Промышленность России. Некоторые итоги I полугодия 2006 года (по материалам Минэкономразвития России)

А. Рикошинский

По итогам I полугодия 2006 г. рост ВВП составил 6,3% против 5,4% за тот же период 2005 г. Период с января по июнь характеризовался постепенным восстановлением деловой активности практически по всем видам экономической деятельности. Тенденция замедления экономического роста, отмечавшаяся в конце 2005 г. – начале 2006 г., сменилась на тенденцию ускорения в марте–мае.

После майского скачка (8,6% против 5,2% в мае 2005 г.) в июне темпы почти сравнялись с прошлогодними (6,0% против 6,1%). В I полугодии отмечено ускорение роста инвестиций, в том числе увеличение притока иностранных капиталовложений, и изменение их структуры в пользу обрабатывающих производств, не связанных с добычей природных ресурсов: на производство машин и оборудования, в металлургию, целлюлозно-бумажное и химическое производство, в производство продовольствия, трубопроводный транспорт и в связь.

Значительно повысились показатели роста и внутреннего спроса, и экспорта – высокие доходы от экспорта поддерживали динамику потребления. В этом году, несмотря на задержку роста в начале года, промышленное развитие в целом ускорилось. В январе–июне 2006 г. прирост промышленного производства составил 4,4% к соответствующему периоду 2005 г. Во II квартале 2006 г. темп прироста составил 6% против 3% в I квартале. Причем если в I квартале промышленное производство снижалось на 0,3% в месяц с учетом сезонного фактора, то во II квартале, напротив, производство росло на 0,9% в месяц, хотя в июне наблюдалась стагнация.

Наибольший вклад в прирост всего промышленного производства за январь–июнь 2006 г. по сравнению с тем же периодом 2005 г. внесла сфера деятельности «Обрабатывающие производства». При индексе производства 104,5% ее вклад составил 69,5% (в I полугодии 2005 г. индекс производства 104,7%, вклад 85,9%). Из производств этой сферы деятельности около 30% общего роста обеспечило «Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий» (индекс 111,3%), 8% – «Производство кокса и нефтепродуктов» (индекс 106,0%), 10,3% – «Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака» (индекс 105,2%), 5,7% – «Производство транспортных средств и оборудования» (индекс 105,6 %).

В январе–июне 2006 г. индекс производства машин и оборудования составил 91,3% относительно аналогичного периода 2005 г. В этом году увеличилось производство тракторов (на колесном ходу – на 51,8%, на гусеничном ходу – на 3,1%), что обусловлено отложенным спросом прошлого года и ростом финансирования лизинговых операций. Увеличивается производство кузнечно-прессовых машин (на 36,2%), что обу-словлено низкой базой 2005 г., а также увеличением заказов на данное оборудование для модернизации предприятий промышленности. Вместе с тем ситуация в станкостроении остается тяжелой: уровень конкурентоспособности станкостроительной продукции снижается, выпуск металлорежущих станков сократился за январь–июнь 2006 г. на 2,6%.

Рост производства электродвигателей переменного тока с высотой оси вращения 63...355 мм и аккумуляторов и аккумуляторных батарей свинцовых автомобильных (на 21,3 и 19,2% соответственно) вызван увеличением платежеспособного спроса, связанного с освоением производ-ства новых видов конкурентоспособной продукции.

Индекс производства транспортных средств и оборудования в январе–июне 2006 г. составил 105,6% по отношению к аналогичному периоду 2005 г. Сохраняется тенденция роста производства магистральных электровозов, маневровых тепловозов и пассажирских вагонов (на 72,1; 50,8 и 38,1% соответственно), что связано с ростом спроса со стороны ОАО «РЖД» на подвижной состав, сопровождаемым увеличением инвестиций на закупки техники. Производство грузовых магистральных вагонов сократилось на 6,3%, это связано с графиками и объемами поставок, утвержденными основным заказчиком вагонов – ОАО «РЖД».

