушного фильтра
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 1)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
Самая популярная землеройная машина
Обзор экскаваторов-погрузчиков
КДМ российского производства
Отечественные комбинированные дорожные машины и сменное рабочее оборудование для них
Немецкие грузовики Henschel
Современное оборудование щебеночных заводов
 13
ГАЗ-560 – русский Steyr
Лицензионный дизель М1 компании Steyr для Газели
Карбюраторы среднетоннажных грузовиков
Схемы, регулировочные параметры и рекомендации по обслуживанию
Выбор и применение фильтров для очистки рабочих жидкостей в гидравлических системах мобильных машин (ч. 1)

Шину поменять проще, чем менталитет

С. Подгурский

Продолжение беседы нашего корреспондента с генеральным директором российской компании VOCH Владимиром Чибирёвым и руководителем направления грузовых и специальных шин этой фирмы Игорем Горюшкиным (см. «ОС» № 10) о положении на российском рынке услуг по ремонту и монтажу грузовых и специальных шин.

Наварка шин

Шквальный спрос на услуги

Недавно к нам обратился руководитель парка тяжелой грузовой техники с просьбой подремонтировать вышедшие из строя шины, которых в парке скопилась куча. Практически все шины нам удалось восстановить. Руководство парка попросту не знало, как их утилизировать, а мы вернули им вторую жизнь. Этот случай подсказал нам, что неудовлетворенный спрос на ремонт спецшин в стране огромен, а предложение на рынке значительно отстает от спроса. Практически эта ниша на рынке услуг свободна.

В стране растет благосостояние, идет приток денежных средств. Во всех крупных городах России разворачивается грандиозное строительство. И везде требуется техника. Объемы закупок высококачественной импортной техники огромны. Периодически на этих машинах выходят из строя шины. Простой техники выливается в колоссальные деньги (для справки: по некоторым оценкам, час простоя мобильного крана стоит 250 евро), поэтому за монтаж и ремонт шин люди готовы платить, и платить немало.

Шиномонтаж требуется даже «выносливым» тракторам

Спрос на такие услуги в Москве и других крупных городах очень большой, поэтому, если сервис открывается, и не обязательно на оживленном шоссе, а в любом месте, куда только может проехать грузовик, тотчас с ближайших строек, которые сегодня повсюду, начинают подъезжать автомобили.

То же относится и к специальным шинам: для мобильных кранов, для сельскохозяйственной техники, потому что сейчас нельзя назвать ни одной отрасли в стране, которая бы не развивалась. Большой отечественный капитал пошел в производство, в сельское хозяйство и другие отрасли. Плюс иностранные инвесторы, которые тоже резко активизировались и тоже не могут обойтись без техники.

В каких услугах нуждается отечественный потребитель? Это монтаж-демонтаж, ремонт – заклеивание поврежденных шин и камер, а также восстановление – нарезка канавок и наварка протектора. Можно порекомендовать заниматься монтажом, ремонтом и нарезкой канавок протектора. Комплект оборудования для такого ремонта стоит 15...20 тыс. евро.

Отремонтированная шина с наваренным протектором

А вот завод по наварке шин обойдется минимум в 100...150 тыс. евро. Если же вложить в дело 1 млн евро, можно построить отличный современный завод по наварке шин. Такие технологии сегодня вполне доступны. Итальянцы, немцы предлагают на выставках заводы прямо «под ключ». Но здесь-то и выявляются российские реалии: чтобы заниматься бизнесом, надо владеть землей, на которой стоит завод. Ни в коем случае нельзя ставить завод на арендованной земле, с которой могут в любой момент согнать или будут постоянно увеличивать арендную плату. Сложно получить кредит в банке под приемлемые проценты. Земля и финансы – вот та цепь проблем, с которой сталкивается любой бизнесмен из любой отрасли и из-за которой мы не можем рекомендовать заняться строительством завода.

Утилизация шин в российских условиях – тоже не слишком выгодный бизнес. Небольшой передвижной завод по утилизации шин стоит сравнительно недорого – около 50 тыс. USD, но основной потребитель продуктов переработки утилизируемых шин (резиновые подушечки под трамвайные рельсы, порошок для эластичности асфальта) – государственные структуры, занимающиеся строительством дорог. Это структуры, в которых правят чиновники. Закупать сырье за границей почему-то им выгодней, чем у отечественного производителя.

