1
Сколько «ходят» шины?
Снижаем затраты на покрышки и продлеваем их ресурс
Кому нужны эти КМУ?
Обзор российского рынка кранов-манипуляторов
Косолапый Бог бездорожья
Полноприводный самосвал Tatra Jamal Т 163-390 SCT 6х6
Берегите манжеты!
Неисправности гидросистем дорожно-строительных машин
 3
Приборы безопасности автокранов
Лизинг. Малоизвестное элементарное
Cущность, особенности, преимущества и недостатки этого вида финансирования
Силу «Богатыря» – в мирных целях
МЗКТ-7930 и МЗКТ-79306 полноприводные тяжеловозы «двойного назначения»
 1
Российские сорта дизельного топлива
Всем ли по зубам лизинговый пирог? (ч.2)
Расчет удельной стоимости эксплуатации строительных машин
 4
Всё дело в базе
Обзор короткобазных кранов
Седлать тягачи! (ч.2)
Седельно-сцепное устройство (ССУ)
 8
Соло для полного привода
Сравнительный тест «ГАЗель-Бизнес 4х4» и «Соболь-Бизнес 4х4»

Мониторинг российского рынка автомобильного дизельного топлива в 2005-м – начале 2006 года

А. Рикошинский

Дизельное топливо – продукт повсеместного и масштабного спроса, бесперебойное обеспечение которым создает нормальные условия для жизни населения и развития общества, социально-экономической и военно-политической стабильности государства. В силу этого оно играет важную роль в ресурсном обеспечении экономики России. Дизельное топливо, так же как автомобильный бензин, является товаром и для оптовой торговли на рынке продукции производственно-технического назначения, и на рынке потребительских товаров (розничной торговли). Кроме того, оно занимает весьма заметное место в структуре российского экспорта, обеспечивая поступление в страну валютных резервов.

Доля дизельного топлива, реализованного за границей в 2005 г., составила 57,6% от объемов производства (импорт незначительный и не оказывает заметного влияния на объемы рынка). Высокая доля дизтоплива на экспорт объясняется прежде всего тем, что спрос на него на внутреннем рынке ограничен, в результате его экспортируют не только как топливо, но и как сырье для дальнейшей переработки.

В 2005 г. объемы производства дизельного топлива по сравнению с уровнем 2004 г. увеличились на 3442,5 тыс. т (106,2%), экспорт вырос на 3683,0 тыс. т (112,2%) (Статью «Мониторинг российского рынка автомобильного бензина в 2005-м – начале 2006 г.» читайте в журнале «ОС» № 4, 2006 г.).

В начале 2006 г. зафиксировано увеличение первичной переработки нефти, которое составило за январь-февраль 34,7 млн. т, или 105,6% к соответствующему периоду 2005 г. Увеличение переработки нефти вызвано в основном снижением эффективности экспорта нефти железнодорожным транспортом и направлением дополнительных объемов добытой нефти на внутренний рынок. За этот период произведено 10,2 млн. т дизтоплива (105,5% к январю-февралю 2005 г.).

Основными потребителями дизельного топлива являются транспорт и сельское хозяйство (27 и 25% соответственно). В промышленности потребляется 23%, в строительстве – 8%. Прочие отрасли экономики, включая Минобороны и МЧС, потребляют 17% общероссийского объема.

Качество производимого в России дизельного топлива отстает от европейских стандартов. В октябре 2005 г. принят ГОСТ Р 52368–2005 «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия», за основу которого взят стандарт Euro 4, но в основном отечественная нефтеперерабатывающая промышленность вырабатывает дизтопливо трех марок в соответствии с ГОСТ 305–82:

Л – летнее, применяемое при температуре окружающей среды выше 0 °С;

З – зимнее, применяемое при температурах до –30 °С;

А – арктическое, температура применения которого до –50 °С.

Содержание серы в дизтопливе марок Л и З не должно превышать 0,2%, марки А – 0,4%, что на порядок больше, чем предусмотрено Euro 2.

Многие отечественные нефтеперерабатывающие заводы реализуют программы по переоснащению своего производства для выпуска дизтоплива с низким содержанием серы (соответствующего Euro 3 и Euro 4), предназначенного на экспорт. Так, в 2004 г. на Пермском заводе «Лукойл-ПНОС» введен в действие комплекс по выпуску малосернистого дизельного топлива, отвечающего стандарту Euro 3. Комплекс дает возможность все дизтопливо, произведенное на других установках, доводить до стандарта Euro 4. На ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» в ноябре 2005 г. введен комплекс гидрокрекинга проектной мощностью 2,14 млн. т в год, выход которого на полную загрузку позволит дополнительно производить в год 500 тыс. т дизельного топлива уровня Euro 4. В декабре 2005 г. на ЗАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» введена установка гидроочистки.

Хотя объемы производства малосернистого топлива (с содержанием серы менее 0,2%) пока невелики, но они быстро увеличиваются. Их доля в общем объеме производства в 1990 г. составляла 0,2%, в 1995-м – 3,8%, в 2000-м – 12,0%, в 2005 г. – уже около 20%. Обессеривание дизельного топлива ухудшает его показатели по смазывающей способности, и решить эту проблему можно только с помощью специальных присадок, но пока только зарубежного производства.

В России производят и потребляют в основном летнее дизельное топливо (85%), зимнего дизтоплива производится в 6 раз меньше (14%), арктического – еще меньше (1%).

Наиболее крупное производство дизельного топлива (в порядке убывания) – в Республике Башкортостан, Самарской, Омской, Ленинградской и Ярославской областях.

На внутреннем российском рынке объем продаж дизельного топлива полностью обеспечивается собственным производством – доля отечественных ресурсов составляет в различные месяцы от 99,94 до 100,0%.

После замораживания цен в конце 2005 г. потребительская стоимость дизтоплива за январь-февраль 2006 г. выросла в среднем на 17,3%, а от производителя – на 8,2%.



По информации Министерства энергетики США, с начала октября 2005 г. средняя по стране цена дизельного топлива выше средней цены бензина. Абсолютным рекордом для дизельного топлива в США является 3,157 USD/галлон, зарегистрированная по состоянию на 24 октября 2005 г. По состоянию на 13 марта 2006 г. дизельное топливо в США несколько подешевело, однако его средняя розничная цена по стране осталась заметно выше цены бензина. Цена дизтоплива сегодня составляет 2,543 USD/галлон, что выше стоимости галлона бензина на 17,7 центов.





А. Рикошинский Основные Средства 05'2006 29 сентября 2006

Комментарии (0)