Лизинг – это удобно
Обзор рынка лизинга грузового транспорта и спецтехники

А. Шипов

Лизинг грузового транспорта и спецтехники – одно из наиболее развитых направлений лизинговой деятельности в России. Именно в сегменте автотранспорта и спецтехники в полной мере проявляются преимущества и удобства лизинга для организаций, специализирующихся на автотранспортных перевозках, строительстве зданий и дорожном строительстве, логистике, коммунальных работах, и предприятий аграрного сектора.

Лизинг – удобный инструмент инвестирования в обновление парка техники

Удобство и актуальность лизинга для потенциальных клиентов лизинговых компаний заключаются в следующем.

• В силу высокой ликвидности предмета лизинга он сам по себе является достаточным обеспечением по проекту, и соответственно лизинговые компании не выдвигают дополнительных и завышенных требований к клиенту.

• Данный вид лизинга – один их самых доходных для лизинговых компаний. Более 70% всех лизинговых компаний представлено в этом сегменте. Конкуренция становится все более жесткой и разнообразной. От этого клиент только выигрывает – лизинговые компании борются за него, готовы снижать свою доходность, предлагают новые лизинговые продукты и «балуют» клиента дополнительными услугами, предоставляемыми вместе с лизингом, такими, как сервисное сопровождение, консалтинг, помощь в реализации техники по окончании срока лизинга и др.

• Все больше крупных лизинговых компаний, в том числе имеющих доступ к западному финансированию, входят в этот сегмент рынка. В результате конечная цена лизингового продукта снижается, а качество услуги возрастает. В настоящее время в России парк грузового транспорта и спецтехники характеризуется высокой степенью износа и существует ощутимая потребность в замещении техники отечественного производства импортными аналогами. В связи с этим возрастает активность зарубежных лизинговых компаний. Активно работают лизинговые компании, образованные западными производителями, например Volvo Finance Group, «Скания Лизинг», VB-Leasing International Holding Gmbh и др. Достойную конкуренцию им составляют лизинговые компании, образованные крупными российскими производителями техники: Лизинговая компания «КАМАЗ», созданная ОАО «КАМАЗ», «Элемент Лизинг», образованная концерном «РусПромАвто». Крупные универсальные лизинговые компании представляют на рынке «Глобус-Лизинг», «Интерлизинг», «Балтийский лизинг», «РТК-Лизинг», ГК «Росагролизинг», «ВТБ-Лизинг», «ЛизингПромХолд», Петербургская лизинговая компания. При таком разнообразии игроков в данном сегменте рынка лизинга отсутствует явный монополист, доли крупнейших игроков не превышают 11% рынка. И это тоже на руку потенциальным клиентам лизинговых компаний. Есть из чего выбрать, а можно играть на понижение, используя предложения различных лизинговых компаний.

• Наблюдающийся в последние годы бурный рост транспортного и логистического рынка позволяет лизингополучателям быстро и прогнозированно окупать приобретенную в лизинг технику, продолжая при этом эффективно обновлять основные фонды.

• Сохранение как на федеральном, так и на региональном уровне определенных преференций, имеющихся в законодательных и нормативно-правовых актах, предоставленных государством, развитие системы страхования также делают лизинг автотранспортной и специальной техники выгодным и удобным.

Немаловажным для потенциальных клиентов является и то, что большинство лизинговых компаний готовы оказывать услуги на всей территории России. Их услугами могут воспользоваться и федеральные, и региональные компании, работающие на территории от Калининграда до Анадыря. Для транспортных, логистических компаний это немаловажно. Региональный бизнес развивается, масштабы экономической активности требуют обновления парка техники и приобретения принципиально новой техники, доступа к которой у регионов раньше попросту не было. Лизинговые компании активно осваивают регионы, понимая, что в ближайшие несколько лет именно там появятся интересные клиенты и масштабные проекты. Освоение регионов позволяет лизингодателям не только приблизиться к клиентам, но и быть более мобильными и внимательными во взаимоотношениях с лизингополучателями, работать на перспективу.

Основные игроки

В целом, пока на региональных рынках основными игроками выступают московские лизинговые компании, такие как «УралСиб», «Авангард-Лизинг», «Росагролизинг», «РГ Лизинг», «Балтийский лизинг», «Интерлизинг», «Раффайзен-лизинг», «ВТБ-Лизинг». Из региональных лизинговых компаний можно выделить Сибирскую лизинговую компанию, Сибирский лизинговый центр, владивостокскую компанию «ДельтаЛизинг».

Несмотря на кажущееся обилие игроков, рынок лизинга коммерческого автотранспорта и специальной техники пока еще очень емкий. Спрос ограничен лишь официальной платежеспособностью потенциальных лизингополучателей. В этих условиях появление рынка страхования коммерческих рисков приведет к взрывному росту рынка лизинга, особенно в регионах.