За рубежом водитель не станет «переобувать» грузовик самостоятельно

Когда-то почти все работы по обслуживанию шин выполняли сами водители: заклеивали, монтировали, заменяли шины. Сейчас, особенно в крупных городах, положение изменилось кардинально. Сегодня водитель не тот, что был раньше. Водитель теперь получает хорошую зарплату и выполняет только свою работу – лезть под грузовик в грязь с гаечным ключом он не захочет. Если его попробуют заставить, он найдет себе другое место. Каждый должен заниматься своим делом – это европейское понятие постепенно внедряется в сознание наших водителей-профессионалов высокой квалификации, работающих на дорогой иностранной технике. Вы не увидите, чтобы водитель крутил гайки на новом грузовике MAN или Volvo, полгода назад сошедшем с конвейера. Такие автомобили обязательно застрахованы, и страховая компания откажет в выплате страховки, если автомобиль обслуживался неправильно, не на фирменном сервисе: если шина неправильно поставлена или вообще «не та» – это идеальная отговорка для страховщиков.

Так что иностранные автомобили либо поедут в сервис, либо в крупных парках организуют свой сервис. Это вполне возможно: хорошее шиномонтажное оборудование стоит порядка 50 тыс. USD. Однако услуги по шиномонтажу требуются в течение 2 месяцев в году, а в остальное время шиномонтаж при автопарке может быть не загружен работой, зато платить шиномонтажникам зарплату придется круглый год. В общем, что выгодней – иметь собственную мастерскую или обращаться в сторонний сервис, зависит от объемов работ.

Во многих автохозяйствах не знают, как утилизировать непригодные шины

Проблемы контроля

Для ремонта шин требуется масса мелких комплектующих. Материалы по ремонту шин производят и отечественные, и западные производители, но у западных качество изделий все же лучше – и по внешнему виду, и по характеристикам. Для ремонта зарубежных шин, конечно, лучше использовать зарубежные комплектующие. Человек, приобретающий импортную технику на импортных шинах, хочет, чтобы качество ремонта соответствовало общему уровню.

В шиномонтажном бизнесе имеется большая проблема – учет всех мелких комплектующих. Навести порядок в учете очень сложно. Компания VOCH, например, для решения этой проблемы пытается привлечь зарубежных программистов, которые создают программу учета и контроля работы шиномонтажа. Современные балансировочные станки оснащены электроникой, их можно подключить к компьютеру. Принцип действия программы прост: если балансировочный станок был включен – компьютер фиксирует это и считает, сколько денег должен принести в кассу станок за время работы. Шиномонтажник не сможет просто включить станок, работа немедленно будет фиксироваться и с работника потребуют отчет – где заработанные деньги?

С такой программой невозможна будет ситуация, известная из практики: в магазине купили 20 шин, но ни одного обращения в шиномонтаж при магазине не зафиксировано. Так быть не может: человек купил шины, но ставить их не стал. Следовательно, налицо работа шиномонтажника «мимо кассы». А в кассе шиномонтажа только незначительная выручка за «подкачку колес». Проверить это без технических средств контроля нереально.

Когда имеется инструмент точного контроля вроде «неподкупного» компьютера, уже несложно ввести средства экономического стимулирования, чтобы предотвратить кражи: обнаружена недостача – оплати, есть экономия – получи премию.

Вот несколько реальных цифр для примера: затраты на комплектующие по одному шиномонтажу могут составлять в месяц 10 тыс. руб. В компании таких шиномонтажных мастерских может быть до сорока. Если не контролировать расход комплектующих, 10 тыс. руб. превращаются в 20 тысяч, и шиномонтажники кричат: «Нам не хватает!» Несложно подсчитать, что ежемесячные потери компании в этой ситуации только на хищениях комплектующих составят 400 тыс. руб. И на практике именно так и происходит, такие случаи известны. Шиномонтажники находят точку сбыта этих комплектующих, и их уже не интересует зарплата, которую они получают в шиномонтажной мастерской.

Теперь их главная задача – побольше и похитрей «сэкономить» расходные материалы. За сезон одна шиномонтажная мастерская может «не донести» до кассы до 10 тыс. руб. в день! Если умножить на 40 мастерских, получается очень серьезная сумма потерь. В сезон за день в шиномонтажной мастерской «переобувается» до 70 автомобилей, и каждый платит в среднем по 1500 руб. Сколько из этих машин может быть обслужено «без кассы», учесть невозможно. И вот вам еще одна статья колоссальных потерь, которые невозможно предотвратить без четко налаженной системы контроля.

Конечно, труд рабочих надо оплачивать достойно, чтобы не «подталкивать» их к хищениям, однако без строгого контроля все же не обойтись. К сожалению, менталитет некоторых таков, что, сколько ни плати, но если есть возможность украсть, этот соблазн они преодолеть не смогут.

С. Подгурский Основные Средства 11'2007 10 апреля 2008

Комментарии (0)