Производство дорожной и строительной техники в России в I квартале 2006 года

А. Рикошинский

(Статья подготовлена по официальным материалам ФСГС и МЭРТ России. Названия предприятий, все натуральные и стоимостные показатели взяты из официальных данных, приведенных органами государственной статистики)

I квартал характеризовался снижением темпов роста ВВП и ослаблением интенсивности роста практически для всех макроэкономических показателей по сравнению с уровнем I квартала 2005 и 2004 гг. Замедление темпов роста ВВП вызвано действием нескольких факторов: затуханием роста экспорта, стабилизацией потребительского спроса, замедлением роста инвестиций.

Имевший место в начале года рост ВВП в основном был обеспечен оживлением в сфере услуг и торговли (оптовой и розничной). В производстве как промышленной, так и сельхозпродукции отмечалось замедление темпов роста. Рост промышленного производства составил только 3,0% к I кварталу 2005 г. (при том, что рост производства в I квартале 2005 г. к I кварталу 2004 г. был 3,2%).

Экономический рост сопровождался увеличением разрыва между ростом ВВП и ростом промышленного производства: если в I квартале 2005 г. этот разрыв составил 1,8%, то в I квартале 2006 г. – 2,6%. Такие секторы промышленного производства, как «добыча полезных ископаемых» и «обрабатывающие производства», в I квартале росли весьма слабо. Практически основной рост был обеспечен сектором «производство и распределение электроэнергии, газа и воды», который вырос в I квартале 2006 г. на 6,5% относительно аналогичного периода 2005 г. Однако заметно затухает и рост этого сектора промышленности: в январе с исключением сезонных и календарных факторов рост составил 1,4%, в феврале – 0,1%, а в марте зафиксировано отрицательное значение, т. е. падение на 0,2%. Причем в значительной мере рост этого сектора вызван влиянием аномально морозной погоды в январе и первой половине февраля, что увеличило потребление энергоресурсов.

В I квартале 2006 г. снизились темпы роста инвестиций в основной капитал – 102,1% против 108,0% в январе–марте 2005 г. Это связано с недостаточной диверсификацией российской экономики, повышенными рисками инвестирования в экономику, ориентированную на производство сырьевых ресурсов. Гипертрофированное развитие отраслей ТЭК и торговли, по-видимому, достигло своих пределов. Дальнейший «ресурсоемкий» рост требует значительных инвестиций и невозможен в условиях наметившегося замедления инвестиционной активности. Развитие отечественного производства потребительских и инвестиционных товаров носит неустойчивый характер. После падения выпуска в январе-феврале положительные сдвиги наметились лишь в марте.

Замедление роста экономики происходит на фоне сверхвысоких доходов от экспорта, которые продолжают поддерживать динамику потребления. В январе динамика реальных доходов населения с исключением сезонности имела заметный провал, но в феврале и марте произошел компенсирующий рост реальных доходов. Однако если в прошлом году при снижении внешнего спроса источником роста становился внутренний спрос, как потребительский, так и инвестиционный, то в I квартале 2006 г. экономическая динамика поддерживалась лишь потребительским спросом при затухании инвестиционного. В условиях замедления инвестиционного спроса позиции машиностроения в структуре российской экономики выглядят недостаточно благоприятно на ближайшую перспективу. При анализе тенденций развития машиностроения обращает на себя внимание опережающий рост импорта машин и оборудования относительно динамики отечественного машиностроения и сужение инвестиционного спроса на оборудование спецназначения со стороны топливно-энергетических и металлургических производств и собственно производителей машин и оборудования. В I квартале в производстве машин и оборудования было зафиксировано сокращение объемов производства на 12,6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Производство транспортных средств и оборудования в I квартале увеличилось на 3,2% против 4,1% за аналогичный период 2005 г. Выпуск легковых автомобилей увеличился на 3,1% (но это с учетом «сборочных» производств иностранных моделей) против сокращения выпуска на 5,5% в I квартале 2005 г. При низкой конкурентоспособности отечественной автомобильной техники фиксируется рост спроса на зарубежные модели как поступающие по импорту, так и производимые в России.

Наибольший вклад в прирост промышленного производства за январь–март 2006 г. по сравнению с соответствующим периодом 2005 г. внесла сфера деятельности «Обрабатывающие производства». При индексе производства 102,8% их вклад составил около 56% (за январь–март 2005 г. индекс роста производства 104,1%, вклад – 77,8%), а «Производство транспортных средств и оборудования» – 6% (индекс роста производства 103,2 %).

Краны на автомобильном ходу. В I квартале продолжилась тенденция роста прошлого года в производстве кранов на автомобильном ходу. За январь–март изготовлено 1038 машин против 1016 в I квартале 2005 г. Прирост в основном обеспечен увеличением производства на трех основных заводах – Галичском автокрановом, «Автокран» (Ивановская обл.) и Клинцовском автокрановом (Брянская обл.): их доля составила почти 81% всего российского производства автокранов (по итогам прошлого года – 77,6%).

Краны на гусеничном ходу. Производство гусеничных кранов носит единичный характер. За I квартал, по отчетам предприятий, выпущено только 9 машин, что составило 90% к уровню I квартала 2005 г. (было произведено 10 машин). Следует, однако, отметить, что в статистику не включена техника, изготовленная для нужд армии.

Экскаваторы. Объем производства экскаваторов в январе–марте на 9 машин превысил показатель I квартала 2005 г. «Тверской экскаватор», обеспечивающий более половины всего производства экскаваторов, увеличил объемы производства почти на 20%, Уралвагонзавод – на 2%, а «Интер-Дон» и «САРЭКС» сократили выпуск соответственно на 5,7% и 33,6%. Отметим, что в ОАО «САРЭКС» падение объемов производства продолжается уже третий год.

Бульдозеры. Несмотря на весьма значительное падение производства на Уралмашзаводе (произведено только 4 машины против 34 в 2005 г.), в целом зафиксирован рост выпуска бульдозеров, что достигнуто благодаря росту производства на двух других заводах – «ЧТЗ-Уралтрак» и «Промтрактор».

Автогрейдеры. В производстве автогрейдеров продолжает действовать тенденция роста. Рост по сравнению с тем же периодом прошлого года составил 31,5%. Падение производства в ОАО «Брянский арсенал» с лихвой перекрыто ростом производства на орловском и челябинском заводах.

Строительные погрузчики. В I квартале была переломлена тенденция конца прошлого года: падение производства в IV квартале 2005 г. в I квартале 2006 г. сменилось ростом. Большинство предприятий увеличило объемы выпуска.

Дробилки. В начале года продолжился спад производства дробилок. Если в течение 2005 г. наблюдалось ежеквартальное падение производства на 20...25%, то в I квартале 2006 г. падение составило 27,7% от уровня I квартала 2005 г. Производство дробилок носит единичный характер и на относительные объемы выпуска заметное влияние оказывает каждая произведенная (или непроизведенная) машина.

Бетоносмесители. Росстат РФ продолжает фиксировать бурный рост производства бетоносмесителей. Если за 2005 г. к 2004-му рост был 176,2%, то рост производства в I квартале 2006 г. к I кварталу 2005 г. составил уже 283,5%. Основной производитель – липецкий «Строймаш» (его доля 98,5%) почти утроил объемы выпуска по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Тракторы. В прошлом году наблюдалась тенденция роста производства тракторов, а в I квартале этого года ситуация изменилась – падение производства по сравнению с январем–мартом 2005 г. составило 10,6%. На основных заводах-производителях рост зафиксирован на Владимирском тракторном и «ЧТЗ-Уралтрак», а падение – на ЕлАЗе и ВгТЗ.