Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 7)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма
 5
Выбираем манипулятор
Разбор конструкций, ва­ри­ан­тов и опций КМУ
Мал золотник...
Российский рынок мини-погрузчиков
Сменный инструмент гидромолота
Типы конструкций и факторы влияющие на долговечность инструмента
Колесные колоссы
Дорожные машины для открытых горных работ
 1
Многофункциональные дорожно-строительные машины (ч. 1)
Обзор типов сменного рабочего оборудования
«Паук» – насекомое строительное
Строительные краны-пауки
С новым краном!
40-тонные краны на автомобильных шасси
Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (ч. 3)
Как очистить солярку от воды
Фильтры-сепараторы Fleetguard из материала StrataPore
Колесные экскаваторы
Best of the best
Вся правда о ямочном ремонте (ч.3)
Дорожный ремонт

Мониторинг российского рынка автомобильного бензина в 2006 году

А. Рикошинский

В 2006 г. в результате снижения экспорта увеличились поставки нефти на внутренний рынок – переработано 45,7% добытой в России нефти против 44,2% в 2005 г. Следствием этого стал рост производства нефтепродуктов и, в частности, автомобильного бензина. Заметим, что добыча нефти с газовым конденсатом за 2006 г. составила 480,02 млн. т (на 2,1% больше, чем в 2005 г.). Рост переработки в первую очередь связан с динамикой мировых цен на российскую нефть.

По итогам 2006 г. средняя мировая цена на нефть марки «Юралс» составила 61,0 USD за баррель, что на 21,1% выше значения 2005 г. По итогам IV квартала 2006 г. по сравнению с III кварталом мировые цены упали на 14,7%, а в декабре средняя цена составила 57,1 USD за баррель.

Объем первичной переработки нефтяного сырья за 2006 г. составил 219,57 млн. т, или 105,7% к уровню 2005 г. В настоящее время нефтепереработка в России представлена 27 крупными НПЗ и более 50 мини-НПЗ. За 2006 г. увеличили переработку нефти ОАО «Газпром нефть» (на 12,3%), ОАО «Сургутнефтегаз» (на 9,9%), ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» (на 6%), ОАО «НК «ЮКОС» (5,3%), НК «ТНК-ВР» (3,8%) и др. Снизили первичную переработку предприятия ОАО «Газпром» – на 11,2%, Салаватнефтеоргсинтез (на 4,2%), НК «Башнефтехим» (на 0,4%). В региональном разрезе наибольший рост первичной переработки нефти достигнут в федеральных округах Южном – 110,6%, Северо-Западном – 109,3% и Сибирском – 109,1%, а снижена первичная переработка в Уральском федеральном округе.

Глубина переработки нефти в 2006 г. составила 71,7% и увеличилась по сравнению с 2005 г. на 0,4% (что тоже способствовало росту производства автомобильного бензина). В связи с ростом объемов нефтепереработки увеличились объемы выпуска нефтепродуктов для обеспечения внутреннего и внешнего спроса. При этом за 2006 г. выпуск автомобильного бензина составил 34,37 млн. т (107,4% к 2005 г.), дизельного топлива – 64,22 млн. т (107%), топочного мазута – 59,28 млн. т (104,5%).

В структуре выпуска автомобильного бензина по НПЗ нефтяных компаний доля бензинов А-92 и выше увеличилась до 69,5% против 60,4% в 2005 г.

В плане на 2007 г. для обеспечения спроса внутреннего и внешнего рынков намечается переработать 220 млн. т нефтяного сырья (100,2% к 2006 г.).

В 2006 г. производство автомобильного бензина составило 34,4 млн. т, при этом на внутреннем рынке реализовано 81,3% произведенного автомобильного бензина, а экспортировано соответственно 18,7%. Через АЗС продано 76% всего объема продаж внутреннего рынка. Касаясь качества автомобильного бензина, поступающего в розничную продажу, надо заметить, что более половины продаваемого на бензоколонках бензина – неудовлетворительного качества (контрафакт).

Внутренняя цена на бензин практически не зависит от мировых цен на нефть. Действительно, в настоящее время структура розничной цены на автомобильный бензин следующая:

• себестоимость (стоимость нефти, переработки, транспортные расходы и т. д.) – 30%;

• прибыль добывающих, перерабатывающих и торговых компаний – 20%;

• налоги и акцизы – 50%.

Из приведенных данных видно, что розничная цена на автомобильный бензин незначительно зависит от цены на нефть по сравнению с величиной налогов и прибылью производителей и продавцов.

По официальным данным Росстата, рост цен на бензин в России в 2006 г. составил 10,9% и превысил инфляцию, равную 9,0% (за 2005 г. бензин подорожал на 15,8% при инфляции 10,9%). При этом за период с начала года цены производителей на нефть снизились на 8,7%, а тарифы на ее перекачку трубопроводным транспортом выросли на 8,1%. Цены производителей на бензин растут заметно быстрее, чем цены на нефть. Приведем соотношение цен производителей автомобильного бензина с ценами на нефть в 2006 г.

Год 2006-й завершился следующими ценовыми показателями рынка автомобильного бензина. В декабре снижение потребительских цен на бензин отмечено в 31 субъекте Российской Федерации. Самым значительным оно было в Пермском крае – на 2,6%. По сравнению с ноябрем цены остались без изменения в 53 субъектах РФ. Повышение цен наблюдалось в 4 субъектах, в том числе в Новосибирской области – на 2,1%. В Москве и Санкт-Петербурге потребительские цены в среднем за месяц не изменились. В декабре цены производителей на бензин автомобильный снизились на 1,0%. Его производство стало дешевле в 6 субъектах РФ (от 0,3% в Республике Коми до 7,6% в Пермском крае). На уровне ноября сохранились цены производителей на автомобильный бензин в 8 субъектах РФ, а в 5 субъектах отмечено его удорожание (от 0,5% в Иркутской области до 2,2% в Омской).

В декабре потребительские цены на бензин разных марок в среднем по России превышали цены производителей в 2,0...2,3 раза (в декабре 2005 г. – в 2,2...2,4 раза).

Удешевление бензина зафиксировано в 7 центрах субъектов РФ, среди которых наибольшее снижение цен наблюдалось в Махачкале – на 2,0%, в том числе на бензин марки А-76 (АИ-80 и т. п.) – на 2,5%. В 71 центре субъектов Федерации цены не изменились. Увеличение средних цен на бензин зарегистрировано в 8 центрах субъектов РФ, а наибольшее отмечено в Великом Новгороде – на 2,0%. В Москве и С.-Петербурге цены на бензин всех марок не изменились.




А. Рикошинский Основные Средства 03'2007 28 июня 2007

Комментарии (0)