Итоги 2005 года. На рынке грузовых автомобилей спад... И снова подъём

В. Салыгин

Несмотря на довольно резкие колебания производства, на отечественном рынке грузовых автомобилей сохраняется тенденция постепенного роста. По предварительным данным, в истекшем году общий выпуск грузовых автомобилей превысил 206 тысяч, а объем продаж, включая экспорт, составил более 208 тысяч. Таким образом, спад производства, начавшийся еще в IV квартале 2004 г., в секторе грузовиков удалось преодолеть.

На развитие автомобильного рынка страны оказывают влияние многочисленные и противоречивые по своему воздействию факторы. Так, причины отставания в первом полугодии эксперты связывают с чрезмерно затянувшимися каникулами в январе, с резким усилением конкуренции на российском авторынке со стороны зарубежных производителей. Сказывается и некоторое снижение темпов роста экономики России, заметное воздействие оказывают спросовые ограничения. В то же время продолжается рост грузооборота автотранспорта, что способствует сохранению спроса на грузовые автотранспортные средства (АТС). Поскольку потребности внутреннего рынка в грузовой автотехнике по-прежнему удовлетворяются преимущественно за счет автомобилей российского производства, объем их продаж остается достаточно стабильным. Даже резкий спад производства в начале каждого года не является столь критичным, как представляется, поскольку компенсируется значительными не реализованными остатками от предыдущего года.

Кроме того, старение автопарка в стране достигло такой степени, что настоятельно требуется ускоренная замена давно выработавших ресурс грузовиков. Ускоренный в последние годы ввод новых автомобилей способствует оживлению спроса не только в сегменте малотоннажных автомобилей, но и большегрузов. Сейчас одной из особенностей рынка грузовых автомобилей является рост потребности в спецавтомобилях и фургонах разного назначения на шасси отечественных автомобилей большой и малой грузоподъемности. Объективно это вызвано несоответствием прежней структуры автопарка изменившимся потребностям в АТС, обслуживающих разные отрасли рыночной экономики.

В целом положительные итоги работы отечественного автопрома в значительной мере обусловлены успешной деятельностью лидера ОАО «ГАЗ», которое продолжает наращивать производство грузовых автомобилей. Их выпуск в 2005 г. составил 129 тыс. ед. (рост 10%). Продажи грузовых автомобилей Горьковского автозавода, включая экспорт, дают 60% общих продаж грузовой автотехники, производимой предприятиями России. Основу производственной программы завода по-прежнему составляют малотоннажные автомобили. На долю семейства грузовых ГАЗ-3302 «ГАЗель», цельнометаллических фургонов ГАЗ-2705 «ГАЗель» и ГАЗ-2752 «Соболь» приходится до 80% выпуска новгородских грузовиков. Готовая продукция не скапливается на заводских площадках – ежемесячная отгрузка составляет 100% производства, что свидетельствует об устойчивом спросе на малотоннажные ГАЗы. По мнению экспертов, спрос на «ГАЗели» и «Соболи» в ближайшие годы сохранится.

В последние годы на Горьковском автозаводе стабильно росло производство грузовиков среднего класса. В 2003 г. их выпуск составлял 15,7 тыс., в 2004-м – уже 19,6 тыс., в 2005 г. ожидается 27 тыс. ед. Доля моделей ГАЗ-3307, ГАЗ-3308 и ГАЗ-3309 в производственной программе завода возросла за этот период с 14,5 до 21%. В 2005 г. начались продажи нового развозного среднетоннажного автомобиля ГА3-3310 «Валдай», однако его появление на рынке не создало пока сколь-нибудь существенной конкуренции отечественным, да и импортным автомобилям данного класса.

