Диметиловый эфир (ч.2)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Всем ли по зубам лизинговый пирог? (ч.1)
Расчет удельной стоимости эксплуатации строительных машин
Аккумуляторные батареи – что нового?
Преимущества и недостатки AGM аккумуляторов
 7
Hardox. Разберемся спокойно
 4
Жизнь после жизни
Восстановление и утилизация автомобильных шин
Экскаваторы на горных работах
Обзор экскаваторного парка горных предприятий
Интервал по топливу считают (ч. 2)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
 1
Обоснованная гигантомания
Драглайны – вскрышные экскаваторы (лопаты)
Земные спасатели космонавтов (ч.2)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (ч. 3)
Восемь элементов
Советы по эксплуатации спецтехники
Всё по-взрослому
Телескопические и прочие компактные подъемные краны

Передвижные электростанции. Первая степень свободы

А. Рикошинский

Передвижные электростанции более малочисленный вид техники, чем, например, экскаваторы, но их роль в экономике достаточно заметна. Такое оборудование используют в местах, удаленных от линий электропередачи, там, где потребление электроэнергии носит временный характер (например, в поисковых буровых установках, на строитель­стве автомобильных и железных дорог, на лесозаготовках и т. д.).

Кроме того, они служат резервным источником электропитания. Энергетическое оборудование обычно размещается в кузове автомобиля или гусеничного вездехода, на одном или нескольких автомобильных прицепах, на самоходных шасси и железнодорожных платформах. Передвижная электростанция – это электроустановка, состоящая из электроагрегата (электроагрегатов) с двигателем внутреннего сгорания или из двигателя-генератора (двигателей-генераторов), устройств управления и распределения электрической энергии и оборудования, необходимого для обеспечения автономной работы и электроснабжения потребителей в зависимости от назначения электростанции.

На российском рынке представлена широкая номенклатура передвижных электростанций и зарубежного, и отечественного производства. Электростанции зарубежного производства по большей части поставляют в комплекте с устройством управления и распределения электроэнергии. Отметим несколько иностранных производителей, занявших свое место на российском рынке. Французская фирма SDMO присутствует на нем более 10 лет. Для комплектации электростанций она использует двигатели Mitsubishi, John Deere, Volvo Penta, MTU. Итало-германский концерн Pramac Group (торговая марка Pramac) использует двигатели Honda, Yanmar, Ruggerini, Hatz.

Японская Yama­ha предлагает электростанции c бензиновыми двигателями мощно­стью от 550 до 10000 В·А и дизельные, с воздушным и водяным охлаждением, мощностью от 3700 до 23000 В·А. Немецкая компания VMtec специализируется на бензиновых и дизельных генераторных установках, а также водяных насосах с бензиновыми двигателями. Диапазон продукции – от портативных малогабаритных установок до стационарных генераторов повышенной мощности. Эта компания начала продвигать свою продукцию на российский рынок с 2004 года. В установках используются двигатели Honda, John Deer, Deutz, Yanmar.

Бензиновые и дизельные электростанции марок Geko и Eisemann производит концерн Metall­waren­fabrik Gemmingen GmbH & Co. (Германия). Серийные электрогенераторные установки охватывают ряд мощности от 0,7 до 360 кВт. Более мощные, до 1600 кВт, выпускают по отдельным заказам. Geko присутствует на российском рынке более пяти лет. Компания использует автоматику собственного производства и двигатели известных фирм, таких как Volvo, Skania, Deutz.

Известный производитель бензиновых и дизельных независимых источников тока компания Europower предлагает модельный ряд установок мощностью от 1 до 24 кВ·А в качестве резервного или основного источника электропитания. В этом оборудовании используются двигатели Honda, Yanmar, Kubota. У фирмы Elemax на нашем рынке наиболее распространенными являются модели мощностью от 0,9 до 11,5 кВ·А с двигателями Honda, Mitsubishi, BS Vanguard. Компания Caterpillar представлена марками CAT и FG Wilson (100 % акций английского завода FG Wilson теперь принадлежит Caterpillar), она предлагает дизельные и газовые электростанции мощностью от 12,5 до 6500 кВ·А.

Последние три года среднегодовой объем отечественного производства передвижных электростанций находится на уровне 150 тыс. кВт. По информации Росстата РФ, производством такого оборудования в 2004–2005 годах занималось семь предприятий. В 2005 году объем их производства вырос на 2,1 %, что ниже среднегодового роста промышленного производ­ства (4 %).

