В моде только «автоматы»
Коробки передач для коммерческого транспорта
Гидромолоты среднего класса (ч.1)
Обзор моделей гидромолотов представленных на российском рынке
Диметиловый эфир (ч.2)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Пневмогусеничные вездеходы НАМИ (ч. 2)
НАМИ-С-3, НАМИ-С-4, НАМИ-0106, НАМИ-СЗМУ
О приемах против «ломов» (ч.2)
АКП (автоматические коробки передач) с гидротрансформатором
Сравнительные испытания магистральных седельных тягачей
MAN TG 460 A, Mercedes Actros 1846 LS, Scania R 124 LA 470 и Volvo FH 12-460
Косолапый Бог бездорожья
Полноприводный самосвал Tatra Jamal Т 163-390 SCT 6х6
 1
Беззаботный заплатит сполна
Подготовка грузовика к зиме
Экскаватор «среднего» класса. Что это?
Подход импортных производителей к классификации экскаваторов
Подземные труженики
Основы бестраншейных технологий
 2
Южный машиностроительный завод
Пасынок ракетного производства
Тенденции развития мирового лесозаготовительного машиностроения

Статистика производства и эксплуатации дорожно-строительной техники в 2006 году

А. Рикошинский

В 2006 г. по сравнению с 2005-м общий индекс роста промышленного производства составил 103,9%. При этом рост производства машин и оборудования был равен 103,3%, электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 94,5%, транспортных средств и оборудования – 103,3%.

Лидерами в отрасли по объему производства машин и оборудования стали производители кормоуборочных комбайнов – рост составил 62,8%. Заметно увеличилось производство тракторов на гусеничном (на 30,7%) и на колесном ходу (23,9%), кранов башенных (на 30,4%), машин кузнечно-прессовых (30,2%), бульдозеров (25,3%), автогрейдеров (20,9%), кранов на автомобильном ходу (на 18,1%).

В 2006 г. рост выпуска тракторов в основном обусловлен увеличением их реализации сельским товаропроизводителям через ОАО «Росагролизинг». Так, производство продукции на ОАО «Владимирский моторо-тракторный завод» возросло на 76%, в ОАО «Алттрак» – на 54%, в ОАО «Волгоградский тракторный завод» – на 28%.

В производстве транспортных средств и оборудования увеличился выпуск электровозов магистральных на 45,8%, вагонов пассажирских на 26,1%, машин для городского коммунального хозяйства на 23,1%, грузовых автомобилей на 19,5%, легковых автомобилей на 9,9%, автобусов на 1,1%. Снижение производства вагонов грузовых магистральных (95,2%) во многом обусловлено расширением закупок вагонов украинского производства частными российскими операторами вследствие возрастающей ценовой конкурентоспособности украинской продукции.

Основные факторы роста производства машиностроительной продукции в 2006 г. – интенсивное развертывание сборочных производств легковых автомобилей, расширение рынков сбыта продукции ж.-д. машиностроения на основе применения лизинговых операций, освоение предприятиями станкостроения новых видов конкурентоспособного оборудования, увеличение заказов на машиностроительную продукцию в рамках реализации национальных проектов. Заметное влияние на состояние парка строительно-дорожной техники оказывает и развитие строительной деятельности. В настоящее время это одна из наиболее динамично развивающихся отраслей, которая определяет спрос на строительную технику. В 2006 г. объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», составил 2246,8 млрд. руб., или 115,7% к уровню 2005 г.

Рост производства отмечался по всем отслеживаемым видам строительно-дорожной техники, кроме дробилок. Несмотря на рост отечественного производства, в парке строительных машин велика доля техники зарубежного производства.

С начала XXI в. наблюдается вытеснение техники отечественного производства по всем рассматриваемым позициям, кроме автогрейдеров. Российские производители не могут изжить старую тенденцию – производить, что возможно, а не то, что требует рынок. Причины тому – длительная изоляция российского машиностроения от мирового рынка, отсутствие необходимых инвестиций, существующая налоговая система и др. Совокупность значений технико-экономических показателей большинства моделей производимой техники (цена, производительность, эксплуатационные расходы, затраты на ремонт и убытки от их простоя и т. д.) делает их мало конкурентоспособными не только на мировом рынке, но и на внутреннем.

