Земные спасатели космонавтов (ч.1)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
С новым краном!
40-тонные краны на автомобильных шасси
Аккумуляторные батареи – что нового?
Преимущества и недостатки AGM аккумуляторов
 1
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.3)
Коробки передач грузовых автомобилей
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 7)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма
Лизинг автотранспортных средств и спецтехники (ч.1)
Если предмет лизинга на балансе лизингодателя
Курьер для опасного груза
Бензовозы
Проблемы пуска дизельных двигателей
 4
Ходовая часть гусеничных машин
Рекомендации по техническому обслуживанию
Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 1)
Критерии работы фильтров
Запас карман не тянет
Гидроаккумуляторы энергии гидромолотов

Транспортный комплекс юго-востока Финляндии

Большинство автопоездов-контейнеровозов, выезжающих с территории порта Котка, направляются в сторону финско-российской границы, до которой отсюда всего 50 км. До Санкт-Петербурга от границы менее 190, до Москвы чуть меньше 900 км.

Самый молодой и самый мощный терминал Mussalo порта Котка стал центром гигантской транспортно-складской системы переработки транзитных грузов из Европы в Россию и обратно. В 2001 г. порт переработал более 8,1 млн. т грузов, почти 80% которых составил так называемый российский транзит. Из России идут минеральные удобрения, лес, лом черных и цветных металлов. В Россию идет промышленное оборудование, автомобили и многое другое. Благодаря исключительному географическому положению на юго-востоке Финляндии, в Котка сошлись морские пути с глубоководными фарватерами, трансъевропейская магистраль Е18, Сайменский канал с прямым выходом в Выборге в Финский залив и железная дорога с колеей российского стандарта. Общий объем годового грузооборота этого района достигает 15 млн. т. Едва ли не половина перевозок выполняется автомобильным транспортом.

Контейнерный терминал Mussalo вступил в строй в апреле 2001 г. Это крупнейшее в Европе сооружение такого типа – только его действующая часть занимает 300 га, и еще около двухсот готовятся к освоению. Пропускная способность терминала достигает полмиллиона стандартных 6-метровых контейнеров в год. Ежедневно в режиме круглосуточной работы в три смены через терминал проходит 500 автомобилей-контейнеровозов. Иными словами, каждые 5 мин территорию порта покидает контейнеровоз и каждые 5 мин ему на смену под погрузку или разгрузку встает очередной автопоезд.

Добиться такой четкости выполнения погрузо-разгрузочных работ удалось благодаря автоматизации управления работой всего терминала. Его «мозгом» является административный комплекс, где находится администрация, таможенные службы и представительства более двадцати транспортно-экспедиционных компаний. Все управляющие и контролирующие службы связаны единой компьютерной сетью. При оформлении товарно-транспортных документов в объединенной диспетчерской службе водитель получает электронную карту единого образца независимо от того, с какой фирмой-стивидором он работает. В карточке закодирована вся информация о характере и расположении груза, маршрут следования до грузовой площадки, соответственно автоматически откроются только ведущие именно на нее шлагбаумы. Эта же карточка служит ключом для внутрипортового транспортера (а их здесь около полутора десятков), который сам находит и доставляет нужный контейнер к месту погрузки.

Со смотровой площадки, расположенной на крыше четырехэтажного административного корпуса, открывается пространство площадью в несколько десятков футбольных полей. На нем располагаются контейнеры, и не видно ни одного человека – всякое пешеходное движение на терминале запрещено. Завершение погрузки автоматически фиксируется компьютером транспортера, который передает сигнал в центральный офис, где по этой команде готовятся необходимые транспортные документы. Когда водитель, оставив загруженную машину на закрытой охраняемой стоянке, подходит к стойке в диспетчерской, его уже ждут все сопроводительные бумаги, прошедшие необходимые таможенные формальности. С момента въезда автопоезда на территорию порта и до пересечения им выездного КПП проходит ровно 2 ч.

Все въезды и выезды фиксируются компьютером и видеомагнитофоном. Водитель общается только с одним человеком – служащим центра оформления документации, владеющим несколькими языками, в том числе и русским. При этом полностью исключается языковая неразбериха и обеспечивается конфиденциальность операции: характер груза не упоминается и не описывается ни в каких документах, кроме таможенных, которые водитель получает на руки после погрузки.

Описанная система касается только контейнерных грузов, не требующих переработки и переформирования партий и прибывающих в порт на специальных судах-контейнеровозах. Еще один терминал, предназначенный для обработки бортовых полуприцепов и фургонов, называется «старым» или «городским».

Котка – единственный порт Финляндии с фарватером глубиной до 15 м, что позволяет принимать суда типа «Ро-Ро» из Германии, с которой связан тремя регулярными линиями: с Килем, Ростоком и Бременом. Для таких кораблей здесь оборудованы четыре причала, и еще два готовятся к вводу в строй. Для кратковременного хранения транзитных полуприцепов с неделимым грузом имеется охраняемая таможенная зона, на территории которой находятся как открытые площадки, так и закрытые склады. Переработкой и формированием сборных партий занимается отдельная служба, находящаяся здесь же на территории таможенной зоны терминала.

Большие объемы сборных грузов, с которыми трудно справляться портовому персоналу, могут направляться либо на терминал Schenker в г. Куовола, либо на терминал Lappeenranta Free Zone – Mustola в двадцати с небольшим километрах от финско-российской границы. Перерабатываемые здесь грузы проходят упрощенное таможенное оформление и освобождаются от таможенных сборов и пошлин на финской стороне. Терминал Schenker – одно из самых современных сооружений в Европе. В двух складах общей площадью более 42,5 тыс. м2 размещаются и пакетируются на европоддонах товары, формируются сборные партии транзитных грузов, следующих автопоездами в обоих направлениях, оформляются товарно-сопроводительные документы.

Закрытый склад имеет обогреваемые порталы для погрузки-разгрузки одиночных грузовиков и автопоездов. Сдвоенные порталы построены так, что водитель автопоезда, состоящего из тягача и прицепа, может одновременно наблюдать за всеми погрузо-разгрузочными работами в обоих кузовах. Терминал имеет несколько площадок для хранения оборотных контейнеров, собственные железнодорожные подъездные пути с рампами для погрузки и разгрузки полуприцепов и прицепов на платформы. «Дальнобойщики» могут воспользоваться охраняемыми стоянками для тягачей.

Комплекс Lappeenranta Free Zone – Mustola – смешанного типа, рассчитан на обработку и контейнеров, и транзитных автопоездов, и на формирование сборных партий грузов. Из 250 га освоенных площадей (плюс примерно столько же в резерве) 35 тыс. м2 занимают крытые и утепленные складские корпуса. Уникальность комплекса определяется тем, что он находится непосредственно на берегу Сайменского канала, имеет собственное портовое хозяйство и соединен отдельной железнодорожной веткой с приграничной станцией Лужайка.

Приграничный транспортно-складской комплекс по масштабам операций, количеству занятых в них людей и по обслуживаемой территории не имеет равных в мире. Одни только площадки для обработки контейнеров и автопоездов занимают более миллиона квадратных метров. Однако и они уже в самые ближайшие годы будут расширяться, чтобы значительно увеличить пропускную способность.

Основные Средства 02'2003 2 февраля 2005

Комментарии (0)