Метод прокола
Виброудурная бестраншейная технология
Восстановление шин
Обзор способов продлить ресурс шины
Когда тянуть, а когда и толкать (ч.2)
Конструкции тягово-сцепных устройств
Планируем заключить лизинговую сделку
Методика анализа инвестиционного лизингового проекта
Там, где пехота не пройдет
Краны на шасси высокой проходимости
Земные спасатели космонавтов (ч.1)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
Земные спасатели космонавтов (ч.3)
Поисково-эвакуационная установка ПЭУ-1
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 7)
Техническое обслуживание и ремонт ходового механизма
 1
Чтобы колеса не оторвались
Полезные советы
 6
Гидроборта (ч. 2)
Обзор представленных на российском рынке гидролифтов
Стремление к универсальности
Сменные рабочие органы мини-погрузчиков
Новые возможности
Разработка крепких горных пород гидравлическими экскаваторами

Автомобильный «каменный цветок» Урала

К. Ушанов, фото автора

Расположение Уральского автозавода, родившегося в пламени Второй мировой войны, вместе с его специализацией по выпуску трехосных полноприводных армейских грузовиков в условиях рынка создали для него определенные преимущества перед другими отечественными автостроителями. Ведь для того, чтобы доставить свою продукцию в Сибирь, основной ресурсодобывающий регион, им приходится преодолеть гораздо большее расстояние, чем миассцам. Также восточнее Уральских гор весьма ценятся вездеходные качества и прочность, унаследованные современной продукцией от армейских предков.

На конвейере

Переход страны к рыночным отношениям, для «УралАЗа», как и для всех автомобильных производств России, оказался болезненным. В 2001 г. в результате реструктуризации его производственный комплекс был преобразован в ОАО «АЗ «Урал». Вновь созданное предприятие вошло в состав холдинга «РусПромАвто». В 2002 г. АЗ «Урал» изготовил 9 120 автомобилей. Конечно, по сравнению с выпуском времен «развитого социализма» это не много. Но сегодня практически все машины собирают по заказам.

Сборка автомобилей ведется на конвейере, как впрочем, и на КАМАЗе или ГАЗе. Разница только в том, что на КАМАЗе, к примеру, две нитки, а здесь – одна. Остальное все построено по одним принципам: основная ветка, ветка сборки кабин. Рядом с основной веткой – подсборки комплектующих. Правда, кабины и в Набережных Челнах, и в Нижнем Новгороде подают на сборку отдельные подвесные конвейеры, а на «Урале» это делается вручную, на тележках. Далее, как и везде: пневмогайковерты, специальные приспособления для установки электропроводки, пневмо- и гидрокоммуникаций и т.д.

Помнится, немалые споры вызывало существование ОТК. На АЗ «Урал» такая структура есть, как впрочем, и на МАЗе, и КАМАЗе, и ГАЗе. Контролеры ОТК отслеживают качество нескольких сборочных операций и фиксируют его в специальном «Журнале качества». Со сборочного конвейера все автомобили отправляются в специальный цех, где на стенде с беговыми барабанами проводится всесторонний контроль агрегатов. Затем машину опробуют на ходу, и только после этого она попадает на площадку готовой продукции. Все. Далее о них будет заботиться другое подразделение завода.

Система контроля качества, старательно работающие люди, – все это производит на конвейере АЗ «Урал» хорошее впечатление. Но сам конвейер... Старый он. Напомним, реконструкция завода проводилась при переходе на выпуск армейских трехосок, в 60-е годы. Не будем гадать, какую политику в этой области будут проводить новые владельцы предприятия, только необходимость обновления оборудования и перехода на современные высокоэффективные технологии видна невооруженным глазом. А то ведь можно дождаться, что художники начнут приезжать – писать современную версию картины «На старом уральском заводе»...

Кабины на сборку везут на тележках вручную

Инвестиции в обновление производственного оборудования – вопрос будущего, правда, пока не затронутый «РусПромАвто». Но некоторые плоды реструктуризация приносит уже сегодня. АЗ «Урал» интенсивно работает над совершенствованием модельного ряда и повышением качества выпускаемых автомобилей, разрабатывает семейство «Уралов» будущего, которые будут отвечать современным требованиям потребителей по всей России и за рубежом.