По-прежнему велика доля машин с истекшим сроком службы. Количество старой техники в РФ для разных видов машин составляет не менее 40%, но может превышать и 70%. В разных регионах России положение может несколько различаться, но в целом возраст используемой строительной техники сильно отличается в худшую сторону от нормативного. Даже в таком финансово благополучном регионе РФ, как Москва, отработали свой срок почти треть экскаваторов, все скреперы, почти 40% бульдозеров, около половины передвижных кранов и четверть фронтальных погрузчиков.

Доля строительных машин, давно выработавших ресурс, постоянно возрастает. Обновление марок происходит недопустимо низкими темпами, что хорошо иллюстрируют приведенные в таблице данные.

Проблема обновления техники связана с наличием определенной психологической привычки, когда предприятия, даже имея финансовые ресурсы, не спешат менять старые машины, считая эту проблему второстепенной и не чувствуя объективной необходимости обновлять машинный парк, хотя в настоящее время существуют различные варианты оплаты: лизинговые схемы, частичная предоплата, отсрочки платежа и др.



ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» (дивизион «Спецтехника» Группы ГАЗ) реализовало потребителям спецтехники на 44% больше, чем в 2005 г. Столь высокие темпы роста предприятие показало впервые за последние 5 лет. Опережающими темпами росли продажи фронтальных погрузчиков: реализация модели В-160 увеличилась на 75%, а модели В-138 выросла более чем вдвое – на 111%. В 2005 г. ЗАО «ЧСДМ» начало серийный выпуск легкого фронтального погрузчика В-125 массой 11 т с ковшом вместимостью 1,5 м3. Модель предназначена для погрузки сыпучих и кусковых материалов, земляных работ с выгрузкой грунта в отвал или транспортные средства, планировки площадок и перемещения материалов на небольшие расстояния.

Высокая динамика развития завода стала результатом реструктуризации предприятия и внедрения передовых технологий и производственной системы Кайдзен, что позволило в 2006 г. снизить издержки производства и увеличить выпуск продукции. В 2005 г. ЗАО «ЧСДМ» закупило современное оборудование: швейцарские лазерный комплекс и пресс по раскрою металла Bistronic, американские токарно-револьверные прутковые полуавтоматы HAAS, а также ленточно-пильные станки для раскроя листов различного проката. Новое оборудование позволит в 2007 г. значительно разгрузить заготовительное производство и поднять производительность, повысив эффективность производства и качество продукции.

Группа ГАЗ в 2006 г. существенно увеличила объемы реализации продукции во всех основных сегментах рынка коммерческой автотехники. Значительный рост отмечен в сегментах полноприводных большегрузных автомобилей (на 30%), автобусов среднего класса (на 25%), среднетоннажных грузовиков (на 19%), автобусов большого класса (на 11%), экскаваторов (на 37%).

Рост производства строительно-дорожной техники стал следствием набирающего обороты финансирования дорожного строительства на федеральном уровне и развития рынка в целом. Создание СП ООО «Экскаваторный завод «Ковровец» по выпуску гусеничных экскаваторов позволило существенно расширить модельный ряд в этом сегменте и должно стать важным фактором роста. Рост в сегменте автогрейдеров обусловлен реализацией комплекса мероприятий, направленных на повышение качества техники, и использованием импортных комплектующих. Рост в сегменте погрузчиков связан с расширением модельного ряда техники, изменением ценовой политики и общим развитием данного сегмента рынка.

Владимирский моторо-тракторный завод в феврале 2007 г. поставил последний из 27 тракторов, изготовленных по заказу администрации Владимирской области. Это в основном коммунальные машины, укомплектованные отвалом и щеткой – приспособлениями для круглогодичной уборки улиц и придомовых территорий, а также тракторы для сельскохозяйственных нужд. Это самый крупный госзаказ от области, полученный ОАО «ВМТЗ» за последние годы.

