Цены на рынке грузовых автомобилей

В. Салыгин

В I полугодии 2005 года отечественный рынок грузовых автомобилей был неустойчивым – чередовались спады и подъемы, обусловленные значительным снижением темпа выпуска автотранспортных средств в стране. При этом провалы (январь, май) оказались более глубокими, а последующий рост производства грузовиков и объема их реализации – более медленным, чем в предыдущем году. С наступлением летнего периода положение в значительной мере стабилизировалось. Ежемесячные объемы продаж грузовых автомобилей отечественного производства были близки к уровню предыдущего года. В июне-июле они превышали 16 тыс. ед. Рост рыночных цен замедлился, а по ряду моделей российских производителей грузовиков цены остались неизменными, что способствовало увеличению объема продаж.

В сложившихся условиях большинство предприятий отечественного автопрома скорректировало выпуск своей продукции с учетом как внутреннего спроса, так и возможного экспорта. В результате отставание по итогам I полугодия текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2004 годом оказалось не столь значительным.

Негативное воздействие на рынок грузовых автомобилей, как, впрочем, и легковых, продолжает оказывать неопределенность сроков ввода экологических стандартов Еurо 2. По словам представителя Минпромэнерго, проект специального технического регламента «О требованиях к выбросам вредных (загрязняющих) веществ колесных транспортных средств, выпускаемых в обращение на территории Российской Федерации», после внесения всех поправок находится на согласовании в федеральных органах исполнительной власти. Вступление в силу указанного регламента можно ожидать лишь в будущем году. Фактически все российские автозаводы готовы перейти полностью на выпуск автомобилей, удовлетворяющих требованиям Еurо 2, однако в действительности на рынок продолжаются поставки автотехники с двигателями класса Еurо 0 и Еurо 1, в том числе грузовиков «Урал» и автобусов ЛиАЗ.

По мнению специалистов, проблема экологизации двигателей требует вовлечения в общий процесс предприятий других отраслей, в первую очередь нефтепереработки, ввиду низкого качества дизельного топлива российского производства. Повышенное содержание в дизельном топливе серы (в настоящее время 0,2...0,5%), твердых частиц, полициклических ароматических углеводородов создает для автопроизводителей дополнительные трудности, а по мнению некоторых экспертов, вообще ставит под сомнение реализацию отечественных программ перспективного дизелестроения.

Введение более жестких экологических норм оказывает существенное влияние на ценовую ситуацию на автомобильном рынке, поскольку ведет к заметному удорожанию и двигателей, и других систем автомобилей, а это незамедлительно сказывается на спросе.

Динамика рыночных цен на грузовые автомобили в период январь–июнь 2005 года в целом была умеренной. Рыночные цены росли монотонно (рис. 1, 2), но темп их роста существенно различался в зависимости от марки автомобиля (см. таблицу). В I полугодии быстрей росли цены на автотехнику АМО ЗИЛ и ОАО «КАМАЗ». Сложное финансовое положение на московском автозаводе (согласно отчету предприятия, чистые убытки в I квартале 2005 года увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2004 года на 98%, убытки от продаж – на 74,5%) вынуждает АМО ЗИЛ вновь поднимать отпускные цены, а вслед за ними растут и рыночные цены. Их рост за I полугодие составил в зависимости от модели 6...14%. Наибольший прирост цен (до 14%) отмечен по малотоннажному ЗИЛ-5301 «Бычок» и его модификациям.

Медленнее росли цены на среднетоннажные автомобили ЗИЛ и спецтехнику на их шасси (6...9%). Достаточно уверенный сбыт грузовиков Камского автозавода позволяет дилерам по-прежнему постепенно повышать цены. На успешно продаваемые модели, в том числе на бортовой КамАЗ-53215, новые большегрузы КамАЗ-65111, КамАЗ-65115, прирост цен за указанный период составил 4...6%. Заметное насыщение отечественного рынка малотоннажных автомобилей осложняет их сбыт. В этой связи дилеры, реализующие автомобили ГАЗ-3302 «ГАЗель» и ее различные модификации, воздерживались от значительного повышения цен. Их прирост за I полугодие находится в интервале 2...4%.