С организацией на автозаводе торгового дома «АвтоУрал», как рассказал его генеральный директор Валерий Селин, появилась возможность отслеживать конъюнктуру рынка колесных вездеходов, соответствующих классу автомобилей «Урал». Отдел маркетинга торгового дома провел исследования рынка, направленные на более эффективную продажу заводской продукции. Расширяется дилерская сеть. В основном, за счет дилеров на территории Урала и Сибири. Связь с покупателями не прерывается и после приобретения уральских машин. «УралАвтоСервис» создало свою торговую сеть по продаже запасных частей и около 15 авторизованных станций технического обслуживания. Собираемая ими информация позволяет дорабатывать конструкцию автомобилей. Естественно, создание торгового дома позволило более рентабельно распоряжаться доходами от проданной продукции.

После сборки и проверки на беговых барабанах – осмотр на канаве

Основная масса продукции завода – это автомобили двойного назначения. Как рассказал главный конструктор Вячеслав Глухарев, она адаптирована и под требования Минобороны РФ, и под установку «гражданского» оборудования. Сегодня производственная программа АЗ «Урал» представлена семейством полноприводных автомобилей с колесной формулой 4х4, 6х6 и 8х8, грузоподъемностью от 4,5 до 15 т. Машины выпускаются в нескольких вариантах по величине базы и длине рамы под монтаж спецоборудования, креплению запасного колеса, коробок отбора мощности и т.д.

Не секрет, что «конек» «Уралов» – высокая проходимость. Их способность двигаться по бездорожью, как индивидуально, так и в составе автопоезда, обеспечивается рядом конструктивных особенностей. Односкатные колеса со снабженными развитыми грунтозацепами шинами, в которых давление воздуха регулируется централизованно, обеспечивают способность передвигаться по вязким и топким местам. Балансирная подвеска сдвоенных мостов (на трехосных машинах – только задних, а на четырехосных – и задних, и передних) обеспечивает надежный контакт колес с грунтом при наиболее равномерном давлении на него едва ли не на любых неровностях. Длительную работу машины в тяжелых дорожных условиях обеспечивает рама из специальной стали. На получение высокой проходимости ориентированы передаточное число главной передачи и, наконец, большой дорожный просвет (400 мм).

Эти колеса ждут стендовых испытаний

В результате «Уралы» могут преодолевать снежную целину глубиной до 1 м, рвы шириной 0,6 – 1,2 м, вертикальные стенки высотой до 0,55 м и косогор до 20°. Герметизация агрегатов позволяет машине проходить броды глубиной до 1,7 м. Эти автомобили способны работать на высоте до 4 500 м над уровнем моря, а также при температуре от –50 до +50°С. Для запуска двигателя на морозе все «Уралы» в стандартной комплектации имеют предпусковой подогреватель ПЖД-30Г.

Заводские конструкторы интенсивно работают над будущим предприятия, совершенствуя уже выпускающиеся и создавая новые модели. Их деятельность обеспечивает экспериментальное производство. Есть и собственная испытательная площадка, где новые образцы проходят всестороннюю проверку в дорожных условиях. Находясь на экспериментальном производстве, можно убедиться в том, что работа по доводке уже существующих моделей, а самое главное, будущих идет своим чередом.

Испытания рамы на вибростенде
Об этом говорят и новые выколотки передних панелей кабины на слесарном участке, и испытания на вибростолах в лаборатории надежности, и опытные машины в экспериментальном гараже, и многое другое. В общем, в обозримом будущем завод, видимо, порадует покупателей какой-нибудь новой своей разработкой.

Вносит свой вклад в разработки новых машин и доработку уже выпускающихся и спортивная команда. Уже несколько лет она на автомобилях «Урал»-4320 с колесными формулами 4х4 и 6х6, а также «Урал»-532301 (8х8), участвует в Чемпионате Европы по трак-триалу и выигрывает его. Кстати, соперники команды Уральского автозавода из Германии выступают на таких же автомобилях, как и заводчане. Эти машины остались на территории Германии после ухода оттуда Западной группы войск Советского Союза. Это говорит о том, что «уральский колесный малахит» высоко ценится у основательных немцев, как автомобиль надежный и неприхотливый, с очень высокой проходимостью. И это не мудрено, ведь соответствие системы управления качеством требованиям ИСО 9001-94 подтверждено сертификатами TUV-CERT (Германия), Госстандартом России и «Военным регистром».

Тест некоторых моделей автомобилей «Урал» в следующих номерах нашего журнала.

К. Ушанов, фото автора Основные Средства 02'2003 2 февраля 2005

Комментарии (0)