ОАО «КАМАЗ» успешно реализовало свой бизнес-план – в истекшем году выпущено более 31 тыс. автомобилей. Челнинский автозавод год от года уверенно наращивает производство. За последние три года выпуск большегрузов увеличился на треть, а доля КамАЗов в общем объеме продаж отечественных автомобилей возросла с 12,33% в 2003 г. до 14,97% в 2005-м. Значительно расширен модельный ряд выпускаемых АТС – в производственной линейке завода автомобили самых разных типов, от низкорамного развозного КамАЗ-4307 до автомобиля особо большой грузоподъемности КамАЗ-6540. Дополнительные возможности расширения производства автозавода создает растущий экспорт. В 2005 г. поставки большегрузов за рубеж превысили 7 тыс., т. е. около четверти всего выпуска. ОАО «КАМАЗ», являясь основным поставщиком АТС большой грузоподъемности (свыше 8 т), сохраняет за собою значительную долю и в сегменте среднетоннажников. К традиционным полноприводным 6-тонникам КамАЗ-43114 теперь добавились двухосные КамАЗ-4308 грузоподъемностью 5500 кг, КамАЗ-43253 грузоподъемностью 7500 кг и полноприводный КамАЗ-4326.

Важное место на авторынке России занимает продукция ОАО «АЗ «Урал», поставляющего полноприводные грузовики, а начиная с 2005 г. – и дорожные автомобили с бескапотной кабиной. В последние годы темп производства на автозаводе в Миассе постепенно растет. Выпуск грузовиков повышенной проходимости увеличился с 5,9 тыс. в 2003 г. до 7 тыс. в 2005-м.

Доля автомобилей «Урал» в общих продажах отечественных грузовых автомобилей расширилась за это время с 3,09 до 3,27%. Вместе с тем предприятие испытывает заметные трудности в реализации продукции: существенно сократились экспортные поставки, значительные остатки не отгруженной автотехники накапливаются на заводской площадке. В ближайшее время увеличению экспорта будут способствовать заключенные соглашения со странами Юго-Восточной Азии и Южной Америки. В частности, подписано соглашение о лицензионной сборке в Индии полноприводных, а в дальнейшем и дорожных «Уралов». Будет создано совместное предприятие по сборке грузовиков повышенной проходимости для минобороны Вьетнама. Предпринимаются шаги к расширению поставок в Аргентину.

Кроме ОАО «КАМАЗ» и ОАО «АЗ «Урал» в сегменте автомобилей большой грузоподъемности осуществляют сбыт своей продукции ЗАО «ВТС-Зеленоград» (по итогам 2005 г. – до 400 Volvo FH12), ОАО «Бецема» (более 200 спецавтомобилей на шасси зарубежного производства).

Успешным прошедший год был и для ОАО «УАЗ», поставляющего как на внутренний, так и зарубежный рынки проверенные временем полноприводные автомобили семейства УАЗ-3303, фургоны УАЗ-3741, спецавтомобили УАЗ-3909, а также в небольшом количестве новые УАЗ-2360. Производство грузовой автотехники на Ульяновском автозаводе не является стабильным, испытывая значительные колебания. Годовой выпуск грузовиков в последние три года находился в пределах 19...22 тыс. На долю ОАО «УАЗ» по итогам 2005 г. приходится немногим более 9% общих продаж отечественных грузовых автомобилей. Перевод производства на автомобили, соответствующие экологическим требованиям Еurо 2, повлечет за собой удорожание «уазиков» и может сделать их производство нерентабельным.

Несколько иное положение сложилось в ОАО «ИжАвто» – выпуск мини-грузовиков в последние годы составлял 14...15 тыс. в год. По итогам девяти месяцев 2005 г. выпуск составил 7209 автомобилей семейства Иж-2717. Их доля в общих продажах снизилась с 6,93% в 2004 г. до 4,82% в 2005-м. Ижевский автозавод, по-видимому, сворачивает их производство и переходит на выпуск корейских легковых автомобилей.

Более перспективной оказалась продукция ЗАО «ВАЗинтерсервис» (Самарская обл.), изготавливающего пикапы и фургоны на базе легковых автомобилей АвтоВАЗа. Немногочисленный модельный ряд завода пополнился новым мини-грузовиком. В августе 2005 г. началось серийное производство полноприводного ВИС-2348 и его модификации ВИС-23481. Последние три года предприятие поддерживает производство на уровне 3000 тыс. автомобилей в год. По итогам 2005 г. ВИСы составляют около 2% общих продаж отечественных грузовых автомобилей. Можно ожидать, что спрос на них будет расти, поскольку они находят применение как в городе, так и в сельской местности и используются для перевозки самых разных малогабаритных грузов.