Автотехника АЗ «Урал» также подорожала незначительно – на 2...3%. Достаточно длительное время, фактически с апреля, постоянными остаются цены на большинство моделей Минского автомобильного завода. В целом за I полугодие рост рыночных цен на автотранспортные средства РУП «МАЗ» оказался наименьшим (0,5...1,5%), что способствовало повышению их конкурентной способности на российском рынке. Цены на автомобили Кременчугского автозавода, длительное время также остававшиеся неизменными, выросли на 3...6%.

В целом динамика рыночных цен свидетельствует о том, что подорожание новых отечественных грузовых автомобилей в I полугодии по темпу близка к уровню инфляции в стране. Следует ожидать не только замедления роста рыночных цен на грузовики в последующий период, но и некоторого их снижения, в частности на малотоннажные автомобили. Возобновление роста рыночных цен (до 1,5...2% ежемесячно) возможно в осенне-зимний период.

Цены на подержанные грузовые автомобили отечественного производства в начале года менялись незначительно. В летние месяцы они стали снижаться в зависимости от срока эксплуатации и марки автомобиля. При этом если относительно новые грузовики (со сроком эксплуатации 2...3 года) подешевели на 5...7%, то автотранспортные средства в «возрасте» 4...6 лет – лишь на 3...4%. Наиболее оживленным оставался рынок подержанных малотоннажных грузовых автомобилей, включая бортовые ГАЗ-3302, фургоны ГАЗ-2705, ГАЗ-2752, а также ЗИЛ-5301 и его модификации.

В условиях ограниченного спроса на грузовые автомобили предприятия отечественного автопрома (вслед за иностранными автомобильными компаниями, в том числе успешно работающими на российском рынке Volvo, Scania) стали более активно использовать различные формы оплаты, включая финансовый лизинг. К настоящему времени большинство российских автосборочных предприятий предоставляют покупателю лизинговые услуги. В частности, ОАО «КАМАЗ», вошедшее в число лидеров рынка лизинговых услуг, за последние два года передало в лизинг более 3800 ед. автотехники. В 2004 году была передана 2061 ед., т. е. число лизинговых продаж выросло более чем в 2,5 раза. Наметилась тенденция снижения кредитных ставок. Так, ОАО «ИжАвто» при реализации как легковых, так и грузовых автомобилей Иж-2717 уменьшило ставки по кредиту до 13,5% годовых (снижение на 2...3,5% в зависимости от модели).

Наиболее успешно работающим отечественным дилерам удается передать в лизинг до 25% реализуемой автотехники. По оценке специалистов, у лизинга в России большие перспективы. По опыту зарубежных стран видно, что на долю лизинговых услуг приходится до 85% продаж автотехники.

В числе причин, затрудняющих наращивание выпуска и объема продаж автотранспортных средств, наряду с ограниченным спросом и нехваткой оборотных средств руководители предприятий автомобилестроения называют возросший конкурирующий импорт. Ввоз грузовых автомобилей иностранного производства за последние годы значительно увеличился. Так, по оценке экспертов, в сегменте большегрузов импорт, включая подержанные автомобили, сравнялся с годовым выпуском отечественных грузовиков и насчитывает более 20 тыс. ед. Повышению спроса на импортную грузовую автотехнику способствует стремление крупных компаний, и отечественных, и иностранных, работающих в России, пополнить свой собственный автопарк. Делается это с целью перенести основную нагрузку по транспортировке сырья, материалов и готовой продукции с наемных автотранспортных средств на свои собственные. Основная причина – рост нормативных требований по перевозкам, в том числе срочности, надежности, сохранности грузов, и неспособность российских автотранспортных предприятий полностью удовлетворить эти требования либо в силу устаревания парка техники либо невысокого уровня организации перевозок. Обнадеживает тот факт, что при формировании собственного автопарка компании приобретают одновременно с импортной и отечественную автотехнику, в частности прицепную и в том числе производства ОАО «НЕФАЗ», ОАО «Бецема», АОЗТ «Новтрак».