Проблемы пуска дизельных двигателей
 4
Ямочный ремонт дороги
Традиционные и новые методы
Антифриз (ч.2)
Техническое обслуживание систем охлаждения тяжелой техники
Лизинг. Малоизвестное элементарное
Cущность, особенности, преимущества и недостатки этого вида финансирования
 1
Золотая ручка
Обзор экскаваторов-планировщиков
Практика применения оборудования для бестраншейных технологий
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 5)
Оценка характера износа ходового механизма и типичные повреждения
 1
Коробки передач компании EATON
Критерии выбора лесных машин
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 2)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
Интервал по топливу считают (ч. 2)
Советы по профилактическому техобслуживанию спецтехники
Диметиловый эфир (ч.4)
Надежды конструкторов, водителей и экологов

Служение городу

Л. Малютин

Московское объединение «Дормаш» известно как комплексный поставщик коммунальной, дорожно-строительной и специальной техники. Однако поставками, сервисом и ремонтом деятельность предприятия не ограничивается – своими силами, а также в сотрудничестве с проектными организациями объединение разрабатывает и выпускает на собственных производственных мощностях коммунальные машины, отвечающие возросшим требованиям городских служб.

4-кубовый Bucher на шасси ЗИЛ-432720

Всем хорошо известна продукция объединения «Дормаш» – аварийно-ремонтные машины, укомплектованные слесарным и сварочным оборудованием, с которых и началась история предприятия. Аварийки, быстро найдя устойчивый спрос у городских служб, послужили базой для разработки и освоения новых видов продукции. Недостатка в идеях не было – их подсказывал рынок. В 2000 г. в серийное производство поступил эвакуатор на шасси «Бычка» с затягиванием автомобиля лебедкой по аппарели. По специальному заказу платформы монтируют на шасси грузовичков Mercedes-Benz. Сегодня в разработке уже следующая модель, с гидроманипулятором итальянского производства. Эвакуируемый автомобиль с помощью специального автомобильного захвата поднимают и устанавливают на горизонтальную платформу. Такой эвакуатор значительно эффективней, на нем можно вывозить автомобили с заблокированными колесами. Не забыли в объединении и об аварийно-ремонтных машинах, расширив их комплектацию компактным энергетическим прицепом, куда вошли компрессор, генератор и сварочный агрегат.

Роторный снегопогрузчик СнП-18

Параллельно шла подготовка к производству снегопогрузчиков. Проектную документацию на них разработал ВНИИстройдормаш, но в процессе подготовки к серийному производству инженеры объединения существенно доработали конструкцию. Новые снегопогрузчики – действительно современные машины, предлагающие оператору комфортные условия работы. Работа оператора облегчилась многократно благодаря главной отличительной особенности – гидрообъемному приводу шасси, скребкового механизма и транспортера, которые свели до минимума усилия на органах управления, а также гидроусилителю рулевого управления. В кабине с большой площадью остекления установлено комфортабельное кресло и действительно хороший отопитель. Гидромеханическая трансмиссия обеспечивает значительно более плавный ход без разрыва потока мощности, возникающего при переключении передач на машине с механической трансмиссией, а привод на все четыре колеса обеспечивает необходимое тяговое усилие на обледенелой дороге.

Сегодня в серийном производстве три модели снегопогрузчиков: лаповые СнП-16 и СнП-17, роторный СнП-18. СнП-16, как и предшествующие модели, загружает снег по прямому транспортеру в самосвал, движущийся задним ходом. Это устаревшее решение пока находит спрос, хотя работать с высокими самосвалами, например, на шасси МАЗ или импортных шасси снегопогрузчик не может.

6-кубовый Bucher на шасси МАЗ

У СнП-17 уже длинный изогнутый транспортер, и он может загружать самосвал, идущий за ним передом. По такой схеме хорошо работают самосвалы с невысокими бортами на шасси ЗИЛ, КамАЗ. Для более высоких машин существует риск помять кабину, поэтому водители предпочитают прежнюю схему загрузки, пятясь за погрузчиком.

На погрузчике СнП-18 установлен такой же транспортер, как на СнП-17, двухместная кабина и роторный механизм загрузки снега. У СнП-18 помимо высокой производительности есть еще преимущество – она крошит глыбы снега и льда, что гораздо удобней при последующей выгрузке из самосвала в снеготаялку: глыбы не застревают в решетке.

Оленев Андрей Евгеньевич, начальник производства ЗАО «ДМУ-3»

«Мы принимали непосредственное участие в разработке снегопогрузчиков и получили самый первый СнП-16 с заводским номером 1. Сейчас у нас СнП-17, и он нас больше устраивает для погрузки высоких самосвалов через кузов. Сервисная служба хорошо организована, и, кроме того, у «Дормаша» есть небольшой склад запчастей, что очень удобно. Хотя я бы не сказал, что машины часто ломаются.
По нашей рекомендации «Дормаш» разработал КМСД1, и сейчас у нас две такие машины работают на Третьем транспортном кольце. С летнего варианта на зимний переоборудовать их можно очень быстро. Одновременно КМСД1 может мести, грести и посыпать. Также мы обслуживаем у них другие коммунальные машины. Для обслуживания снегопогрузчика выезжает сервисная бригада, а машины на автомобильных шасси мы пригоняем сами».

