Клиновский автокрановый

А. Виноградов, фото автора

Наши постоянные читатели уже не раз встречали на страницах журнала рассказы об автомобильных кранах Галичского и Клинцовского заводов. И вне зависимости от того, в какой рубрике они печатались, это была информация «из первых рук», т.е. непосредственно от тех людей, которые занимаются проектированием и производством кранов. За это наше искреннее спасибо компании «Кудесник», управляющей обоими заводами и прикладывающей много сил для обеспечения их информационной поддержки. Теперь мы делимся с вами собственными впечатлениями, вывезенными из поездки, организованной «Кудесником», на Клинцовский автокрановый завод (КАЗ).

Завод, расположенный в райцентре Клинцы Брянской обл., собственно «автокрановым» стал сравнительно недавно. При «социализме» он был одним из крупнейших промышленных предприятий Министерства сельского хозяйства. И соответственно славился отнюдь не кранами, хотя выпускал их не один год, а весами. Разумеется, не теми, что мы видим на прилавке, а более крупными. Впрочем, названными товарными позициями производственная программа предприятия, занимающего две многогектарные территории, не исчерпывалась: у большого деревенского хозяйства нужды обширные.

Распад Союза означал для завода не только потерю «верхов» и лишение руководящей руки, но и утрату главного заказчика. В одночасье была забыта «Продовольственная программа», исчезла могучая река государственных дотаций в сельское хозяйство. Обесценивание денег лишало сельхозпредприятия (как старые, так и новые) оборотных средств, заставляло их экономить на всем и отказываться от обновления основных фондов. Рынок, на который был ориентирован завод, практически исчез.

Редуктор поворота платформы с доработанным размыкателем тормоза

Надо признать, что хотя описание ситуации выглядит довольно жутко, но для последнего десятилетия ХХ века она с минимальными вариациями может быть приложена к любому, за исключением двух-трех, российскому заводу. Соответственно и за выживание в Клинцах боролись теми же средствами, что и все прочие: наладили выпуск товаров народного потребления, и почти создали совместное предприятие с привлечением иностранного капитала. СП так и не родилось, погибнув в штормовых волнах дефолта. Зато началось сотрудничество с московской компанией «Кудесник». Его плоды встречали нас перед зданием заводоуправления.

На довольно обширной площади, расчищенной от снега, расположилась вся автокрановая продукция завода. Надо заметить, что накануне, презрев календарную весну, на запад России обрушилась настоящая метель, настолько сильная, что, сидя в идущем в Клинцы автобусе, мы даже забеспокоились: погода может не позволить отснять обещанные краны, среди которых ожидалась новинка. Утро развеяло опасения.

Панель приборов ничто не загораживает

Здесь, на площадке, отчетливо видно то, что трудно уловить, работая с проспектами и техническими характеристиками. В производстве находятся два опорных контура – с выдвижными и поворотными опорами, и две крановые установки – 15-тонная с двухсекционной и 16-тонная с трехсекционной стрелой. Их сочетания, с некоторыми ограничениями инвариантности, привязаны к двум неполноприводным шасси (МАЗ 4х2 и КамАЗ 6х4) и двум шасси высокой проходимости («Урал» и КамАЗ, оба 6х6). Так формируется модельный ряд, который назовем «текущим», поскольку здесь же стоит представитель нового поколения клинцовских кранов – 20-тонник на минском двухосном шасси. Впрочем, подробный рассказ об этой машине мы уже публиковали.

Самая первая в ряду машина – 15-тонный кран на двухосном минском шасси, стоит живым напоминанием о начале оживания завода. Он трудноотличим от ивановского 15-тонника, что и не удивительно. Ведь до приватизации Галичский крановый завод, передавший в Клинцы техническую документацию на эту машину, входил в производственное объединение «Ивановские автокраны»... Единственное отличие – результат адаптации стороннего «первенца» к возможностям предприятия – состоит в поворотных выносных опорах. Ветеран по-прежнему пользуется спросом.

Новое поколение кранов получило новую кабину

Собственные разработки клинчан узнаются сразу, даже издалека. Дело в том, что только на этом предприятии используется специальная технология, по которой изготавливается «безуголковая» стрела. Короба стрел ивановских и галичских машин имеют в качестве ребер стандартный прокат, соединенный в одно целое сравнительно тонким стальным листом. Здесь на ребре идет сварной шов, соединяющий сравнительно толстые листы.

