Диметиловый эфир (ч.3)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
Тягово-сцепные характеристики гусеничных бульдозеров
Нетривиальные вопросы
Лизинг – это удобно
Обзор рынка лизинга грузового транспорта и спецтехники
Всем ли по зубам лизинговый пирог? (ч.1)
Расчет удельной стоимости эксплуатации строительных машин
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 4)
Фильтры гидравлической жидкости
Спецтехника зимой
Советы по эксплуатации
Как продлить ресурс дорожно-строительных машин и их компонентов (ч. 2)
Чистота рабочей жидкости экскаватора – залог его «здоровья»
 1
Думпер – это не самосвал!
Что же такое строительный думпер?
Буровое оборудование для открытых горных работ
Обзор буровых станков
Сравнительные испытания магистральных седельных тягачей
MAN TG 460 A, Mercedes Actros 1846 LS, Scania R 124 LA 470 и Volvo FH 12-460
Сменный инструмент гидромолота
Типы конструкций и факторы влияющие на долговечность инструмента

Сначала был комбайн

К. Ушанов, фото автора

В далеком 1958-м вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о переводе Кременчугского комбайнового завода на производство тяжелых грузовиков, разработанных ярославскими автостроителями. В те годы страна остро нуждалась в тяжелых грузовых автомобилях: геологи разведывали все новые месторождения железной руды, угля, нефти, газа, других полезных ископаемых, возводились заводы, фабрики, гидростанции, а с ними и города. Необходимо было строить дороги, нефтегазопроводы.

КрАЗ-5133 BE (4х4)

Еще молодым человеком мне довелось в качестве водителя самосвала КрАЗ участвовать в строительстве второй очереди КАМАЗа. Автомобиль мне достался серьезный, самосвальный, с деревянной кабиной – нынешнее поколение о таких машинах не знает. Он базировался на шасси КрАЗ-257. На нем перевозили песок, гравий, бетонные столбы, колодцы и многое из того, что требовалось для строительства.

После развала СССР Кременчугский автозавод, как и многие другие предприятия, переживал трудные времена. Не хватало денег, заказы сократились в сотни раз, почти прекратилось производство автомобилей. В 1996-м была создана холдинговая компания «АвтоКрАЗ», которая сегодня владеет контрольными пакетами акций нескольких производств: Полтавского автоагрегатного завода, Херсонского завода карданных валов, Токмакского кузнечно-штамповочного завода, Симферопольского завода авторулей и внешнеторговой фирмы «КрАЗ».

КрАЗ-64431 (6х4)

В 1999 году с приходом в холдинговую компанию нового инвестора – совместного украинско-германского предприятия «Мега-Моторс» на украинском автозаводе начался новый период развития. Не сразу, но стал увеличиваться выпуск автомобилей. Была организована дилерская сеть, в странах СНГ создавались центры технического обслуживания. Была пересмотрена маркетинговая политика. В частности, внедрена система продаж автомобилей КрАЗ в кредит и по лизингу.

Отдел испытаний журналов «Основные средства» и «Грузовик пресс» неоднократно проводил тесты кременчугских грузовиков (см. «ОС», № 5, 2003 г.; «ОС», № 1, 3, 2004 г.; «ГП», № 8, 2004 г.). Машины производили хорошее впечатление. От своих предыдущих «собратьев» они унаследовали надежность конструкции рам, хорошую управляемость, простоту в обслуживании, большую полезную весовую нагрузку. При этом автомобили КрАЗ остаются достаточно экономичными.

КрАЗ-7140Н6 (8х6)

Тест-группе особенно понравился КрАЗ-5133ВЕ (4х4). По техническим показателям это военный вездеход, но он легче более тяжелых «собратьев» и управляется как легковой автомобиль. Худшим вариантом оказался седельный тягач КрАЗ-64431. У него неплохая конструкция и хорошие эксплуатационные данные, однако огромное количество брака, допущенного при сборке, сводило на нет все достоинства машины. Этот автомобиль стал «яблоком раздора» тест-группы и российского дилера ХК «АвтоКрАЗ», а ведь предыдущие машины на испытаниях особых нареканий не вызывали. КрАЗ-64431 стал отправной точкой для конструктивного и доверительного диалога сотрудников редакций журналов с руководством предприятия, а точнее, с ее техническим директором Александром Гриценко.

К мнению редакции прислушались, и на следующей модели шасси КрАЗ-7140Н6 (8х6) появилось много новинок, которые в практике кременчугских автостроителей применялись впервые и не без нашей помощи. Это шасси придет на смену моделям КрАЗ-63221 и КрАЗ-6322-056. На него устанавливают технику для освоения и ремонта нефтяных и газовых скважин, передвижные насосные установки для аварийно-ремонтных служб, ремонтно-эвакуационные установки, а также цементировочные агрегаты.

КрАЗ-65055 (6х4)

На примере развития нефегазового комплекса можно проследить и эволюцию кременчугского шасси, применяемого под монтаж спецоборудования. В 1972–1977 гг. для установки нефтегазового оборудования применяли в основном шасси КрАЗ-214Б, КрАЗ-255 и КрАЗ-257. Сегодня Кунгурский машиностроительный завод, АО «НПО им. М. Фрунзе» (г. Сумы), ОАО «Первомайскхиммаш», НПО «Стройнефтемаш» (г. Ростов-на-Дону) и другие предприятия устанавливают свои агрегаты на уже упоминавшиеся шасси КрАЗ-63221, КрАЗ-6322-056 и шасси 65053. С появлением шасси КрАЗ-7140Н6 заводы, производящие нефтяное, газовое и ремонтно-эвакуаторное оборудование, будут устанавливать на него современные, более универсальные агрегаты.

На сегодняшний день разработаны, прошли испытания и сертифицированы шасси КрАЗ-7133Н4, а также самосвал КрАЗ-7133С4. Эти автомобили с колесной формулой 8х4 получили одобрение типа транспортного средства. Использовать их будут в строительстве.

КрАЗ 7133С4 (8х4)

В Управлении главного конструктора (УГК) ХК «АвтоКрАЗ» разработаны семикубовые автобетоносмесители КрАЗ-6124Р4, КрАЗ-6224Р4 и КрАЗ-6133Р4 на базе шасси КрАЗ-65101, КрАЗ-6510 и КрАЗ-65055. Они изготовлены и на специальном шасси, и на самосвальном. Применение самосвального шасси позволяет сделать автомобиль универсальным и использовать его как спецтехнику, а при установке самосвального кузова – и как самосвал.

Холдинговая компания «АвтоКрАЗ» преодолела кризисную ситуацию, она успешно развивается и расширяет модельный ряд своей продукции. Основными экспортерами автомобилей КрАЗ сегодня являются страны СНГ, доля России составляет около 60%. В нашей стране наблюдается строительный бум, и потребительскому рынку требуется техника на шасси КрАЗ. Чем она надежней и разнообразней, тем более будет востребована.

А ведь все начиналось с комбайнов...

К. Ушанов, фото автора Основные Средства 01'2005 10 марта 2005

Комментарии (0)