Многофункциональные дорожно-строительные машины (ч. 2)
Рациональное применение
Как снизить расходы при проведении земляных работ?
Мини-экскаваторы Kubota
 1
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.2)
Конусные дробилки как инструмент получения качественного щебня
О приемах против «ломов» (ч.2)
АКП (автоматические коробки передач) с гидротрансформатором
Придет ли КМУ на смену автокрану? (ч. 1)
Прокладка стальных футляров
Технологии закрытой прокладки защитных кожухов при бестраншейной прокладке трубопроводов
Там, где пехота не пройдет
Краны на шасси высокой проходимости
Практика применения оборудования для бестраншейных технологий
Радиаторы для внедорожной техники
Борьба с засоряемостью сот радиатора
BRT
Выделенные полосы для общественного транспорта
 1
Ведущие мосты грузовиков

Рынок строительной техники Китая. Статистика и тенденции

А. Малышев

Китайская Народная Республика является четвертым по емкости рынком строительных машин в мире (15,9 млрд. USD в 2004 г.) после США (28 млрд. USD), ЕС (23 млрд. USD) и Японии (18 млрд. USD). В 2002–2003 гг. этот рынок развивался чрезвычайно высокими темпами (более 30% ежегодно), но принятые в апреле 2004 г. китайским правительством меры по «охлаждению» экономики (в частности, ужесточение кредитно-финансовой политики) обусловили снижение темпов роста спроса на данное оборудование до 10% в 2004 г. и 13% в 2005 г.

Китай занимает третье место в мире по объему производства строительных машин после США и Японии, на его долю приходится около 15% мирового выпуска строительных машин. В строительно-дорожном машиностроении КНР после примерно 10-летнего периода консолидации сформировалось несколько крупных производственных объединений (групп) национального масштаба с хорошо известными торговыми марками, включая XCMG, Liugong, Xiagong, Shantui, Zoomlion, Sany и Heli (последняя компания занимается производством вилочных погрузчиков). Местные компании в 2003 г. выпустили строительной техники примерно на 11,9 млрд. USD, что на 26,7% больше, чем в предшествующем году. Оборот этих компаний вырос на 34% (до 12,5 млрд. USD), прибыль – на 59% (до 890 млн. USD). Из указанных 12,5 млрд. USD 11,45 млрд. было получено за счет поставок на внутренний рынок и 1,05 млрд. USD – от экспорта. Пять крупнейших фирм отрасли контролировали в 2003 г. только 12,8% ее общих отгрузок, их совокупные поставки на внутренний рынок исчислялись 1,6 млрд. USD.

По мнению экспертов британской консультационной компании Off-Highway Research (OHR), в связи с наличием в Китае огромных производственных мощностей в строительно-дорожном машиностроении, а также относительно невысоким уровнем заработной платы доля этой страны в мировом производстве строительных машин в начале следующего десятилетия достигнет примерно 50%. В число поставщиков войдут и отечественные компании, и предприятия, находящиеся в собственности ведущих иностранных продуцентов. Ряд китайских фирм (в частности, Foton, Sany и Zoomlion) уже сейчас проявляет заинтересованность в создании зарубежных филиалов.

Внешнеторговый оборот строительных машин КНР в 2004 г. вырос на 25,1% (1157 млн. USD) – до 5768 млн. USD. Импорт строительных машин и комплектующих в 2004 г. превысил 3,9 млрд. USD, из них 2,7 млрд. USD (на 9,1% больше, чем в 2003 г.) пришлось на готовые машины и 1,2 млрд. USD (на 12,1% больше) – на комплектующие и запчасти. Поставки осуществлялись в основном из Японии (43,62%), ФРГ (17,39%), Республики Корея (11,62%), США (6,45%).

Китай исторически является нетто-импортером строительной техники, и хотя экспорт в последние годы увеличивался, темпы его роста были намного ниже, чем импорта. В 2003 г., например, закупки за границей возросли на 74,5%, тогда как экспортные поставки – на 41,4%. В 2004 г. из-за мер правительства по сдерживанию роста экономики импорт строительных машин увеличился всего на 9,9%, и в результате отрицательное сальдо внешней торговли по данной товарной группе сократилось на 477 млн. USD – до 2058 млн. USD. Эксперты считают это временным явлением и предсказывают возврат к высокой конъюнктуре.