Индекс производства легковых автомобилей в январе–июне 2006 г. составил 109,6%. Рост производства автомобилей обусловлен в основном увеличением производства на сборочных предприятиях (на 55,1%), связанным с ростом реальных доходов населения, а также относительно невысокими ценами в сочетании с высокими потребительскими качествами автомобилей и развитой системой кредитования.

Производство легковых автомобилей на сборочных предприятиях выросло в основном за счет производства ЗАО «Форд Мотор Компани» – на 108,5%, ОАО «Авто-фрамос» – в 17,0 раза. На других заводах выпуск увеличился следующим образом: ОАО «УАЗ» – на 49,2%, ОАО «ВАЗ» – на 8,2%, ООО «Автомобильный завод «ГАЗ» – на 3,1%.

В качестве факторов, отрицательно отразившихся на динамике развития отрасли, выделим снижение производства автомобилей на СП «GM-АвтоВАЗ» на 19,5%, что связано с неудачей проекта Chevrolet Niva и сокращением спроса на эти автомобили, а также напряженными отношениями нового руковод-ства ОАО «Автоваз» с представителями сборочных предприятий. Сокращение производства на ООО «ТагАЗ» на 0,1% обусловлено затруднениями с поставками комплектующих.

За январь–июнь 2006 г. производство грузовых автомобилей выросло на 19,9%, что связано с увеличением платеже-способного спроса, в первую очередь вызванного ростом доходов транспортных хозяйств, а также организацией сборочного производства грузовых автомобилей на ОАО «ТагАЗ» (выпущено 3663 автомобиля Hyundai Porter). На 18,7% вырос объем коммерческих перевозок, что обусловило повышение спроса на отече-ственные и импортные грузовые автомобили. Рост импорта в физическом выражении за январь–май составил 47,4%.

Наиболее высокими темпами росло производство на следующих предприятиях: ООО «Автомобильный завод «ГАЗ» – на 15,4%, где рост выпуска наблюдается по мало- и среднетоннажным автомобилям, ОАО «УАЗ» – на 15,8%, ОАО «КАМАЗ» – на 36,5%, в том числе производство шасси – на 24,1%.

Производство автобусов за январь–июнь 2006 г. увеличилось на 2,2% по отношению к аналогичному периоду 2005 г. Вместе с тем производство в июне 2006 г. сократилось на 5,8% по отношению к июню 2005 г., что связано с сокращением производства ООО »Автомобильный завод «ГАЗ» на 4,3% (это связано с частичным перераспределением спроса в пользу продукции иностранных производителей – микроавтобусов Ford, Volkswagen).

Металлургическое производство и производство готовых металлоизделий в I полугодии превысило уровень соответствующего периода прошлого года на 11,3%: прирост металлургического производства составил 8,2%, производства готовых металлических изделий – 27,5%.

Металлургическое производство в январе–июне 2006 г. превысило уровень соответствующего периода 2005 г. на 8,2%. В январе–июне 2006 г. в черной металлургии наблюдался рост производства, обусловленный ростом спроса внутреннего рынка: металлургические предприятия России произвели 26,2 млн. т чугуна и доменных ферросплавов, или 107,7% по сравнению январем–июнем 2005 г., 35,0 млн. т стали (107,2%), 28,8 млн. т готового проката черных металлов (107,3%).

Рост объемов производства в январе–июне конкурентных видов продукции – листа и жести с покрытиями превысил уровень января–июня 2005 г. на 17,8% (1331 тыс. т), возросло в рассматриваемом периоде и производ-ство проката с упрочняющей термической обработкой на 13,6% (1448 тыс. т). Производство труб в январе–июне 2006 г. составило 3615 тыс. т и увеличилось на 16,2% к тому же периоду прошлого года, а рост спроса со стороны топливно-энергетического комплекса (строительство нефте- и газопроводов) увеличил импорт труб. По итогам пяти месяцев он составил 124,8% к аналогичному периоду прошлого года. Наибольший рост производства отмечен по трубам электросварным – 127,7%, обсадным – 127,4%, насосно-компрессорным – 118,2%, печной сварки – 110,7% и бесшовным – 102,9%. Снижение производства произошло по трубам бурильным – 89,5%, это объясняется сокращением объемов эксплуатационного и разведочного бурения в газовом секторе экономики.

