1
О приемах против «ломов» (ч.1)
АКП (автоматические коробки передач) с гидротрансформатором
Земные спасатели космонавтов (ч.3)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 1)
Критерии работы фильтров
 1
Сколько «ходят» шины?
Снижаем затраты на покрышки и продлеваем их ресурс
Экскаваторы на горных работах
Обзор экскаваторного парка горных предприятий
 1
Краны на специальных шасси автомобильного типа
Обзор продукции ивановского завода «Автокран»
 13
ГАЗ-560 – русский Steyr
Лицензионный дизель М1 компании Steyr для Газели
 7
Hardox. Разберемся спокойно
Аккумуляторные батареи – что нового?
Преимущества и недостатки AGM аккумуляторов
Как продлить ресурс гидромолота
Советы по эксплуатации сменного инструмента гидромолота
Зарубежные сельскохозяйственные тракторы специфических компоновок
Трактора автомобильной компоновки и типа Trac
 1
Под сильным давлением
Карьерные самосвалы БелАЗ

Производство строительной и дорожной техники в I полугодии 2005 года

А. Рикошинский

(Статья подготовлена по официальным материалам ФСГС и МЭРТ России. Названия предприятий, все натуральные и стоимостные показатели взяты из официальных данных, приведенных органами государственной статистики.)

В I полугодии 2005 г. продолжилась тенденция роста ВВП, и хотя темпы снизились, тем не менее за I полугодие ВВП увеличился на 5,6% против 7,7% в I полугодии 2004 г. В снижении темпов его роста нашло свое отражение существенное замедление физических объемов экспорта товаров (рост к соответствующему периоду предыдущего года составил 3,1% в январе–мае против 10,7% за соответствующий период 2004 г.). Это связано прежде всего с увеличением налоговой нагрузки на нефтяные компании, что ослабило их интерес к наращиванию добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов – экспорт нефти за полугодие по отношению к I полугодию 2004 г. вырос на 0,5%, при том что ежегодный рост в 2000–2004 годах составлял примерно 14%.

Рост импорта товаров по сравнению с соответствующим периодом 2004 г. составил 27,6%. В товарной структуре импорта в январе–мае доля машин и оборудования увеличилась по сравнению с уровнем января–мая 2004 г. с 39,5 до 41,2%, а их объем (по стоимости) – на 33,2%. Отмечается постепенное увеличение темпов роста внутреннего производства при сохранении достаточно высокой динамики импорта в текущем году. Доля внутреннего производства в структуре источников покрытия прироста внутреннего спроса увеличилась с 32% во II полугодии 2004 г. до 48% в I квартале и 49,5% во II квартале 2005 г., а доля импорта снизилась с 68 до 52 и 50,5% соответственно. Однако динамика промышленного производства значительно замедлилась (под воздействием затормозившегося экспорта нефти и сдержанности инвесторов).

Индекс промышленного производства составил в I полугодии 2005 г. к соответствующему периоду предыдущего года 104% (против 107,3% в I полугодии 2004 г.), в том числе в I квартале – 103,9% (107,4%). Во II квартале рост ускорился до 104,1% (в том числе в июне до 106,9%).

В январе–июне 2005 г. металлургическое производство и производство готовых металлических изделий превысило на 1,9% уровень соответствующего периода 2004 г. Был отмечен рост по большинству позиций, в том числе готовому прокату черных металлов, стальным трубам, первичному алюминию, рафинированной меди. В январе–июне индекс производства машин и оборудования составил 111,5% относительно аналогичного периода 2004 г. Производство тракторов выросло в I полугодии на 23,7%, что связано с развитием системы лизинга. Выпуск металлорежущих станков составил 94,5% относительно I полугодия 2004 г., вместе с тем в июне их производство относительно июня 2004 г. увеличилось на 11,7% под воздействием оживления спроса на отечественные станки. В январе–июне объем выпуска газовых турбин снизился на 39,2% по отношению к аналогичному периоду 2004 г. Производство указанной продукции отличается резкими перепадами объемов, что связано с особенностями производственного цикла.