Очевидно, такого же мнения придерживаются и крупнейшие мировые фирмы-производители, которые продолжают осуществлять инвестиции в китайское строительно-дорожное машиностроение.

Импортная продукция имеет значительный удельный вес в видимом потреблении строительных машин в КНР, но он постепенно снижается. Если в 2000 г. около 1 тыс. компаний отрасли удовлетворяли 60% спроса на указанное оборудование, то в 2003 г. доля местной продукции возросла уже до 75%. Частично такая тенденция обусловлена увеличением числа предприятий, полностью или частично принадлежащих иностранному капиталу.

Доля каждого из многочисленных чисто китайских предприятий отрасли в общих продажах строительных машин на китайском рынке не превышает 2,5%.

Из крупных иностранных продуцентов строительных машин предприятия КНР полностью или частично принадлежат Hitachi и Komatsu (Япония), Daewoo Heavy Industries и Hyundai Heavy Industries (Республика Корея), Liebherr, Wirtgen и Bomag (ФРГ), Caterpillar, Terex и Ingersoll-Rand (США), Volvo (Швеция). Создание таких предприятий продиктовано стремлением избежать уплаты импортных пошлин, получить льготы, предо-ставляемые правительством КНР, а также сократить расходы на рабочую силу и сырьевые материалы. В 2003 г. в стране насчитывалось 19 компаний – изготовителей строительных машин с участием иностранного капитала, 13 из которых являлись совместными предприятиями. С тех пор число таких компаний увеличилось.

Daewoo Heavy Industries еще в 1994 г. инвестировала 63 млн. USD в строительство завода в специальной экономической зоне Яньтай. В настоящее время это предприятие с годовым оборотом около 850 млн. USD выпускает ежегодно свыше 15 тыс. экскаваторов. Китайское предприятие Hyundai Heavy Industries ежегодно производит около 10 тыс. экскаваторов и ковшовых погрузчиков. Caterpillar планирует увеличить свои продажи в КНР с 0,5 млрд. USD в 2004 г. до 2 млрд. к 2010 г. и стать абсолютным лидером на китайском рынке тяжелых строительных машин. Не так давно Caterpillar создала в КНР дочернюю лизинговую компанию и объявила о планах создания инновационного центра в г. Циндао (провинция Шаньдун).

Большинство имеющихся в отрасли фирм с участием ино-странного капитала занимается в основном производством экскаваторов, так как китайские изготовители не владеют современной технологией их изготовления. В 2003 г. лидерами в этом сегменте китайского рынка были южнокорейские компании Daewoo и Hyundai, каждая из которых контролировала свыше 20% общих продаж. За ними шли Komatsu, Hitachi и Caterpillar (16, 13 и 12% соответственно). Из 31,9 тыс. экскаваторов, произведенных в КНР в 2003 г., 29,5 тыс. (93%) носили зарубежную торговую марку. Совсем недавно открыли производство экскаваторов в КНР через дочерние компании Volvo и Liebherr. Terex также начал производить экскаваторы в Китае через компанию North Hauler, Ltd., совместное предприятие с которой он создал в 1987 г. (изначально специализировалось на производстве карьерных самосвалов).

Xuzhou Construction Machinery Group Inc. (XCMG) – крупнейшее в Китае предприятие по разработке, изготовлению и экспорту строительной техники, чей оборот в 2005 г. составил 2050 млн. USD и увеличился на 1,8% по сравнению с 2004 г. Объем экспорта также вырос на 117% и составил 120 млн. USD. XCMG активно продвигает свой бренд, самый известный на внутреннем рынке Китая, неуклонно следуя цели – быть лидером в секторе производства строительной техники Китая и сильным конкурентным игроком на международном рынке.

Сегодня группа XCMG включает 26 дочерних компаний, которые выпускают гидравлические автокраны, дорожные катки, асфальтоукладчики, грейдеры, фронтальные погрузчики, бульдозеры, бетононасосы, машины специального назначения, шасси для строительных машин, поворотные кольцевые подшипники, элементы гидравлики, кабины, дизельные двигатели, коробки передач, шестеренные насосы и т. д. XCMG в 2005 г. экспортировала около 1500 ед. техники и помимо укрепления позиций на традиционных рынках, таких как Вьетнам, Индонезия, Саудовская Аравия, открывает для себя новые – это Индия, Иран, Украина и др. Партии машин экспортируются в Африку, также продукция XCMG активно продвигается на рынки Европы и США.

