Коробки передач грузовых автомобилей
Планируем заключить лизинговую сделку
Методика анализа инвестиционного лизингового проекта
Лизинговый договор: статья за статьей
Содержание лизингового договора
6х6
Шарнирно-сочлененные самосвалы
Антифриз (ч.2)
Техническое обслуживание систем охлаждения тяжелой техники
Лизинг. Малоизвестное элементарное
Cущность, особенности, преимущества и недостатки этого вида финансирования
Броня крепка и шины наши быстры
Специальные защитные цепи
Смешать, но не взбалтывать
Современные тенденции в грейдерном деле
Интервал по топливу считают (ч. 1)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
Продлить ресурс сложно, но можно
Советы по эксплуатации гусеничной техники
 2
Что такое дизтопливо и как с ним... бороться?
Характеристики дизельного топлива
 1
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 3)
Фильтры масляные и топливные

Мировой рынок экскаваторов

А. Малышев

Спрос на экскаваторы растет

Согласно прогнозу исследовательской фирмы Off-Highway Research, в этом году в мире будет продано свыше 138,6 тыс. гусеничных и колесных экскаваторов (без мини-экскаваторов) против 137,2 тыс. в 2006 г. В прошлом году доля экскаваторов в мировых отгрузках всех видов строительных машин вместе взятых (664,5 тыс. шт.) составила 21%, что в стоимостном выражении, по расчетам журнала International Construction, было эквивалентно примерно 20 млрд. USD.

Весьма внушительно (на 44%) увеличился в 2006 г. спрос на экскаваторы в КНР; их продажи (без мини-экскаваторов) исчислялись 34,2 тыс. шт., из которых только около 550 машин было на колесном ходу. Такое преобладание гусеничных экскаваторов (их продажи в стране выросли с 18,7 тыс. шт. в 2002 г. до 33,7 тыс. шт. в 2006-м) объясняется крупномасштабным строительством в этой стране автомобильных дорог и плотин. К 2010 г. совокупный спрос на экскаваторы в стране, по оценке китайской консалтинговой компании Yantai Jereh Network Business Co., Ltd. достигнет 69 тыс. шт.

Как свидетельствуют представители Hitachi Europe, спрос в 2006 г. на новые экскаваторы данной фирмы был необычайно высок, особенно на Ближнем и Среднем Востоке. Большие закупки осуществили также страны Африки и Россия (последняя приобрела 1,6 тыс. экскаваторов Hitachi), а в текущем году фирма надеется поставить на российский рынок около 3,2 тыс. таких машин.

Компания Volvo Construction оценивает мировые продажи экскаваторов в 2006 г. примерно в 150 тыс. ед., а ее собственную долю в них – в 9%. По заявлению компании, спрос на эти машины постоянно растет с конца 1990-х гг., когда ежегодные продажи составляли 70...80 тыс. ед. В настоящее время они достигли рекордных уровней во всех регионах, за исключением Северной Америки, где ощущаются признаки избыточного предложения. В США за последние три-четыре года спрос на новые экскаваторы вырос с 15 тыс. до 28 тыс. ед. в год, причем приобретались они главным образом для замены устаревших машин. Такое ускоренное обновление парков означает, что наблюдающееся в настоящее время в Штатах замедление темпов жилищного строительства может привести к общему сокращению продаж нового строительного оборудования на американском рынке.

По оценкам Off-Highway Research, в 2006 г. в Северной Америке продано примерно 29 тыс. экскаваторов, т. е. меньше, чем в 2005 г., когда продажи таких машин на гусеничном ходу составили 31,5 тыс., а на колесном – только 0,8 тыс. шт. Этот спад огорчает далеко не всех поставщиков. Так, компания Hitachi воспринимает его как некую передышку, которая позволит ей увеличить поставки на другие (быстро растущие) рынки.