Из небольшого числа предприятий, организовавших на территории России производство грузовых автомобилей иностранных моделей, два – ЗАО «Автотор» (г. Калининград) и ООО «ТагАЗ» (Ростовская обл.) – предприняли попытку изготовления малотоннажных грузовиков. ЗАО «Автотор» в течение 2005 г. не выпускало производимые ранее автомобили КIA К2700/ 3000/ 3600. ООО «ТагАЗ» к ноябрю 2005 г. изготовило 1300 корейских Huinday Porter. Продажи автомобилей российской сборки составляют половину продаж корейских грузовиков этой модели в стране.

Продолжается спад производства в АМО ЗИЛ, что сказывается как на выпуске малотоннажных грузовиков семейства ЗИЛ-5301 «Бычок», так и на выпуске среднетоннажных автомобилей семейств ЗИЛ-43336 и ЗИЛ-4331. За последние пять лет выпуск «Бычков» значительно снизился.

Так, если в 2000 г. столичный автозавод изготовил более 12 тыс. малотоннажников, то в 2003 г. – почти вдвое меньше (6831 ед.), а в 2005 г. – 3 тыс. ед. Снижается и производство среднетоннажников: в 2003 г. их сходило с конвейера 5,9 тыс., в 2004-м – 5,5 тыс., а в 2005 г. – менее 4 тыс. ед. Внедрение в производство новых моделей, в том числе 6-тонника ЗИЛ-4329, существенных изменений в производственную программу не внесло. Их выпуск в 2005 г. составил лишь несколько сотен. Руководство АМО ЗИЛ изыскивает возможности для выхода из трудного финансового положения. В частности, для продвижения автомобилей ЗИЛ на восточноевропейский рынок создано российско-латвийское акционерное общество AS AMO PLANT. Заключенное соглашение предусматривает организацию автосборочного предприятия в г. Елагва (на базе автозавода РАФ) по выпуску грузовых автомобилей марки ЗИЛ. Комплектующие, узлы и агрегаты будут поставлять из Москвы.

Усиление конкуренции на отечественном рынке грузовых автомобилей в значительной мере связано с импортом грузовиков, причем не столько новых, сколько подержанных. По сообщениям Федеральной таможенной службы РФ, за девять месяцев 2005 г. в страну ввезено до 27,1 тыс. грузовиков (без учета автотранспортных средств РУП «МАЗ»), т. е. на 23,7% больше, чем за тот же период 2004 г. В денежном выражении импорт увеличился на 59,9% и достиг 401,1 млн. USD. При этом бывшие в эксплуатации грузовики составляют более 75% импортируемых автомобилей. По оценке экспертов, общее число ввезенных в Россию из дальнего зарубежья грузовых автомобилей может превысить 35 тыс. (в денежном выражении – до 550 млн. USD). Прирост импортируемой автотехники по сравнению с предыдущим годом может составить около 15%, а в денежном выражении – до 40%.

Что касается производства грузовых автомобилей иностранных моделей в России, то их общий выпуск составляет лишь 1% общего производства грузовиков в стране (по итогам 2005 г. – до 2000 ед.) и пока существенного влияния на внутренний рынок не оказывает.

Динамика рыночных цен на грузовики отечественного производства в течение 2005 г. была умеренной, без скачков и значительных колебаний. В целом сохранилась общая тенденция постепенного роста цен, ежемесячно в пределах 0,8...1,5% в зависимости от марки и модели автомобиля. Годовой индекс рыночных цен на грузовые автомобили (см. таблицу) находится в довольно широком интервале: от 4...7% по автомобилям миасского автозавода до 20...30% по автотранспортным средствам АМО ЗИЛ. Умеренным рост цен в 2005 г. был на автомобили КамАЗ (годовой рост 5...10%), Горьковского автозавода (8...12%). В меньшей степени подорожали МАЗы (рост цен 2...5%). Заметно выросли цены на автомобили Кременчугского автозавода в связи с заменой устаревших двигателей ЯМЗ-238М2 более современными, соответствующими требованиям Еurо 2.

