Мониторинг технического уровня перспективных отечественных тракторов для аграриев
Обзор тракторной промышленности России
Экскаватор «среднего» класса. Что это?
Подход импортных производителей к классификации экскаваторов
 3
Приборы безопасности автокранов
 1
Снижение токсичности отработавших газов современных дизелей
 1
Обоснованная гигантомания
Драглайны – вскрышные экскаваторы (лопаты)
 1
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 3)
Фильтры масляные и топливные
 1
Микротоннелирование
Технология прокладки коммуникаций в условиях плотной застройки
Как очистить солярку от воды
Фильтры-сепараторы Fleetguard из материала StrataPore
 13
ГАЗ-560 – русский Steyr
Лицензионный дизель М1 компании Steyr для Газели
Критерии выбора лесных машин
Экскаватор любит ласку – чистку и смазку
Смазка узлов и механизмов экскаваторов и других тяжелых карьерных машин
 1
Тюнинг ковша
Защита ковша от износа

На рынке прицепной автотехники

В. Салыгин

Спад производства отечественных автомобилей негативно сказался на рынке прицепной автотехники. Несмотря на заметное оживление спроса летом, ежемесячный объем продаж прицепов и полуприцепов в III квартале текущего года не превышал 14 тыс. ед. и был ниже показателя предыдущего года. Рыночные цены на прицепную автотехнику росли в целом медленней, чем цены на грузовые автомобили. Темп их роста был близок к уровню инфляции в стране.

Несколько возросший объем продаж импортной прицепной техники (по оценке экспертов, 8...10% рынка с учетом подержанных прицепов) обостряет конкуренцию, но существенной угрозы российским производителям пока не создает. Внутренний рынок прицепной автотехники по-прежнему определяется отечественным производством. Насыщение рынка грузовой автотехники заставило большинство предприятий, занятых изготовлением прицепов и комплектующих, скорректировать в текущем году бизнес-планы в сторону сокращения выпуска. По данным АСМ-холдинга, за первые 6 месяцев изготовлено 6097 ед. прицепной техники, т. е. на 12% меньше, чем в прошлом году. Объем реализованной отечественной продукции за счет сбыта остатков предыдущего года оказался несколько выше (6518 ед., спад – 6,5%). По итогам первого полугодия лишь четвертой части российских предприятий удалось увеличить или сохранить темпы 2004 года.

Стабильным остается выпуск одного из основных отечественных изготовителей прицепной автотехники – ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ», организационно входящего в состав автомобильного концерна ОАО «КАМАЗ». В первом полугодии ставропольский завод произвел 2086 ед. техники (рост 1,2%). Доля этого предприятия, выпускающего прицепы и полуприцепы бортовые, прицепы самосвальные и полуприцепы-контейнеры грузоподъемностью до 34 т, увеличилась в общем объеме продаж отечественных прицепов с 29,6 до 31,9%. Преимущество по-прежнему отдается производству прицепов – на них приходится до 75% выпуска. На заводе разрабатывают и внедряют в производство новые модели. В частности, начато серийное изготовление прицепа для развозного низкорамного автомобиля КамАЗ-4308, завершена подготовка производства к изготовлению европлатформ и прицепа-тандема для нового большегруза КамАЗ-65117.

Работа ОАО «НефАЗ», также входящего в ОАО «КАМАЗ», в текущем году была менее успешной. В первом полугодии нефтекамский завод изготовил 1846 ед. прицепной техники, т. е. на 18,6% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Его доля в общем объеме продаж отечественной прицепной техники снизилась с 31,5 до 30,6%. Более половины выпуска по-прежнему приходится на прицепы-самосвалы НефАЗ-8560. Треть выпуска составляют полуприцепы большой грузоподъемности, в том числе бортовые НефАЗ-9334-10 для перевозки крупных грузовых единиц и полуприцеп-самосвал НефАЗ-9509 под седельный тягач КамАЗ-6460. Завод освоил выпуск модификации прицепа НефАЗ-8332 (облегченный, с односкатной ошиновкой осей, грузоподъемностью 7,9 т) под полноприводные тягачи, в том числе КамАЗ-43114, КамаЗ-43118, «Урал-4320». Тот факт, что уровень продаж продукции ОАО «НефАЗ» заметно превышает производство (по итогам первого полугодия – на 8%), говорит о сохраняющемся спросе на прицепную технику завода и потенциальной возможности наращивания выпуска.

Красноярский завод прицепной техники (ОАО «КЗПТ», г. Сосновоборск) уверенно продолжает наращивать производство после резкого спада в 2003 году. В первом полугодии завод изготовил 252 ед. прицепной техники (рост 44,8%). План предприятия на этот год предусматривает выпуск 650 прицепов и полуприцепов. В предыдущем году выпуск прицепной автотехники составил 266 ед. Более чем в полтора раза увеличил производство прицепной автотехники Орский завод тракторной техники (ОАО «ОЗТП-Сармат»). За первые 6 месяцев текущего года им изготовлено 107 двухосных автомобильных прицепов и полуприцепов (рост 59,7%). Диверсификация производства (помимо автомобильных завод выпускает несколько десятков типов тракторных прицепов и даже автобусы) дает предприятию возможность маневра на рынке автотракторной техники.

В последние годы настойчиво наращивает выпуск полуприцепов большой грузоподъемности подмосковный завод «Тонар» (ООО МЗ «Тонар»). В первом полугодии предприятие выпустило 250 ед. современной прицепной техники (рост 70,1%), изготовленной с использованием и отечественных, и импортных комплектующих. Удачное участие завода в трансконтинентальном пробеге Лиссабон–Москва (трехосный полуприцеп модели Тонар-97461) в значительной мере способствовало выходу предприятия на международный рынок. Ввод в строй новых цехов, по оценке руководства, позволяет в 2,5...3 раза увеличить выпуск прицепной техники.