В соответствии с международными требованиями XCMG создала сеть дистрибьюторов в Европе, Америке, Юго-Восточной Азии и развила сеть агентов для исследования международного рынка. Сегодня более 40 международных агентов XCMG помогают реализовывать продукцию более чем в 80 странах и регионах мира. Сегодня XCMG сформировала собственную модель международной кооперации: основано 14 совместных предприятий с транснациональными компаниями, например Caterpillar, Liebherr, ThyssenKrupp, с общим объемом инвестиций более 160 млн. USD и оборотом 488 000 млн. USD в 2005 г. Итогом такой кооперации стало повышение качества продукции и уровня менеджмента, технологий и международного статуса XCMG.

Luigong является одним из крупнейших изготовителей строительных машин в Китае. В 1966-м фирма изготовила первый в стране колесный погрузчик с жесткой рамой, а в 1970 г. – с сочлененной рамой. В 1987-м по лицензии Caterpillar эта компания начала производить колесные погрузчики Caterpillar 966, а в 1995 г. образовала совместное предприятие с ZF. Ожидаемое снижение внутреннего спроса заставляет Luigong, как и многих других крупных китайских продуцентов строительных машин, серьезно задуматься над внешними рынками сбыта. Основной продукцией Luigong являются колесные погрузчики, и в ближайшие пять лет компания намерена довести свою долю в их общих продажах в КНР с 18 до 25%.

Планируется также увеличить экспорт, для чего будут разработаны новые технологии производства и создано новое поколение погрузчиков с двигателями, отвечающими нормам Tier III. Свое будущее Luigong связывает и с экскаваторами, по которым ее доля на китайском рынке равна в настоящее время только 3%. В ближайшие пять лет компания намерена ежегодно увеличивать эту долю на 1%, что сделать будет очень сложно, так как 90% всех продаж экскаваторов в стране приходится сейчас на иностранные марки.

Пока Luigong выпускает только две модели из разработанного ею нового девятисерийного ассортимента экскаваторов, но уже в 2007 г. число моделей намечается увеличить до шести грузоподъемностью 4…25 т. Будут внесены изменения и в другие производственные программы Luigong. В частности, в 2007 г. на экспорт начнут предлагать дорожные катки новой модели, ставится также задача увеличить долю компании на внутреннем рынке этого оборудования с 7 до 15%.

Расширится ассортимент поставляемых за границу и на внутренний рынок автогрейдеров. В настоящее время в Китае выпускают только две модели этих машин. Одна мощностью 180 л.с. предназначена в основном для продаж в КНР и развивающихся странах, а вторая мощностью 160 л.с. с двигателем Tier III – в государствах с развитой рыночной экономикой. В этом году должны появиться две новые модели (мощностью 200 и 220 л.с.), которые первоначально предполагается поставлять на внутренний рынок, а затем в Россию, Индию и страны Африки.

В отношении асфальтоукладчиков, цены на которые из-за превышения предложения над спросом упали, компания пока не строит больших планов, предпочитая занимать выжидательную позицию. Выпускаемые три модели этих машин рассчитаны на ширину укладки 12, 9 и 7 м. Всего в 2010 г. Luigong планирует изготовить 35 тыс. ед. строительных машин и получить от их продажи 10 млрд. юаней (1,2 млрд. USD); доля экспорта в этих поступлениях должна составить около 15%.

Китай является крупнейшим в мире рынком гусеничных экскаваторов. В 2004 г. продажи гусеничных экскаваторов в КНР составляли примерно 26 тыс. ед., что на 20% ниже, чем в 2003 г. В первом полугодии 2005 г. сбыт гусеничных экскаваторов в стране составил около 13 тыс. ед. В отличие от традиционных экскаваторов универсальные экскаваторы-погрузчики не получили достаточного признания китайских покупателей, хотя в настоящее время спрос оживился, и в ближайшие пять лет продажи могут увеличиться до 2 тыс. ед. в год.
КНР является мировым лидером по продажам колесных ковшовых погрузчиков.