Наиболее востребована в лизинг серийная техника – бортовые грузовые автомобили, седельные тягачи, самосвалы, прицепная техника, прицепы, полуприцепы и автофургоны, автобусы основных марок: Merсedes, Volvo, Scania, MAN, Renault, IVECO, DAF, Hitachi, Komatsu, Bomag, JCB, Case, Caterpillar, Claas, КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, ЗИЛ.

Потребитель выбирает производителя, поставщика и лизинговую компанию крайне рационально, анализируя прежде всего соотношение цены и качества. Поэтому, несмотря на активный рост продаж западной автотехники, отечественные машины по-прежнему востребованы в России. Применение отечественных машин ограничено в тех областях, где требуются большая мощность двигателя в сочетании со значительным ресурсом, нестандартные конструкторские решения или установка сложного навесного оборудования. Усугубляют ситуацию плохая организация и низкое качество сервисного обслуживания российской техники. В то же время трудно представить себе использование новых импортных грузовиков в сельских районах, где нет квалифицированного сервиса, соответствующих топливно-смазочных материалов и культуры эксплуатации.

Предложения лизинговых компаний

Основные параметры предложений лизинговых компаний на рынке коммерческого автотранспорта и спецтехники следующие. Размер аванса составляет 20...30% для типовой сделки. Среднегодовое удорожание предмета лизинга 10...12% в рублях для типовых проектов и 8...9% в рублях для крупных проектов и импортной техники. Сроки лизинга обычно колеблются в диапазоне от 2 до 3 лет, тем не менее существуют предложения со сроком до 7 лет. Обычно в стоимость лизинга включают сопутствующие расходы по сделке, такие как страхование, доставка, регистрация в органах ГИБДД, МЧС, Гостехнадзора и в военкомате. Некоторые лизинговые компании включают в стоимость договора лизинга расходы на техническое обслуживание, прохождение техосмотра, на ремонт, замену и хранение шин, администрирование автопарка и другие расходы по желанию клиента.

На условия лизинга существенно влияют финансовая стабильность клиента, прогнозируемость его бизнеса, размер сделки, качество и ликвидность на вторичном рынке приобретаемой техники.

Тенденции рынка лизинга

В заключение можно отметить некоторые тенденции, появляющиеся на рынке лизинга, которые делают лизинг автотранспорта и спецтехники все более востребованным. В частности, сокращается срок между обращением клиента в лизинговую компанию и началом финансирования проекта. В настоящее время реален срок 10 дней. Появляются новые лизинговые продукты от производителей техники и крупных лизинговых компаний, например, оперативный лизинг и лизинг с дополнительными услугами.

Увеличивается срок, на который заключается лизинговый договор. В настоящее время 5-летний лизинг скорее норма, чем исключение из правил. Лизинговые компании все охотнее заключают договоры с муниципальными предприятиями, предпринимателями без образования юридического лица, малыми предприятиями. Активно используется дополнительное обеспечение по проекту в виде бюджетных гарантий, как муниципальных, так и краевых и областных.

Как видим из вышесказанного, в настоящее время у организаций, желающих приобрести в лизинг коммерческий автотранспорт и специальную технику, проблема не в том, чтобы найти лизинговую компанию, а в том, чтобы из большого числа предложений выбрать самое качественное, дешевое и удобное.

О том, как выбрать лизинговую компанию, на что надо обращать внимание, как читать договор лизинга и как рассчитать стоимость лизинга, а также какие подводные камни и уловки существуют на рынке лизинговых услуг, мы расскажем в следующей статье.

«ВСП-Лизинг» осуществляет поставку автомобилей

В мае этого года ООО «ВСП-Лизинг» (универсальная компания, предоставляющая услуги лизинга техники на всей территории России) передает 19 грузовых автофургонов ведущему российскому производителю мяса птицы. Сумма лизингового договора – более 740 тыс. USD. Срок договора – 3 года, финансирование сделки осуществляет ЗАО АКБ «НОВИКОМБАНК» (Москва).

Приобретенные автомобили Hyundai HD 78 и Hyundai Porter H-100 предназначены для ежедневных грузоперевозок по городу, просты в эксплуатации, высокоманевренны и адаптированы к российскому топливу.

«ВСП-Лизинг» сотрудничает с этим лизингополучателем с 2005 г. С начала 2006 г. для данного клиента компанией «ВСП-Лизинг» уже было профинансировано приобретение 27 ед. автофургонов, автобусов и автомобилей. Контрактная стоимость переданной за год техники – 1,9 млн. USD.

ЭКОНОМИКА Лизинг
А. Шипов Основные Средства 07'2007 21 июня 2016

Комментарии (0)