Производство транспортных средств и оборудования увеличилось за январь–
июнь на 4,1% по отношению к аналогичному периоду 2004 г. за счет роста выпуска грузовых вагонов и особенно электровозов и тепловозов. Это связано с увеличением спроса со стороны транспортных компаний и ОАО «РЖД» (по данным ОАО «РЖД», инвестиции на закупку грузового подвижного состава увеличились на 28,6% по отношению к 2004 г.). Вместе с тем выпуск легковых автомобилей в I полугодии снизился на 6,5% к соответствующему периоду 2004 г. Основной причиной является переориентация существенной части спроса на продукцию иностранных производителей в условиях повышения цен на отечественные автомобили и гибкой ценовой и сбытовой политики дилеров иностранных компаний. В настоящий момент средняя цена автомобилей ВАЗ-2110, -2112 составляет 8,0...8,3 тыс. USD, а, например, Daewoo Nexia – 8,5...9,5 тыс. USD. Одной из основных причин сокращения производства на ОАО «УАЗ» является постановка на конвейер новых моделей автомобилей (UAZ Patriot).

Конфликт между ОАО «ЗМЗ» и ОАО «ГАЗ» по поводу поставки двигателей ЗМЗ повлиял на объемы производства на ОАО «ГАЗ» в условиях снижения спроса на автомобили «Волга». На ОАО «ИжАвто» прекращено производство автомобилей Иж, что обусловлено отсутствием спроса на указанные автомобили. Сочетание относительно невысоких цен на автомобили, производимые на совместных предприятиях, высоких потребительских качеств и развитой системы кредитования обусловливает повышенный спрос на указанные автомобили. Производство автомобилей на СП за январь–май 2005 г. выросло на 30,4% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Темп роста выпуска шин для легковых автомобилей в январе-июне составил 112%, для грузовых автомобилей – 99,6%. Снижение производства шин для грузовых автомобилей обусловлено уменьшением выпуска грузовых автомобилей на 7,1% и автобусов на 3,9%.

В среднем по отслеживаемым видам строительно-дорожной техники объем производства в I полугодии 2005 г. составил 97,8% от уровня I полугодия 2004 г.

Производство кранов на автомобильном ходу

Во II квартале сохранилась тенденция роста производства: за I квартал он составил 10,1%, а по итогам полугодия – 11,7%. Это было обеспечено ростом производства на трех основных (совокупная доля более 73%) предприятиях – производителях кранов на автомобильном ходу: ивановском «Автокране» (доля 42,8%, рост производства 121,0%), Галичском заводе (доля 20,7%, рост производства 117,4%), Клинцовском автокрановом заводе (доля 13,7%, рост производства 115,4%).

Структура производства кранов на автомобильном ходу по итогам I квартала 2005 г. выглядела следующим образом:

Производство кранов на гусеничном ходу

Основное производство кранов на гусеничном ходу было сосредоточено в Челябинской области. Объемы производств на Крановом заводе соответствовали уровню I полугодия прошлого года, а Челябинский механический завод произвел только 63,5% от прошлогоднего уровня. Общероссийское производство составило 65,6% от соответствующего периода 2004 г. (21 машина против 32, произведенных в I полугодии 2004 г.).

Производство экскаваторов

Более 87% объемов производства обеспечивают пять заводов. Как и в I квартале, падает производство в ОАО «САРЭКС» (67,6% к соответствующему периоду прошлого года), на 0,5% уменьшилось производство на Уралвагонзаводе им. Дзержинского, а три остальных крупнейших производителя увеличили объемы выпуска.

Производство бульдозеров

Все заводы, подавшие сведения о своем производстве, увеличили объемы выпуска бульдозеров по сравнению с I полугодием прошлого года, что и нашло отражение в совокупном росте производства.

Производство автогрейдеров

Объем производства автогрейдеров продолжает отставать от соответствующего периода прошлого года, но отставание сокращается. Если по итогам I квартала отставание составляло 19,4% , то по итогам полугодия – 15,1%.

Производство строительных погрузчиков

Отставание на 11,3% производства Уралвагонзавода им. Дзержинского от уровня соответствующего периода 2004 г. было компенсировано другими производителями, и общий объем выпуска строительных погрузчиков превысил уровень прошлого года на 4,5%.

Производство дробилок

О производстве дробилок за I полугодие 2005 г. отчитались девять предприятий. Количество произведенных в I полугодии дробилок меньше, чем в I полугодии 2004 г., на 22 ед. (16,2%).

Производство тракторов

Рост производства тракторов определяется производством на четырех крупнейших заводах-производителях ВГТЗ, ВМТЗ, ЕлАЗ и Уралтрак, успешная работа которых внесла основной вклад в общероссийский рост производства тракторов.




А. Рикошинский Основные Средства 09'2005 2 декабря 2005

Комментарии (0)