Любой человек, прослушавший курс «сопротивление материалов», скажет, что сварной шов – концентратор напряжений, и такое решение не лучшее с точки зрения прочности. Или веса. Однако «Кудесник» не только управляет заводами, но и обеспечивает их научной поддержкой, помогая заводчанам в испытаниях, и даже проводя тензометрирование, позволяющее определить реальные напряжения в металле. Да и технологически изготовление стрелы обеспечено весьма солидно: геометрия и точность раскроя гарантируются специальными приспособлениями, а основные швы выполняют роботы. Что же касается людей, без которых пока не может обойтись ни один участок производства, то они должны не только доказать свое право здесь работать, но и регулярно его подтверждать на переаттестациях. Результат: без потери надежности проигрыш «безуголковой» стрелы по массе оказался достаточно мал, чтобы обеспечить увеличение грузоподъемности крана на 1 т при одновременном увеличении числа выдвижных секций.

Распределитель – Bosch Rexroth

Дальше, наверное, самое время сказать несколько слов о самом производстве. Пожалуй, самое сильное впечатление, это насколько здесь светло. И не по субъективной оценке, а вполне объективно. Ибо КАЗ оказался ПЕРВЫМ заводом, в цехе которого сотрудникам редакции УДАЛОСЬ ВЫПОЛНИТЬ ФОТОСЪЕМКУ, пусть даже и на цифровую камеру (класса «продвинутая мыльница») С РУК (без штатива) и БЕЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СВЕТА (вспышки или софитов). Что же до остального, то здесь много нюансов, но больше для специалистов. Например, то, что все технологические цепочки видны достаточно четко: сборки, подсборки, комплектующие... И еще четкие, нигде не загроможденные проходы. Даже там, где в качестве цехового транспорта используются кран-балки.

Испытания механизма поворота крана

Но самое примечательное – конференция с дилерами. Собственно, вся поездка на Клинцовский завод и была конференцией. По старому правилу торговцев моторизованным товаром: «Если клиент упрямится, показывай фотографии завода». А чтобы показывать убедительно, надо знать, о чем говоришь. И вся программа была построена так, чтобы собравшиеся могли извлечь для себя и бизнеса максимальную пользу. Даже во время осмотра производства была возможность неформально пообщаться со специалистами и руководителями завода.

Официальный разговор получился интересным. Заводчане сообщили, что по данным проведенного ими исследования, строители считают минимально приемлемой наработкой на отказ 120 ч, соответственно, предприятие добивается, чтобы машина работала безотказно не менее 200 ч. А это значит, что каждый агрегат должен проработать без неисправностей хотя бы 400 ч.

Эти требования стали обязательными и для собственных узлов, и для поставщиков. Там, где отечественные изготовители не могут обеспечить надлежащего качества, идет переход на импортные комплектующие, а кое-что начинают делать сами. Например, ижевский редуктор по качеству устраивает, но дорог. Свой, при том же качестве, получается дешевле. На 20-тонной машине широко используется гидрооборудование Bosch Rexroth. И так далее, и так далее, по множеству позиций.

Гидроцилиндры перед сборкой тщательно промываются

Со стороны дилеров прозвучала ностальгия по снятым с производства 12-тонникам: мол, фирмы, специализирующиеся на малоэтажном строительстве, очень ими интересуются. Ответ на это был прост: 12-тонный кран в производстве стоит столько же, сколько 15-тонный. И при одинаковой цене последний оказывается привлекательнее. Впрочем, сошлись на том, что информация заслуживает внимания и нужно специальное маркетинговое исследование.

Всплыла и еще одна проблема, для этой области торговли совсем новая: угоны. С некоторых пор этот тип техники у преступников стал очень популярным, и многие из присутствующих успели понести от них серьезные убытки. Правда, с этой напастью краностроителям бороться тяжко: такая доработка шасси, поставляемого автозаводами, выходит за рамки дозволенного законом... Но проблема есть и решать ее надо.

Обсуждались и другие, ставшие уже традиционными вопросы: лизинг, организация сервисных центров... Но главное, что общение шло в доброжелательной обстановке, а главным его лейтмотивом было «давайте сделаем вместе». И если по итогам последних лет завод демонстрирует интенсивный рост производства, а вместе с галичским предприятия упорно «дышат в затылок» лидеру кранового рынка ивановскому «Автокрану», то при таком контакте с дилерами управляемые «Кудесником» заводы смогут уже в ближайшее время вырваться вперед.