В 2004 г. этот показатель составил примерно 100 тыс. ед., несмотря на меры по сдерживанию экономического роста. Для сравнения: ежегодные продажи колесных погрузчиков в Японии составляют 19,5 тыс. ед., в Северной Америке – 19,0 тыс., в Европе – 18,0 тыс. ед. Ведущие позиции в этом сегменте китайского рынка занимают компании Liugong, XCMG и Xiamen.

Китайский рынок мобильных грузоподъемных кранов также крупнейший в мире. В 2004 г. их продажи в стране превысили 12 тыс. ед. против примерно 10 тыс. в 2003 г. Ведущий в Китае поставщик мобильных кранов – компания Xuzhou Heavy Machinery (входит в состав группы XCMG), на долю которой приходится более 40% продаж. Крупными поставщиками мобильных кранов являются также компании Zoomlion (торговая марка Puyuan), Chang Jiang и Tai’an Crane. На рынке КНР предлагается и оборудование ведущих иностранных продуцентов, в частности Grove, IHI, Kato, Liebherr, Tadano и Terex.

В 2005 г. продажи новых гусеничных кранов в КНР оценивались лишь в 200…250 ед., примерно на таком же уровне находятся и продажи подержанных кранов. Ведущими китайскими поставщиками гусеничных кранов являются компании Fushun Excavators, XCMG, Harbin Sihai и Zoomlion. Экспорт гусеничных кранов в КНР осуществляют также Hitachi-Sumitomo, IHI, Kobelco, Liebherr, Manitowoc, Sennebogen и Terex.

В этом десятилетии на китайском рынке строительной техники наблюдается быстрое расширение ассортимента. Так, в 2003 г. средняя снаряженная масса проданных в Китае экскаваторов составляла 20 т, а сейчас быстро растут продажи мини-экскаваторов. Кроме того, расширяются поставки тяжелого оборудования для горнодобывающей отрасли промышленности. По оценке OHR, в общих продажах строительных машин в КНР доля легкой техники сейчас составляет лишь 3%, тогда как в странах Европы и Северной Америки этот показатель равен 70%. В 2005 г. поставки мини-экскаваторов в КНР оцениваются примерно в 6 тыс. ед.

Среди факторов, которыми руководствуются китайские потребители при покупке строительной техники, все большее значение приобретает цена, так как правительство КНР ужесточает в настоящее время контроль за банковскими кредитами и сокращает выпуск ценных бумаг под новое строительство. Следующие по значимости места занимают такие факторы, как качество и послепродажное обслуживание. Известно, что Caterpillar и Terex производят высококачественные строительные машины и практикуют недорогое обслуживание, но их продукция относительно дорогая. Китайские и южнокорейские компании предлагают менее качественное оборудование, но их цены ниже, чем у японских, германских и американских поставщиков. Этим объясняется повышенный в последние годы спрос на продукцию данных компаний.

Все крупные инвестиционные проекты в КНР инициируются или контролируются государством в лице таких правительственных организаций и государственных компаний, как министерство водных ресурсов, China National Electric Power Industry Corporation, China Railway Engineering Corporation, China Railway Construction Corporation, China Metallurgical Equipment Corporation, China National Non-Ferrous Metals Industry Corporation, China National Chemical Equipment Corporation, Муниципальное управление Пекина по машиностроению и Пекинское бюро по шоссейным дорогам. Перечисленные организации и компании обычно приобретают нужную им строительную технику напрямую у выбранных ими продуцентов. Правда, в последнее время в целях повышения прозрачности процедуры закупок правительство стало давать объявления о некоторых крупнейших строительных проектах в Интернете.

Строительное оборудование для меньших по масштабу проектов, осуществляемых по инициативе местных властей или нуждающихся в замене техники строительных компаний, приобретается в большинстве случаев через местных дилеров и дистрибьюторов, учрежденных продуцентами строительных машин. Так, дилерская сеть Caterpillar в Китае насчитывает в настоящее время более 20 компаний.

