Берегите манжеты!
Неисправности гидросистем дорожно-строительных машин
Гидравлический молот может работать под водой
КДМ российского производства
Отечественные комбинированные дорожные машины и сменное рабочее оборудование для них
Восемь элементов
Советы по эксплуатации спецтехники
Тенденции развития мирового лесозаготовительного машиностроения
Фрезы самоходные, большие и малые
Обзор российского рынка самоходных фрез
 1
Гидроборта (ч. 1)
Обзор представленных на российском рынке гидролифтов
 1
Монстры ждут
Монтажные гусеничные краны
Эксплуатация тяжелой техники при низких температурах
Опыт эксплуатации техники Caterpillar в жесточайших условиях Крайнего Севера
Эксплуатируем импортный кран
Вопросы эксплуатации кранов на спецшасси
Двигатель «Коджу»
История разработки двигателя для грузовика Я-5 под руководством Н.Р. Брилинга
Диметиловый эфир (ч.2)
Надежды конструкторов, водителей и экологов

Производство строительной и дорожной техники в I квартале 2005 года

А. Рикошинский

Статья подготовлена по официальным материалам ФСГС и МЭРТ России. Названия предприятий и все натуральные и стоимостные показатели взяты из официальных данных, приведенных органами государственной статистики.

В I квартале 2005 г. в российской промышленности отмечалось увеличение темпов роста выпуска продукции и платежеспособного спроса, хотя темпы были меньшими, чем в I квартале 2004 г. Индекс промышленного производства в I квартале 2005 г. увеличился к уровню соответствующего периода прошлого года на 3,9% (в I квартале 2004 г. к уровню I квартала 2003 г. – на 7,4%). На замедлении темпов роста промышленного производства отразились как снижение внешнего спроса (темпы роста физических объемов экспорта снизились при сохранении высокой ценовой динамики), так и сокращение инвестиционного спроса, которое не было компенсировано увеличением внутреннего спроса на отечественную продукцию.

Прирост внутреннего спроса, несмотря на продолжающееся снижение ценовой конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, во все большей степени покрывался импортом. При положительных темпах роста динамики добычи полезных ископаемых, а также производства и распределения электроэнергии, газа и воды (в условиях затянувшейся зимы) обрабатывающие производства в I квартале характеризовались снижающейся динамикой (в частности, сократился выпуск основных продуктов нефтепереработки, минеральных удобрений, грузовых вагонов, а также за счет существенного спада в январе – легковых автомобилей).

Наибольший вклад в прирост всего промышленного производства за январь–март 2005 г. по сравнению с тем же периодом 2004 г. внесли «обрабатывающие производства». При темпе роста 105,3% их вклад составил около 81% (в I квартале 2004 г. при темпе роста 109,6% вклад – 81%). Из производств этой сферы деятельности около 19% общего роста обеспечило «производство машин и оборудования» (темп роста 113,8%) и около 14% – «производство транспортных средств и оборудования» (темп роста 107,2%).

По итогам I квартала 2005 г. среднемесячный прирост индекса промышленного производства России к соответствующему периоду прошлого года (3,7%) сопоставим с ростом промышленного производства США – 3,8%. Мировым лидером по росту промышленного производства за указанный период является Китай: 14,3% роста в январе-феврале 2005 г. к январю-февралю 2004 г. (среднемесячно). За тот же период промышленное производство Еврозоны и Японии росло в среднем за месяц на 1,4 и на 1,3% соответственно.

В I квартале 2005 г. производство машин и оборудования составило 113,8% относительно аналогичного периода 2004 г. За этот период производство тракторов выросло на 13,3%, зерноуборочных комбайнов – на 23,9% относительно аналогичного периода предыдущего года, что связано с развитием системы лизинга. При этом за январь-февраль 2005 г. импорт тракторов из Республики Беларусь увеличился на 10,3% по отношению к соответствующему периоду 2004 г. Кроме того, стоимостный объем импорта тракторов из стран дальнего зарубежья за I квартал 2005 г. вырос на 41,7% (на 18 млн. USD). За март 2005 г. темпы роста выпуска тракторов составили 84,5% относительно марта 2004 г. (зерноуборочных комбайнов – 126,9%) и 77,4% относительно февраля 2005 г. (комбайнов – 111,3%), что обусловлено цикличностью закупок сельскохозяйственной техники, остановкой производства на некоторых заводах (Липецком и Алтайском тракторных), а также усилением конкуренции со стороны импортной продукции.

Производство транспортных средств и оборудования составило в I квартале 2005 г. 107,2% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. Объемы выпуска в марте увеличились по отношению к марту 2004 г. и февралю 2005 г. на 16,3 и 23,8% соответственно. Отмечается рост производства железнодорожного подвижного состава, в частности грузовых вагонов и электровозов, выпуск которых за I квартал 2005 г. увеличился на 12,9% и в 2,2 раза соответственно по отношению к I кварталу 2004 г. Это связано с ростом спроса со стороны транспортных компаний и ОАО «РЖД» (по данным ОАО «РЖД», инвестиции компании на закупку грузового подвижного состава в 2005 г. выросли на 28,6% по отношению к 2004 г.). В марте 2005 г. темп роста производства грузовых вагонов составил 102,4% и 104,6% по отношению к марту 2004 г. и февралю 2005 г. соответственно.