Как и все фирмы строительного машиностроения, производители экскаваторов вынуждены в своей деятельности руководствоваться новыми стандартами на токсичность отработавших газов (ОГ) двигателей. С января 2006 г. вступили в силу нормы Tier 3/ Stage IIIA для двигателей мощностью 130...560 кВт, а с начала 2007 г. – для двигателей мощностью 75...130 и 19...37 кВт. Нормы Tier 4/ Stage IIIB должны быть введены в 2011–2014 гг., но многие поставщики готовятся к ним уже сейчас. Так, Hitachi начала продавать в Японии электрические мини-экскаваторы, а к концу текущего года планирует выпустить на рынок модели с гибридной силовой установкой. По заявлению главы данной компании, ужесточающиеся стандарты в отношении уровня шума, вибрации и токсичности ОГ заставляют производителей задумываться и над созданием экскаваторов, работающих на солнечной энергии, но появятся такие машины лишь в отдаленном будущем.

Фирма Volvo на прошлогодней выставке INTERMAT в Париже продемонстрировала гибридную силовую установку для строительных машин и в настоящее время работает над экскаватором с системой рекуперации энергии, вырабатываемой при определенных движениях машины во время рабочего цикла. Она также сконструировала рабочую кабину для оператора Care Cab, в которой существенно снижен уровень шума и вибраций. Все представленные этой компанией в апреле на выставке Bauma шесть колесных экскаваторов серии C грузоподъемностью 14...23,4 т оснащены отвечающими стандартам Tier 3 двигателями и кабинами Care Cab.

Крупнейшим изготовителем экскаваторов в мире в настоящее является Япония. В 2006 г. ее доля в физическом объеме мирового производства экскаваторов, по оценкам зарубежных специалистов, превышала 40%, в том числе мини-экскаваторов – 55%. Второе место по странам занимает КНР – соответственно около 20% совокупного объема.

В последнее время о планах расширения производства экскаваторов объявили две компании: Hitachi Construction Machinery Co. и JCB. Hitachi планирует увеличить мощности по производству экскаваторов к 2010–2011 г. на 70% и занять третье место в мировой табели о рангах после Caterpillar Inc. и Komatsu Ltd. (в настоящее время это место занимает британская группа JCB). В течение ближайших четырех лет компания планирует израсходовать 150 млрд. иен на строительство трех новых заводов в Японии и расширение производственных мощностей в КНР и других странах. К 2011 г. Hitachi рассчитывает довести ежегодное производство экскаваторов до 62 тыс. шт. JCB планирует к 2008 г. инвестировать 2 млрд. индийских рупий (около 50 млн. USD) в удвоение своих мощностей по производству строительного и землеройного оборудования в Индии.

Мини-экскаваторы – перспективный сегмент

Наиболее перспективным сегментом мирового рынка экскаваторов считаются компактные машины (снаряженной массой до 5 т). Удельный вес компактной техники на мировом рынке строительного оборудования в физическом выражении достигает примерно 45%, а в стоимостном – лишь 25...30%.

В течение последних 10...15 лет выпуск компактной техники является особенно динамичным сектором строительного машиностроения. Если в начале предыдущего десятилетия поставки такой техники осуществляли в основном специализированные компании, то в настоящее время их разработка является важной сферой деятельности ведущих мировых производителей дорожно-строительного оборудования. Высокая популярность компактных машин обусловлена их широкими функциональными возможностями. После оснащения различными навесными устройствами эти машины можно использовать как в строительстве (основная сфера применения), так и в других отраслях.

Наиболее высокий спрос на компактную строительную технику сейчас наблюдается в промышленно развитых странах (со стороны строительных и арендных фирм). В то же время на рынках развивающихся государств масштабы использования этой техники незначительные. Компактные строительные машины предназначены для замены ручного труда в индустриальных странах с высоким уровнем оплаты труда. Необходимость сооружения объектов в кратчайшие сроки также стимулирует внедрение компактной техники. Однако такая потребность отсутствует в странах с огромными ресурсами дешевой рабочей силы.

В текущем десятилетии на рынках ряда стран с быстро развивающейся экономикой также наблюдается рост интереса к компактной строительной технике. Например, в КНР продажи мини-экскаваторов выросли, по оценке Off-Highway Research, с 1,5 тыс. шт. в 2002 г. до 11,9 тыс. в 2006 г.