После присоединения КНР к ВТО (1 января 2004 г.) иностранные изготовители строительной техники, такие как Caterpillar, Ingersoll-Rand и Hitachi, стали приобретать контрольные пакеты акций созданных ими ранее в этой стране совместных предприятий для защиты от воздействия неблагоприятного торгового и валютного режима и создавать новые, полностью им принадлежащие предприятия.

Пошлины на строительное оборудование в КНР были снижены к 2005 г. до 3…15%, тогда как в 2002 г., например, они составляли до 17,5%. С импортеров взимается также налог на добавленную стоимость, равный обычно 17% (в отношении бетономешалок и частей к ним он может составлять 13%).

Эксперты Министерства торговли США, говоря о способах проникновения иностранных компаний на рынок строительных машин Китая, указывают, что самым быстрым из них является покупка местного продуцента данного оборудования, которая обеспечивает одновременное приобретение нужных контактов и информации о клиентах. Альтернативой данной тактике могут быть слияния, но слабая защита интеллектуальной собственности в КНР делает передачу технологий китайскому партнеру рискованной.

В последнее время популярными в КНР становятся аукционы. Такой способ сбыта считается неплохим вариантом для иностранных фирм, заинтересованных в китайском рынке, но не готовых создавать там свои производственные мощности. Поскольку многие благоприятные возможности на рассматриваемом рынке открыты только для крупных продуцентов, более мелкие поставщики могут попытать удачу в продажах подержанной строительной техники. Стоимость последней составляет обычно не более 40% цены нового оборудования, которое часто недоступно для китайских строительных фирм с ограниченными финансовыми возможностями.

Последние пять лет рынок подержанных строительных машин в Китае развивался очень высокими темпами. В 2004 г. продажи этого оборудования замедлились, что было обусловлено государственными мерами по «охлаждению» экономики и ужесточением контроля за соблюдением норм техники безопасности и защиты окружающей среды. Эксперты тем не менее предсказывают дальнейший рост спроса на подержанную строительную технику в КНР в связи с продолжением курса китайского правительства на ускорение экономического развития западных регионов страны.

В 1998 г. правительство Китая из-за наводнения китайского рынка подержанной строительной техникой низкого качества и небезопасной для потребителя ввело квоты на ее импорт. Это привело к появлению ряда обходных путей ввоза, в частности через Сянган, а также содействовало развитию лизинговых операций с подержанным оборудованием, которые осуществляли как китайские компании, так и ино-странные. Масштабы аренды строительной техники в КНР пока незначительны, однако, по мнению экспертов, ситуация скоро изменится. Лишь на рынке кранов более широко используется их аренда; парк передвижных и гусеничных кранов в стране насчитывает около 50 тыс. ед., причем 10 тыс. кранов эксплуатируется на условиях аренды.

Экспорт строительных машин КНР в 2003 г. составил 1053 млн. USD. В 2004 г. в условиях замедления роста внутреннего рынка и благоприятной конъюнктуры на внешних рынках этот показатель вырос на 76% и достиг 1855 млн. USD, из них 1049 млн. USD (рост на 108,8%) обеспечивал вывоз готового оборудования.

Крупнейшим зарубежным рынком сбыта для китайских строительных машин являются страны Азии (55,32%, в том числе Япония 13,78%), за которыми со значительным отрывом следуют страны Европы (17,19%), Северной Америки (16,1%, в том числе США – 14,6%), Африки (6,13%), Австралии и Океании (3,17%) и Южной Америки. Основными статьями китайского экспорта строительных машин являются бульдозеры, вилочные и ковшовые погрузчики, экскаваторы, дорожные катки, грейдеры, промышленные краны, бетононасосы и бетоновозы, в основном низкой и средней ценовой категории.

Среди экспортируемых запчастей и комплектующих преобладают трудоемкие изделия – некоторые виды отливок, конструкционные детали и сиденья. Основными покупателями китайских комплектующих для строительных машин являются компании США, Японии и Южной Кореи.

В последнее время некоторые китайские компании – изготовители строительных машин в целях расширения зарубежных рынков сбыта переходят от экспорта продукции к вывозу капитала, и, по всей видимости, эта тенденция будет укрепляться.





А. Малышев Основные Средства 05'2006 29 сентября 2006

Комментарии (0)