Контракт на производство и поставку продукции за счет средств областного бюджета предприятие заключило в декабре 2006 г. по итогам открытого конкурса. Распорядителями средств выступили департаменты жилищно-коммунального хозяйства, природопользования и окружающей среды, по физической культуре, спорту и туризму, здравоохранения и образования областной администрации. В планах завода на ближайшие годы – выпуск мощных тракторов Т-50 класса 0,9 и Т-85 класса 1,4.

В ОАО «Промтрактор» (входит в состав концерна «Тракторные заводы») в 2006 г. объем продаж составил 5,2 млрд. руб., что на 30,4% больше показателя 2005 г. Особенно активно росли поставки за рубеж, и модель Chetra на очень конкурентных рынках за последний год сильно укрепила свои позиции. Одним из достижений стало увеличение экспорта в 2,1 раза. Сегодня чебоксарские тракторы находят применение в различных отраслях экономики Индии, Индонезии, ОАЭ. По итогам 2005 г. МЭРТ России уже признало ОАО «Промтрактор» лучшим экспортером года.

Вступление России в ВТО рассматривается предприятием как фактор, устраняющий таможенные пошлины и способствующий росту экспортных продаж тракторов Chetra. Примером успешной внешнеэкономической деятельности предприятия может послужить подписанный контракт на поставку партии трубоукладчиков для одной из крупнейших индийских компаний Relince International, в рамках которого чебоксарские машины будут задействованы на строительстве самого крупного в мире нефтеперерабатывающего завода мощностью 33 млн. т нефти в год.

«Промтрактор» демонстрирует высокий по нынешним меркам рост финансовых показателей. В 2006 г. предприятие получило 454 млн руб. чистой прибыли – на 25% больше, чем в 2005 г. Показатель EBITDA возрос на 57,2%, до 982 млн. руб. (для сравнения: рост объема сальдированной прибыли в производстве машин и оборудования в целом по России составил 18%, экспорта – 22%).

Инвестиции в развитие производства увеличились за 2006 г. в 3,5 раза и составили 437 млн. руб. В рамках программы технического перевооружения в ОАО «Промтрактор» реализуется ряд масштабных проектов, которые позволят увеличить объемы выпуска тракторной техники к 2010 г. в 2 раза. Соответственно должны возрасти и продажи, в том числе экспортные поставки.

Завод «Брянский арсенал» (дивизион «Спецтехника» Группы ГАЗ) в 2006 г. произвел дорожно-строительной техники на 27,4% больше, чем в 2005 г. Из цехов предприятия вышли 335 автогрейдеров ГС-14.02. Это рекордное количество произведенных средних грейдеров за последние 15 лет. В 2006 г. «Брянский арсенал» выполнил значительные контракты на поставку машин в Красноярский край и их экспорт в Белоруссию, Азербайджан, Украину и Казахстан.

В 2005 г. на заводе создан опытный образец тяжелого автогрейдера ГС-25.09 – полноприводной машины с гидростатическим передним отключаемым мостом фирмы Poclain (Франция), новой кабиной, трансмиссией, автоматической коробкой передач и тандемной тележкой фирмы ZF. В 2007 г. «Брянский арсенал» приступит к серийному выпуску ГС-25.09, после чего предприятие станет производить полный модельный ряд автогрейдеров.

ООО «Гусеница», дочернее предприятие ООО «ЧТЗ-Уралтрак», приступило к серийному производству гидромеханических стальных гусениц разных модификаций со смазывающим шарниром. Новинка позволяет существенно увеличить ресурс ходовой части тракторной техники.

Пока только 60% сходящих со сборочного конвейера ЧТЗ инженерных машин комплектуется такими гусеницами, но до конца 2007 г. их количество планируется увеличить. Успешно продолжаются эксплуатационные испытания стальных гусениц с литым траком. Себестоимость литого трака ниже, чем обычного, состоящего из пяти элементов. В 2006 г. от потребителей продукции ООО «Гусеница» не поступило ни одной рекламации на качество.




А. Рикошинский Основные Средства 03'2007 28 июня 2007

Комментарии (0)