Оживление на канадском рынке строительного оборудования

А. Малышев

По данным Министерства торговли США, в 2001 г. продажи тяжелого строительного оборудования (здесь и далее – погрузчики, экскаваторы, автогрейдеры, бульдозеры, башенные краны, бетононасосы и смесители, а также части и принадлежности к перечисленным машинам) в Канаде составляли $2,16 млрд., что на 8,6% меньше, чем в 2000 г. По их же оценке, в 2002 г. продажи вновь сократились (в неизменных ценах на 1,6%). Однако в последующие три года в связи с возобновлением подъема в строительном секторе ожидается рост продаж. В 2003 г. прирост в неизменных ценах должен составить примерно 1,3%, в 2004 г. – 3% и в 2005 г. – также 3%.

В Канаде спрос на тяжелое строительное оборудование более чем на 75% покрывается за счет импорта. В 2001 г. он составил $1,67 млрд., в 2002 г. сократился до $1,65 млрд., что было обусловлено уменьшением инвестиций канадских подрядчиков и избыточными запасами оборудования у поставщиков. В 2003–2005 гг. поставки из-за границы будут расти, согласно имеющимся оценкам, и в неизменных ценах прирост составит соответственно 1,3 и 3%.

Почти 64% тяжелого строительного оборудования, ввезенного в Канаду в 2001 г., поступило из США. Второе и третье места в канадском импорте занимали Япония и ФРГ. Канада импортирует из США главным образом фронтальные ковшовые погрузчики, экскаваторы и подъемно-транспортное оборудование. Поставки из Японии быстро росли в 1996–1998 гг., затем существенно сократились, и их доля в канадском импорте с 1999 г. не превышает 13...14%. Ввоз оборудования из ФРГ увеличивался до 2000 г., но потом снизился и теперь составляет около 6% всего импорта тяжелой строительной техники в Канаду.

Крупными поставщиками рассматриваемого оборудования на канадский рынок являются также Швеция и Италия (четвертое и пятое место в канадском импорте). В 2001 г. их удельный вес в импортных закупках Канады увеличился соответственно на 3,1 и 2,9%.

Производство тяжелого строительного оборудования в Канаде в 2001 г. сократилось до $1,25 млрд. с $1,33 млрд. в 2000 г. В 2002 г. оно возросло в неизменных ценах на 1,4% (до $1,27 млрд.), а в 2003–2005 гг. согласно прогнозам будет увеличиваться не более чем на 1% в год.

Канадские производители обеспечивают около 23% внутреннего спроса. Число принадлежащих канадскому и иностранному капиталу предприятий, разбросанных по всей стране, незначительно. В основном это мелкие и средние фирмы, но есть и крупные, которые обычно являются филиалами компаний из других стран.

К крупным производителям тяжелого строительного оборудования в Канаде можно отнести Champion Motor Graders, Thomas Equipment, Volvo, Mustang Equipment, Bomag Canada, Komatsu Canada и Hitachi. Большинство компаний, представляющих данную отрасль, находится в провинциях Онтарио, Британская Колумбия, Альберта и Квебек. Они конкурируют между собой по ценам, качеству, техническому обслуживанию и условиям финансирования, причем последний фактор является главным для завоевания прочных позиций на рынке.

По традиции канадские производители тяжелого строительного оборудования продают его через посредников (дилеров), с которыми в последние годы все активнее соперничают лизинговые компании и фирмы, торгующие оборудованием через Интернет. В этих условиях многим дилерам пришлось включить аренду в свой бизнес и расширить продажи через Интернет.

Канадские дилеры, как и многие другие, либо имеют эксклюзивные права на продажу продукции какой-нибудь одной фирмы либо продают оборудование нескольких компаний. Некоторые крупные производители, такие как John Deere и Caterpillar, располагают в Канаде собственной, довольно разветвленной дилерской сетью.

По оценке Министерства торговли США, чтобы закрепиться на рынке тяжелого строительного оборудования Канады сегодня, иностранным поставщикам необходимо иметь в этой стране мощную дилерскую сеть с предложением покупателю полного спектра необходимых услуг, включая поставку запчастей, техническое обслуживание, финансирование и даже аренду.

А. Малышев Основные Средства 01'2004 30 ноября 2004

Комментарии (0)