На сегодняшний день выпущено более 150 ед. снегопогрузчиков CнП-16, CнП-17 и СнП-18, их поставили не только московским коммунальным службам, но и в другие регионы страны.

После 2002 г. конструкторы объединения «Дормаш» совместно со специалистами ОАО «АМО ЗИЛ» приступили к разработке комбинированной уборочной машины КМСД1 для зимнего и летнего содержания дорог. В качестве шасси выбрали ЗИЛ-432720/ 432722, так как его характеристики наилучшим образом соответствуют работе в стесненных условиях мегаполиса. Полноприводное короткобазное шасси повышенной проходимости с колесами большого диаметра и высоким дорожным просветом удобно не только для «запрыгивания» на бордюр, но и для размещения в колесной базе щетки. На нем монтируется емкость для реагента, щеточное и плужное оборудование. Двухотвальный плуг с изменяемой геометрией – собственная разработка «Дормаша». Летом вместо плуга навешивают мойку высокого давления. Мощность для привода разбрасывателя реагента и водяной помпы отбирается от носка коленвала, и, таким образом, напор воды и вращение разбрасывателя не зависят от скорости шасси. На таком же шасси в 2003 г. выпустили десяток машин для внекорневой подкормки зеленых насаждений. Успешное внедрение машин на базе полноприводного «Бычка» было обеспечено возможностями собственного экспериментального производства и тесным контактом с КБ АМО ЗИЛ.

Бозунов Сергей Васильевич, главный механик ГУП «ДМУ-1»

«Первый опыт эксплуатации снегопогрузчиков мы получили зимой 2002/2003 года. Арендовали две единицы СнП-16 и одну СнП-17 с длинной стрелой. А в следующем году три СнП-17 уже получили на баланс. Сознательно взяли именно эту модель, а от СнП-16 отказались. Работали машины безотказно, без серьезных проблем. Гидромотор на одной из них заменили по гарантии. Обслуживание быстро и оперативно проводила сервисная служба «Дормаша». Наших машинистов они обучили.

Вместо механического привода на СнП-17 гидравлика, поэтому машина стала работать мягче и даже менее шумно. Конструкция гораздо надежней, очень удобная для машинистов. Это даже не один, а два шага вперед. Кабина светлая, просторная, теплая, и наши машинисты работают чуть ли не в рубашке. Хорошо работает с капотными самосвалами, а для работы с высокими, например с МАЗом, хотелось бы, чтобы транспортер был выше, иначе можно помять кабину. Хотелось бы также, чтобы снег в кузове распределялся равномерно, а не только спереди. Производительность ограничивается только самосвалами. Цена оправдывает себя уже тем, что для машиниста созданы человеческие условия.

Всего у нас 300 единиц техники. Обслуживаем магистральные дороги: Ленинградское, Волоколамское шоссе, Ленинградский проспект, Садовое кольцо и участок Третьего транспортного кольца».

В сборочном цехе Плавского завода

В 2004 г. объединение приступило к производству вакуумных подметально-уборочных машин. Четырехкубовые немецкие пылесосы Bucher Dorfant монтируются на полноприводном шасси ЗИЛ-432720. Такая машина может убирать и небольшие улицы, и магистрали. Для сбора мусора из труднодоступных мест она оборудована ручным рукавом с наконечником. В 2004 г. планируется выпустить 28 таких машин. Для скоростной уборки центральных магистралей города предлагается 6-кубовый пылесос Bucher на шасси МАЗ.

Чтобы сделать вакуумные подметально-уборочные машины более доступными для городских служб, в 2003 г. конструкторы объединения разработали собственную модель ВПМД-01 на шасси МАЗ. На платформе машины установлены бункер для смета из нержавеющей стали с вакуумной установкой, бак для воды и насос высокого давления, в базе под рамой – цилиндрическая щетка, с двух сторон платформы – лотковые щетки и шахты для всасывания смета, под передним бампером – форсунки для увлажнения подметаемой поверхности. Кроме того, имеется катушка со шлангом и пистолетом для ручной мойки и ручной рукав для сбора мусора из труднодоступных мест.

Эвакуатор

В настоящее время инженеры объединения работают над несколькими проектами, в том числе над расширением возможностей машины КМСД1. На нее планируется устанавливать гидроманипулятор для мойки вертикальных ограждений. Другой интересный и актуальный проект – машина для разметки дорог.

Нельзя сказать, что все дается легко. При разработке и производстве новых машин возникает множество технических и организационных проблем, однако специалисты объединения их успешно решают, предлагая потребителю качественную и одновременно доступную технику. Сегодня объединение «Дормаш» предлагает городским службам комплексные решения: от проектирования и разработки документации до производства готовой продукции, поставки ее потребителю, оказания услуг по обслуживанию и ремонту.

Л. Малютин Основные Средства 10'2004 22 декабря 2004

Комментарии (0)