Гусеничные краны-трубоукладчики
Обзор российского рынка
 3
Приборы безопасности автокранов
Покупаем предприятие
Оценка технического состояния машин и оборудования на предприятии
 3
Отопитель без секретов
Жидкостные и воздушные автономные отопители
Экономика шин, или Экономия на шинах
Практические советы
Мини-погрузчики (ч. 1)
Обзор российского рынка мини-погрузчиков
Карбюраторы среднетоннажных грузовиков
Схемы, регулировочные параметры и рекомендации по обслуживанию
 1
Крутой замес
Обзор рынка автобетоносмесителей
Сравнительные испытания магистральных седельных тягачей
MAN TG 460 A, Mercedes Actros 1846 LS, Scania R 124 LA 470 и Volvo FH 12-460
Бульдозер и дизель – по жизни вместе
Есть ли альтернатива ЯМЗ
Воров просят не беспокоиться (ч .2)
Технологии защиты дорожно-строительных машин от хищений
 1
Многофункциональные дорожно-строительные машины (ч. 1)
Обзор типов сменного рабочего оборудования

Производство строительной и дорожной техники в России в 2005 году

А. Рикошинский

(Статья подготовлена по официальным материалам ФСГС и МЭРТ России. Названия предприятий, все натуральные и стоимостные показатели взяты из официальных данных, приведенных органами государственной статистики)

По данным Росстата, в 2005 г. наблюдалось некоторое замедление темпов промышленного производства: прирост ВВП составил 6,4% против 7,2% в 2004 г.; индекс промышленного производства в целом составил 104,0% (индекс 2004 г. к 2003 г. – 107,3%); индекс производства машин и оборудования в 2005 г. по сравнению с 2004 г. составил 99,9%.

В прошедшем году динамика производства различных видов строительно-дорожной техники различалась весьма существенно. По итогам января–сентября 2005 г. падение производства по сравнению с соответствующим периодом 2004 г. отмечалось по четырем из девяти отслеживаемых видов строительной техники – кранам на гусеничном ходу, экскаваторам, автогрейдерам, дробилкам, а по итогам года – по трем. Причем если в производстве кранов на гусеничном ходу и дробилок в IV квартале сохранилась положительная тенденция, то выпуск экскаваторов и автогрейдеров заметно вырос (доля IV квартала в годовом производстве составила 27,8% и 30,0% соответственно). В производстве строительных погрузчиков наблюдалась обратная картина – падение производства на 5,5% по сравнению с 2004 г.

Более подробно производство основных видов строительно-дорожной и подъемно-транспортной техники характеризовалось следующими показателями.

Производство кранов на автомобильном ходу

В течение года увеличивалось производство кранов на автомобильном ходу – к уровню 2004 г. прирост был 111,6%. (Отметим, что годовой темп роста производства грузовых автомобилей составил 102%.) По итогам 2005 г. доля в годовом производстве трех основных производителей – ОАО «Автокран», ОАО «Галичский автокрановый завод», ОАО «Клинцовский автокрановый завод» – составила 77,6%. Эти заводы весьма существенно увеличили за год объем выпуска автокранов – со 116,5 до 120,1%.

Производство бульдозеров

Основной производитель бульдозеров – ЧТЗ «Уралтрак» в 2005 г. по сравнению с уровнем 2004 г. снизил объемы выпуска на 58 машин, но совокупное производство увеличилось на 15 машин за счет роста выпуска на двух других заводах («Уральском машзаводе» и «Промтракторе»).

Производство кранов на гусеничном ходу

В производстве кранов на гусеничном ходу лидирует Челябинский механический завод (доля – почти 79%), где падение производства и определило общероссийское снижение объемов производства гусеничных кранов.

Производство экскаваторов

В 2005 г. экскаваторов произведено на 33 ед. больше, чем в 2004 г. В IV квартале удалось не только ликвидировать имевшее место отставание за январь–сентябрь от соответствующих результатов 2004 г., а по итогам года почти на 1% превысить объем производства экскаваторов в 2004 г. Крупнейший производитель – ОАО «Тверской экскаватор» – увеличил объемы производства почти на 16%. Из всей четверки лидеров (а на их долю по итогам года пришлось около 80% совокупного производства экскаваторов) только ОАО «САРЭКС» отстало от уровня 2004 г. Тем не менее по итогам трех кварталов его отставание от уровня 2004 г. составляло 38,6%, а по итогам года оно уменьшилось до 33,3%.

Производство автогрейдеров

В 2005 г. в производстве автогрейдеров наблюдалась тенденция роста. К концу года объем выпуска превысил уровень 2004 г. более чем на 7%. По итогам I квартала было зафиксировано отставание, составившее 19,4%, а по итогам полугодия – 15,1%, за период январь–сентябрь – 1,5%.

Производство тракторов

В 2005 г. ситуация в целом в производстве тракторов практически не менялась – наблюдалась тенденция роста производства, которая выразилась в годовом росте на 14,2%. Следует, однако, отметить, что ситуация на четырех основных предприятиях-производителях (их доля около 82%) складывалась по-разному. Так, на Владимирском тракторном заводе и в ПО «ЕлАЗ» был зафиксирован рост производства – соответственно 426,7% и 461,1% к уровню 2004 г., а в ОАО «ВГТЗ» и «ЧТЗ-Уралтрак» – падение (соответственно 78,1% и 90,6% к уровню 2004 г.).

Производство дробилок

В 2005 г. наблюдалось отставание от показателей 2004 г., которое составляло 20…25% ежеквартально, что и нашло свое отражение в итоговом значении – 80,2% к уровню 2004 г. Наибольшее влияние на падение выпуска дробилок оказало снижение производства основными производителями – нижегородским заводом «Дробмаш» (71,4% к 2004 г.) и Ухоловским заводом «Строммашина» (81,4%).

Производство погрузчиков

По итогам девяти месяцев 2005 г. в производстве погрузчиков зафиксирован небольшой рост (на 21 машину) по сравнению с соответствующим периодом 2004 г. Ситуация в производстве строительных погрузчиков была противоположной ситуации с автогрейдерами. В течение 2005 г. наблюдалось падение производства по сравнению с соответствующим уровнем 2004 г., что и привело к итоговому падению производства на 5,5%. Поквартальная динамика приведена на диаграмме вверху.

На предприятиях-производителях ситуация складывалась следующим образом.

Производство бетоносмесителей

Производство бетоносмесителей в 2005 г. развивалось весьма успешно – 176,2% к уровню 2004 г. По статистическим данным, отечественное производство практически определяется выпуском продукции основным производителем бетоносмесителей – ОАО «Строймаш» (доля 97%), которое в 2005 г. изготовило на 13 610 бетоносмесителей больше, чем в 2004 г.





А. Рикошинский Основные Средства 03'2006 21 июля 2006

Комментарии (0)