Производство легковых автомобилей в январе–марте 2005 г. снизилось на 5,5%. Падение производства составило: в ОАО «ГАЗ» – 38,7%, в ОАО «АвтоВАЗ» – 4,7%, в ОАО «Ижмаш» – 35,2%. Рост цен на продукцию (средняя цена в марте 2005 г. выросла на 8,8% по отношению к декабрю 2004 г.) привел к тому, что некоторые отечественные автомобили вступили в прямую конкуренцию с иномарками, вследствие чего наблюдается переориентация потребителей на продукцию иностранных производителей. Конфликт между ЗМЗ и ОАО «ГАЗ» по поводу поставки двигателей ЗМЗ повлиял на объемы производства в ОАО «ГАЗ». В марте 2005 г. темп роста производства легковых автомобилей относительно марта 2004 г. составил 98,6%.

Производство автомобилей на совместных предприятиях (СП) за I квартал 2005 г. превысило объем выпуска за аналогичный период 2004 г. на 24,4%. Выпуск на СП в марте 2005 г. составил 13,2 тыс. легковых автомобилей, что на 24,5% больше выпуска в феврале 2005 г. и на 37,5% больше, чем в марте 2004 г. Основной причиной увеличения объемов выпуска является рост платежеспособного спроса на продукцию этого сегмента рынка, а также переориентация потребителей с продукции отечественных производителей на продукцию СП и иностранных компаний.

По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), с учетом данных по Республике Беларусь, экспорт легковых автомобилей за январь-февраль 2005 г. составил 16,6 тыс. ед. на сумму 76,2 млн. USD. Импорт за данный период составил 82,1 тыс. ед. на сумму 823,0 млн. USD. За аналогичный период предыдущего года экспорт составил 23,4 тыс. ед. на сумму 117,3 млн. USD, импорт – 40,5 тыс. ед. на сумму 459,2 млн. USD.

В I квартале 2005 г. производство грузовых автомобилей снизилось на 15,1% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Снижение производства в ОАО «ГАЗ» – на 16,6%, в ОАО «КАМАЗ» – на 5,4%, в ОАО «УАЗ» – на 24,9%, что связано с модернизацией старых и постановкой на конвейер новых моделей, а также конфликтом между ЗМЗ и ОАО «ГАЗ» по поводу поставки двигателей ЗМЗ. За март 2005 г. темп роста производства составил соответственно 93,4 и 111,3% относительно марта 2004 г. и февраля 2005 г. По данным ФТС, с учетом данных по Республике Беларусь, экспорт грузовых автомобилей за январь-февраль 2005 г. составил 4,7 тыс. ед. на сумму 44,4 млн. USD. Импорт за данный период составил 4,8 тыс. ед. на сумму 120,6 млн. USD. За аналогичный период предыдущего года экспорт составил 4,6 тыс. ед. на сумму 44,8 млн. USD, импорт – 9,0 тыс. ед. на сумму 65,0 млн. USD.

Производство автобусов за январь–март 2005 г. снизилось на 9,1%. Причиной падения производства является снижение спроса на устаревшие модели (ОАО «УАЗ»).

За I квартал отмечен рост кранов на автомобильном ходу более чем на 10% по отношению к I кварталу 2004 г. Как обычно, три предприятия обеспечивают почти 75% всего отечественного производства кранов на автомобильном ходу, причем некоторые предприятия (АО «Автокран», ОАО «ГАКЗ» и Клинцовский автокрановый завод) превысили уровень производства соответствующего периода прошлого года.

О производстве кранов на гусеничном ходу за I квартал 2005 г. отчитались два челябинских предприятия: Мехзавод и Крановый завод. Было произведено 10 машин против 15 машин, произведенных в I квартале 2004 г.

Около 84% объемов производства экскаваторов обеспечивают четыре завода. Уровень соответствующего периода прошлого года был превышен на трех из них, только АО «САРЭКС» уменьшило выпуск машин.

Снижение объемов производства бульдозеров на 3,6% основным производителем – ЧТЗ «Уралтрак» было скомпенсировано ростом производства на двух других заводах, что дало прибавку 7,4% в совокупном квартальном производстве бульдозеров.

Рост производства автогрейдеров на 32% в ОАО «Брянский арсенал» не смогло компенсировать падения производства на остальных заводах, что и привело к падению на 19,4% отечественного производства автогрейдеров.

Хотя крупнейший отечественный производитель строительных погрузчиков Уралвагонзавод им. Дзержинского немного отстал от уровня I квартала 2004 г., но все же общероссийское производство превысило уровень прошлого года на 19%.

В I квартале 2005 г. произошло более чем 25%-ное снижение производства дробилок отечественными предприятиями, хотя следует отметить, что общее число производимых дробилок невелико и изменение на несколько единиц имеет значительный относительный вес.

В I квартале произошло некоторое снижение (на 22,2%) производства бетоносмесителей относительно соответствующего периода прошлого года. Это снижение практически эквивалентно снижению производства у основного предприятия-производителя – ОАО «Строймаш», доля которого составила более 95% всего российского производства бетоносмесителей.

Объем общероссийского производства тракторов и динамика его изменения в основном определяются четырьмя заводами-производителями, доля которых в I квартале составила 86%: ООО «ВГТЗ» – 28,3% совокупного производства, ПО «ЕлАЗ» – 22,3%, ОАО «ВМТЗ» – 21,6% и «ЧТЗ-Уралтрак»- 13,6%.




А. Рикошинский Основные Средства 06'2005 8 сентября 2005

Комментарии (0)