Свободинский электромеханический завод (Курская обл.) производит и продает одно- и трехфазные передвижные дизельные и бензиновые электростанции: АД4, АБ1, АБ-П / 28,5, АБ4 / 230, АБ0,5 / 230, АД4 / 230ВМ1, АД4 / 230ВМ2. Мощность бензиновых электростанций составляет 0,5...1 кВт, дизельных – 3...4 кВт.

В Курске находится имеющее почти полувековую историю ОАО «Электроагрегат». Это предприятие – крупнейший в России производитель передвижных электростанций с разной степенью автоматизации и климатического исполнения, с двигателями отечественных и зарубежных производителей. Мощность производимых электростанций варьирует в очень широких пределах: от 0,75 до 1500 кВт.

OOO «Вяземский электротехнический завод – Энергетические системы» производит электростанции переменного и постоянного тока мощностью от 2 до 315 кВт, от самых простых до имеющих третью степень автоматизации и компьютерное управление. Их выпускают в самых разных исполнениях: на раме, на прицепах и полуприцепах, в КУНГах, контейнерах, на автошасси, в железнодорожных спецвагонах, адаптированными для любых условий эксплуатации, с особо высоким качеством электроэнергии.

ОАО «Научно-производ­ствен­ное объединение «Сатурн» (г. Ры­би­нск, Ярославская обл.) выпускает кроме прочего смонтированные на одноосном прицепе электростанции ЭД-30-Т400-1РПМ1 (мощностью 30 кВт) и смонтированные на двуосном прицепе ЭД-60-Т400-РП (мощностью 60 кВт) и ЭД-100-Т400-РПМ2 (мощностью 100 кВт). Элект­ростанции рассчитаны на ра­бо­ту при температуре от – 50 до +50 °С.

Бензиновые и дизельные электростанции разной мощно­сти (стационарные, передвижные, с установкой в КУНГ, капот или контейнер) производит Московский прожекторный завод. Электростанции этого предприятия оснащают импортными либо отечественными двигателями и системами автоматизации. В Славянске-на-Кубани расположено ЗАО «МЗ «Славянский», производящее дизель-электростанции мощностью от 4 до 200 кВт, которые предназначены для электропитания потребителей переменным трехфазным током частотой 50 Гц и напряжением 380 В. Электротехнический холдинг ОАО «Электроагрегат» (г. Новосибирск) в числе прочей продукции производит и передвижные дизельные и бензиновые электростанции мощностью от 1,2 до 200 кВт всех степеней автоматизации и в различном исполнении.

В заключение упомянем еще один сегмент рынка электростанций, который, строго говоря, не принадлежит к подклассу «Передвижные электростанции», но очень близок к нему по технико-экономическим показателям. Речь идет о бытовых электростанциях. Это направление в последнее время очень интенсивно развивается, что связано с ростом темпов коттеджного и индивидуального жилищного стро­ительства. Возможность по­да­чи электроэнергии в дом автономно, без централизованной электросети, или при сбоях в ее работе делает домашние электростанции, работающие на бензине и дизельном топливе, все более популярным предметом повседневного пользования. Автономные электрогенераторы не занимают много места, при этом в некоторых моделях предусмотрена система автоматического запуска с переключением потребителя на электростанцию (автозапуск). В этом случае приблизительно через 20...50 с после обесточивания централизованной электросети все включенные бытовые электроприборы вновь «оживляются» домашней электростанцией, а при восстановлении централизованного электропитания она также автоматически отключается с перерывом подачи напряжения в сеть всего на 2...5 с.

Обычно домашняя электростанция состоит из двигателя внутреннего сгорания (карбюраторного или дизельного), приводящего в действие генератор, который вырабатывает электроэнергию напряжением 220 или 380 В, частотой 50 Гц. Чаще используют генераторы синхронного типа, хотя они могут быть и асинхронными. В отдельных моделях электрогенераторов предусмотрено трехфазное напряжение 380 или 400 В, а также постоянное напряжение 12 В для подзарядки аккумуляторной батареи автомобиля. Электростанции с карбюраторным двигателем работают на бензине (обычно марки АИ-92), а с дизельным двигателем – на дизельном топливе.

Самый простой из используемых двигателей – одноцилиндровый двухтактный с воздушным охлаждением, самый сложный – дизельный 12-цилиндровый четырехтактный с водяным охлаждением.




А. Рикошинский Основные Средства 08'2006 26 февраля 2007

Комментарии (0)