Вместе с тем значительное число отечественных предприятий – изготовителей автомобильного прицепного состава – в текущем году снизило темп производства. Так, по итогам первого полугодия ведущий производитель тяжелой прицепной техники ОАО «Уралавтоприцеп» изготовило 287 ед. (спад 19,6%), Тавдинский машиностроительный завод – 171 ед. (спад 28,5%), Ирбитский автоагрегатный – 245 ед. (спад 16,9%). По-видимому, ускоренное развитие внутреннего рынка прицепной автотехники – а за последние три года выпуск отечественных трейлеров увеличился в 1,35 раза, с 10 345 ед. в 2002 году до 13 970 в 2004-м, и продаж в 1,45 раза (соответственно с 9810 до 14 180 ед.) – привело к его насыщению. Выпуск текущего года, по оценкам, может составить немногим более 12 тыс. ед. прицепной автотехники, а объем продаж – до 13 тыс. ед., т. е. снижение может достичь 5...7% по сравнению с аналогичными показателями предыдущего года.

В динамике рыночных цен на прицепы и полуприцепы в период январь–сентябрь преобладала тенденция монотонного роста. При этом ежемесячный прирост цен не превышал 1...1,5%. В итоге цены на большинство марок и моделей отечественной прицепной техники выросли на 6...10%. Быстрее дорожала полуприцепная техника Нефтекамского автозавода (прирост цен за этот период составил в зависимости от модели 8...15%) и ставропольского ОАО «Автоприцеп-КАМАЗ» (прирост 6...12%). Медленнее росли рыночные цены на изделия Красноярского завода прицепной техники, на самосвальные прицепы и полуприцепы Тавдинского машиностроительного завода (4...6%). Умеренно дорожала прицепная автотехника, производимая в Республике Беларусь, в том числе минским «БелАвтоПрицеп», Могилёвским заводом транспортного машиностроения, бобруйской «Спецавтотехникой». Поставляемые в Россию белорусские прицепы и полуприцепы выросли в цене лишь на 3...6% и весьма успешно конкурируют с продукцией российских заводов.

Что касается прицепной автотехники, производимой в странах дальнего зарубежья, то ее импорт в Россию увеличился незначительно, преимущественно за счет бывших в эксплуатации трейлеров. Наибольшее оживление отмечено в продажах тентовых полуприцепов большой грузоподъемности (свыше 20 т), полуприцепов-рефрижераторов, а также кузовов и бортовых платформ с тентом. Наибольшим спросом у российских перевозчиков пользуется прицепная техника 6...8-летней давности известных западноевропейских фирм, таких как Schmitz Cargobull AG, Lamberet, Gray Adams, Nаrko Norge AS, Pacton BV. Рыночная цена трейлеров выпуска 1996–1999 годов в 2,5...3 раза ниже стоимости новых полуприцепов и сопоставима со стоимостью отечественных аналогов. Так, цена тентового трехосного полуприцепа без пробега по России выпуска этих лет находится в пределах 11,5...18 тыс. евро, полуприцепа-рефрижератора – 22...31 тыс. евро. Определенный интерес на внутреннем рынке вызывает импортная специальная прицепная автотехника, в том числе для транспортировки сверхтяжелых и крупногабаритных грузов. Пример такой техники – прицеп Quatrotrailer голландской фирмы Noteboom, который при необходимости транспортировки длинномерного груза может удлиняться в 4 раза за счет раскладывающейся центральной балки и выдвижной назад рамы. Ряд предприимчивых отечественных предприятий, производящих прицепную автотехнику в небольших количествах, налаживает изготовление полуприцепов, бортовых платформ с тентом, специальных кузовов с применением комплектующих от крупных мировых производителей, в том числе осей германских компаний BPV и SAF, опорных устройств JOST Group и HAACON, тормозного оборудования WABCO и других известных своей качественной продукцией зарубежных фирм. Цена такой техники, как правило, на 25...30% выше отечественной.

Все большее распространение, особенно при продаже импортной прицепной автотехники, получает финансовый лизинг. Число лизинговых компаний, работающих в секторе грузовых автотранспортных средств, к настоящему времени превысило сто. Стоимость заключенных договоров лизинга в этом секторе услуг по итогам 2004 года составила более 550 млн. USD. Наиболее широко используется, по оценке экспертов, классический лизинг, включающий первый взнос (как правило, 20% стоимости изделия) и последующие ежемесячные платежи. Последние в зависимости от срока – обычно от 1 года до 3 лет, могут составлять от 3...4 до 7...8% общей стоимости изделия.

Удорожание платежа при этом может равняться 7...10% в год. Помимо классического лизинга применяются различные схемы кредитования, в том числе экспресс-кредит, кредит с нулевым авансом, факторинг и другие программы, дающие выигрыш либо во времени, либо в сумме платежа. Сдерживает развитие отечественного лизингового рынка, по-видимому, недостаточно высокая для российских финансовых структур норма прибыли.

С ростом объема продаж и в целом с развитием рынка прицепов в стране постепенно создается сеть сервисных центров и специализированных ремонтных мастерских. Услуги мастерских, открывающихся в последнее время не только в столице, но и в регионах, включают восстановление и ремонт аварийных прицепов и полуприцепов, переделку тентов согласно требованиям TIR, замену шторных боковин, изготовление и ремонт ворот и бортов TIR, оснащение прицепов оборудованием крепления грузов и ряд других работ.



В. Салыгин Основные Средства 11'2005 7 марта 2006

Комментарии (0)