Прирост производства никеля в январе–июне 2006 г. составил 8,1%, алюминия первичного, включая силумин, – 2,4% к тому же периоду 2005 г. Производство меди рафинированной осталось практически на уровне соответствующего периода 2005 г. (99,8%). Данная тенденция обусловлена спросом внутреннего рынка. Изменилась ситуация на внешнем рынке. Экспортные поставки металла за пять месяцев этого года против 2005 г. снизились по черным металлам, по никелю наблюдается небольшой рост, и только поставки алюминия выросли.

Растет выпуск продукции с высокой добавленной стоимо-стью в I полугодии 2006 г.: титановый прокат – 118,6% (к аналогичному периоду 2005 г.); алюминиевый прокат – 111,2%; латунный прокат – 111,0%; медный прокат – 106,0%. Рост выпуска проката цветных металлов обусловлен ростом спроса со стороны высокотехнологичных отраслей машиностроения. Производство электрооборудования в I полугодии возросло на 18,7%, аппаратуры для радио, телевидения и связи – на 55,9% к тому же периоду 2005 г.

Производство готовых металлоизделий в I полугодии 2006 г. превысило уровень соответствующего периода 2005 г. на 27,5%. Сохраняется тенденция расширения спроса со стороны стройиндустрии: объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в рассматриваемом периоде составил 108,3%, или 812,8 млрд. руб.

Индекс производства резиновых и пластмассовых изделий составил 111,1%, в том числе производства резиновых изделий – 98,4%, производства пласт-массовых изделий – 112,0%. Снижение производства резиновых изделий обусловлено уменьшением объемов производства шин для грузовых автомобилей (89,2%), шин для сельскохозяй-ственных машин (73,5%). Потребность отечественных потребителей удовлетворялась за счет расширения импортных поставок.

Объем производства стеклопластиков и изделий из них в январе–июне 2006 г. по сравнению с тем же периодом 2005 г. увеличился в среднем на 12,3% и составил 10,1 тыс. т. Рост объема производства изделий из стеклопластиков происходит в основном за счет увеличения производства труб из них, объем выпуска которых увеличился в 3,1 раза. Наблюдается тенденция к увеличению в разных областях Российской Федерации производства из стеклопластика оконных блоков, компонентов кузовов для автомобилей, плавательных бассейнов и повышение спроса со стороны электротехнической промышленности.

В условиях снижения импорт-ных цен в январе–мае текущего года отмечалось значительное наращивание объемов импорта машиностроительной продукции в натуральном выражении. По данным таможенной статистики, в товарной структуре импорта доля машин, оборудования и транспортных средств выросла по сравнению с январем–маем 2005 г. на 3,6%, а их стоимостный объем увеличился на 40,8%. Ввоз легковых автомобилей юридическими лицами в натуральном выражении увеличился на 25,3%, физическими лицами – в 1,9 раза.

Следует отметить и имеющую место в этом году тенденцию снижения предприятиями-производителями складских запасов готовой продукции и производственных ресурсов. Вероятно, причиной этого является прогноз предприятий на снижение темпов роста промышленности и малая вероятность роста спроса на их продукцию.

За I полугодие средний показатель прироста цен производителей промышленной продукции составил 9,4%. Темпы роста цен в отрасли «Производство машин и оборудования» в этом году были ниже, чем в I полугодии 2005 г. (прирост на 4,9% против 7,1%). Более высокими темпами росли цены на оборудование для естественных монополий: двигатели и турбины, кроме авиационных, автомобильных и мотоциклетных – на 16,6%, железнодорожный подвижной состав – на 7,3%, а также для сельского хозяйства (колесные тракторы – на 13,4%). С начала года электрооборудование подорожало на 11,5% (за I полугодие 2005 г. – на 3,9%). В частности, цены на изолированные провода и кабели выросли на 51,3%, что отчасти связано с ростом цен на цветные металлы. Отмечен и рост цен на 18,9% на части и принадлежности автомобилей и их двигатели.



А. Рикошинский Основные Средства 09'2006 2 марта 2007

Комментарии (0)