Рынок грузовых автомобилей и автобусов Пакистана

А. Малышев

По утверждению американских экспертов, в настоящее время Пакистан представляет собой весьма перспективный рынок с точки зрения сбыта автомобильной техники, особенно тяжелой (включая тягачи), а также запчастей и комплектующих. Согласно последним данным автомобильный парк Пакистана превышает 4,9 млн. машин. По состоянию на конец финансового года, продолжавшегося с 1 июля 2002 г. по 30 июня 2003 г., годовой объем продаж в этом секторе составил примерно 300 тыс. ед. техники.

Спрос на внутреннем рынке удовлетворяется как внутренним производством, так и импортом. В Пакистане примерно 400 компаний, которые занимаются торговлей автомобильными принадлежностями и запасными частями, 25 производственных и сборочных заводов, в том числе пять – по сборке автобусов и тяжелых грузовых автомобилей.

Производство тяжелой автотехники в Пакистане за 2002/2003 год увеличилось на 45%, чему в немалой степени способствовал целый комплекс специальных мер пакистанских властей, и центральных, и региональных. Одна из них – предоставление местными органами управления «недорогих» кредитов (по ставке 4%) на закупку автобусов для городских маршрутов. Вклад центрального правительства в развитие общественного транспорта заключается в установлении специальной льготы – импортерам готовых машин, предназначенных для этих целей, предоставляется 10%-ная скидка при уплате таможенных пошлин, а импорт комплектов для сборки автобусов полностью от них освобождается.

Ввоз на таких условиях осуществляется только через SMEDA (Small and Medium Enterprises Development Authority), без ведома этой структуры импортированная таким образом продукция не может быть перепродана или передана в другие руки. Важность такой схемы очевидна, поскольку базовая ставка пошлин на машинокомплекты для сборки автобусов и тяжелых грузовиков составляет 20%, а на готовые машины в первом случае – также 20%, а во втором – 60%.

Особым спросом в Пакистане пользуются автобусы, работающие на сжатом природном газе, чему способствовало установление официальных стандартов в отношении воздействия автотранспорта на воздушную и водную среду, а также уровня шума. В этой связи в стране расширяется сеть специальных газонаполнительных станций. В таких условиях Пакистан в данный момент занимает третье место в мире (после Аргентины и США) по численности автомобильного парка на сжатом природном газе. В середине 2003 года она превышала 265 тыс. ед.

В числе основных поставщиков автомобильной техники в Пакистан фигурируют Япония, Республика Корея, Италия и КНР. На существенное укрепление позиций в этой стране нацелены и американские поставщики, особенно перспективной для себя считающие продажу в этой стране автобусов и грузовиков.

К крупным экспортерам тяжелой автомобильной техники Пакистан не относится. Ежегодные экспортные поставки готовой продукции ограничиваются небольшим числом тягачей. Правда, в секторе комплектующих в последние годы отмечался довольно активный прирост экспорта. В 2003 финансовом году сумма экспорта составила приблизительно 30 млн. USD. Основные экспортные направления – Европа, Австралия, Япония, Шри Ланка и страны Персидского залива.

Согласно расчетам Ассоциации продуцентов автомобильной техники Пакистана, удельный вес на рынке этой страны собранных на месте японских автобусов и тяжелых грузовых автомобилей составляет 80% (Nissan, Hino, Mazda), легких грузовых автомобилей – 50% (Suzuki, Toyota). Доля не японских марок составляет по автобусам и тяжелым грузовым автомобилям – 20% (Dong Feng, Volvo, Zabardast), по легким грузовикам – 50% (Hyundai, Kia), по тягачам – 100% (Massey Ferguson, Fiat, Universal).