Ведущие производители мини-экскаваторов в 2006 г. выпустили на рынок новые модели. Компания Bobcat в 2006-м разработала новые модели серии ZHS массой 2,6... 3,6 т. Volvo Construction выпускает четыре модели мини-экскаватора с укороченной задней частью, причем масса одной из машин (ЕСЕ 88) составляет 8,5 т. Номенклатура мини-экскаваторов компании JCB включает 14 моделей массой от 0,8 до 8 т, в частности, она поставляет машины 8035 ZTS (3,7 т), 8025 ZTS (2,7 т) и 8030 ZTS (3,2 т) с укороченной задней частью.

На развивающихся рынках компактная строительная техника используется с большей интенсивностью, чем в промышленно развитых странах. По оценке компании Volvo, почасовая загрузка этой техники на развивающихся рынках примерно на 40% превышает соответствующий показатель в США и Японии (в абсолютном выражении 2,5 тыс. и 1,5 тыс. ч в год при продолжительности рабочей недели 48 и 30 ч соответственно).

В 1996–2006 гг. на европейском рынке мини-экскаваторов опережающими темпами росли продажи машин с укороченными задним свесом и радиусом поворота. Если в середине предыдущего десятилетия они почти отсутствовали на рынке региона, то сейчас их удельный вес в общих продажах мини-экскаваторов достигает 40%. Почти все выпущенные на рынок мини-экскаваторы 2007 модельного года относятся к указанному типу.

Сбыт мини-экскаваторов японских компаний Hitachi и Kobelco в европейских странах осуществляют John Deere и CNH, a Komatsu поставляет свою продукцию под собственной торговой маркой. Среди новых моделей мини-экскаваторов Hitachi – ZX10U-2, ZX17U-2 и ZX22U-2 (масса – 1,1; 1,7 и 2,3 т соответственно) с укороченным задним свесом. Использование модифицированных противовесов обеспечивает повышенную устойчивость. Кабина более просторная, имеет лучшую обзорность и оснащена системой климат-контроля. В США мини-экскаватор ZX17U-2 поставляется под наименованием Deere 17D.

Поставки новых мини-экскаваторов E18 SR фирмы Kobelco (масса – 1,6 т, торговая марка SK) в страны Азии осуществляет компания New Holland. Ширина шасси этого мини-экскаватора с укороченным радиусом поворота может меняться от 0,99 до 1,3 м, что дает возможность работать в тесном пространстве.

Компания Ammann-Yanmar (СП японской Yanmar и швейцарской Ammann) разработала три новых мини-экскаватора ViO17, ViO45 и ViO55 (масса – 1,68; 4,64 и 5,21 т соответственно), которые оснащают более крупными бульдозерными отвалами и быстродействующими захватами. Компания IHIMER (СП японской IHI и итальянской Imer) выпустила на рынок мини-экскаваторы 50VX и 55VX (снаряженной массой соответственно 4,8 и 5,3 т) с укороченным задним свесом.

Компания Hanix Europe (отделение Nagano) разработала мини-экскаватор H55DE массой 5,5 т. Комфортабельная кабина оператора с улучшенной обзорностью изолирована от наружного шума и вибрации.
Согласно оценке Off-Highway Research, в 2006 г. продажи мини-экскаваторов (эксплуатационной массой до 5 т) в европейских странах составили 62,7 тыс. шт., что на 19% больше, чем в 2005 г. (52,6 тыс.). Общие поставки строительной техники в регион в 2006 г. составили 187,4 тыс. шт. (рост на 14% против 2005 г.), т. е. доля мини-экскаваторов на рынке строительного оборудования в 2006 г. превышала 30%, тогда как в середине предыдущего десятилетия этот показатель составлял 20%.

Непрерывное расширение спроса на мини-экскаваторы в европейских странах обусловлено рядом факторов, в частности, преобладанием в совокупном объеме подрядных работ в регионе небольших объектов и ремонтных работ. Кроме того, в текущем и предыдущем десятилетиях мини-экскаваторы постепенно вытесняют погрузчики с ковшом «обратная лопата». Так, за последние четыре года ежегодные продажи мини-экскаваторов в европейских странах выросли примерно на 56%, в то время как сбыт указанных погрузчиков остается почти неизменным – около 13 тыс. ед.


А. Малышев Основные Средства 11'2007 10 апреля 2008

Комментарии (0)