Рост цен на грузовые автомобили привел к значительным изменениям в ценовой структуре рынка. Так, доля первого ценового сегмента (до 150 тыс. руб.) сошла на нет. Заполнявшие его в предыдущие годы ижевские грузовички перешли в следующий сегмент – 151...250 тыс. руб. Доля второго сегмента, куда вместе с ижевскими попадают ульяновские автомобили и ВИСы, составляет лишь 13,98%, поскольку «ГАЗели» и «Соболи» перешли в следующую нишу. Вес третьего сегмента (251...400 тыс. руб.) теперь значительно вырос – до 53,33%. Доля четвертого сегмента (400...700 тыс. руб.) фактически осталась прежней, а пятого сегмента (701...1000 тыс. руб.) несколько выросла: с 10,3 до 12,25% за счет перехода в нее части КамАЗов. Самый дорогостоящий сегмент (свыше 1000 тыс. руб.), куда попадает большая часть «Уралов», КамАЗов и ввозимых в страну грузовых автомобилей, увеличился вдвое, до 16,48%.



Производство автобусов в России за 10 месяцев 2005 года

Производство автобусов в России за 9 месяцев 2005 года составило 53 645 ед., что ниже уровня соответствующего периода прошлого года на 7,9%, при этом спад производства автобусов особо малой вместимости оказался более существенным – 13,1%. Третий квартал 2005 года для отечественных автобусостроителей был неудачным – отставание от уровня 2004 года увеличилось с 4,2% на 01.07.2005 г. до 7,9% на 01.10.2005 г.

По результатам 10 месяцев 2005 года показатели немного улучшились – в октябре заводы изготовили 7310 автобусов, что существенно выше среднемесячного уровня их выпуска в предыдущие 9 месяцев (5960 ед.). В результате отставание по результатам 10 месяцев по сравнению с соответствующим периодом прошлого года сократилось до 6,1%.

Сохраняется тенденция роста производства на предприятиях компании «Русские автобусы». ОАО «Павловский автобус» изготовило за 10 месяцев 2005 года 11 101 автобус (+9,9% по сравнению с уровнем 10 месяцев 2004 года), в ООО «Ликинский автобус» прирост составил 31,4%, в ОАО «ГолАЗ» – 100,0%, в ООО «КАВЗ» – 10,0%, а в целом по компании выпуск автобусов за 10 месяцев 2005 года увеличился на 12,9% по сравнению с тем же периодом 2004 года.

Сохраняется стабильность в работе большинства предприятий, выпускающих автобусы большого класса. ЗАО «Волжанин» увеличило производство автобусов на 53,5%, ОАО «НефАЗ» – на 23,4%, ООО «Скания-Питер» – на 55,3%.

У основного производителя автобусов малой вместимости – ОАО «ГАЗ» – наблюдался дальнейший спад производства. За 9 месяцев 2005 года выпуск микроавтобусов «Соболь» и «ГАЗель» составил 24 788 ед., что почти на 20% ниже, чем за соответствующий период 2004 года. Для сравнения: в I квартале это отставание составляло 11,6%, во II квартале – 12,7%. Несколько снизилось отставание по темпам производства микроавтобусов за 10 месяцев (–19,4%).

ОАО «УАЗ» выпустило за 10 месяцев прошедшего года 15 679 автобусов, что больше уровня соответствующего периода 2004 года на 9,5% (напомним, что в I квартале 2005 года здесь имелось отставание по сравнению с I кварталом 2004 года более 20%).

В АМО ЗИЛ производство автобусов за 10 месяцев снизилось на 26,3%, в ОАО «АЗ «Урал» – на 34,6%, в ЗАО «Тушино-Авто» – на 40,7%.

Прогноз производства автобусов на 2005 год, рассчитанный на основе среднесуточного выпуска за прошедшие 10 месяцев, составляет 73 640 ед., что ниже уровня 2004 года на 3,4%. Для достижения уровня 2004 года предприятиям необходимо было до конца года выпускать по 7660 автобусов ежемесячно, что при сложившейся конъюнктуре 2005 года нереально. В предыдущие 9 месяцев 2005 года среднемесячный выпуск составил всего 5960 ед. Таким образом, следует признать, что автобусный сектор российского автомобилестроения стагнирует уже третий год подряд на уровне 73...76 тыс. ед.



В. Салыгин Основные Средства 01'2006 5 мая 2006

Комментарии (0)