ВТО: качество АТС – фактор конкурентоспособности отечественного автомобилестроения

К. Ушанов, фото автора

Цель 40-й Международной конференции с актуальным названием «Проблемы качества и сертификации автотранспортных средств», проводимой Ассоциацией автомобильных инженеров (ААИ) – подтянуться по качеству выпускаемых АТС до всемирных стандартов. Одним из главных стал вопрос о вступлении России в ВТО, поскольку одним из условий этого шага является совершенствование продукции и повышение ее качества в связи с возрастающей конкуренцией на потребительском рынке и постоянно ужесточающимися требованиями стандартов. А сертификация – основной двигатель повышения качества отечественных АТС.

Тема повышения конкурентоспособности отечественных автомобилей на мировом рынке четко прослеживалась в сделанных сообщениях. Например, доклад зав. лабораторией ФГУП НИИЭ Т. Короневской и зав. отделом ФГУП НИЦИАМТ С. Вылегжанина об «Основных тенденциях развития автомобильных световых приборов», затронул «больной вопрос», так как 80% световых элементов, продающихся на нашем рынке, не соответствует стандартам или вообще «левого» изготовления. Каждый водитель знает, что многие его коллеги не только игнорируют элементарные требования ПДД о переключении дальнего на ближний свет, но и пользуются некачественными лампами фар или их не регулируют. Выход один: ужесточить контроль продаж, пресекать сбыт некачественной продукции, если это, возможно, и строго контролировать сертификацию световых элементов АТС.

В докладе прозвучала и еще одна интересная информация: в самой ВТО нет единого мнения о стандартах по регулировке светового пучка фар. По американским стандартам рассеиватели фар должны быть такими, чтобы световое пятно охватывало не только дорожное полотно, но и обеспечивало освещение указателей дорожных развязок, которые в Америке находятся на приличной высоте. Европейский же стандарт, наоборот, требует охвата световым пятном фар большей части дорожного полотна.

Это только один доклад, а в целом участники конференции выслушали их больше сотни по качеству и сертификации в различных отраслях, связанных с производством и эксплуатацией АТС.

Активно участвуют в конференциях ААИ представители Республики Беларусь. Минчане сделали два доклада. Первый – «Особенности сертификации транспортных средств в Республике Беларусь», а второй, на наш взгляд, более интересный об «Опыте и преимуществах совместной сертификации систем качества на предприятиях автомобильной промышленности Беларуси». Чем нас привлекло это выступление? Да тем, что пока политики пытаются создать союз России и Белоруссии, инженеры этот политический вопрос уже решили: идет активная совместная работа и по новым проектам, и по совершенствованию качества уже выпускаемых автомобилей. Напомним, что из всех автозаводов СНГ именно МАЗ и его автобусное производство проводят испытания по пассивной безопасности (так называемые «краш-тесты») своей продукции либо на базе испытательных комплексов ФГУП НИЦИАМТ, либо в «домашних» условиях с привлечением специалистов того же НИЦИАМТ.

Зам. начальника отдела регистрации и технического надзора ГУ ГИБДД МВД РФ С. Зубрисьским вновь был поднят один из застарелых вопросов – «Автомобиль с правым рулем – ситуация и проблемы». Действительно, эксплуатация таких машин не предусмотрена ни одним из ГОСТов по организации движения в России. На всей территории нашей страны четко определена система левого расположения руля. «Праворульные» автомобили не соответствуют техническим требованиям эксплуатации ни по световому оборудованию, ни по конструкции рулевого управления, ни, наконец, по безопасности водителей и пассажиров. Прозвучали цифры аварийности автомобилей с правым рулем. Особенно велика она на Дальнем Востоке, где из-за дешевизны японских автомобилей уже стало неприличным иметь машину с левым рулем. Однако правила и стандарты распространяются на всю территорию нашего государства. Так, что вопрос об эксплуатации транспортных средств с правым расположением руля – камень преткновения для органов ГИБДД.

В ходе конференции участникам была предложена к обсуждению «Концепция развития автомобильного транспорта России».

Не обошла конференция стороной и нашего брата-журналиста. Зам. начальника «САТР-Фонда» А. Веселов сделал доклад о «Некоторых соображениях по оценке результатов испытаний, проведенных редакцией журнала «Авторевю» по методике EuroNCAP». Напомним, что публикации об общеевропейских «краш-тестах» легковых автомобилей как отечественного, так и зарубежного производства имели большой резонанс среди автомобильной инженерной общественности.

По итогам 40-й международной научно-технической конференции ААИ общее собрание одобрило представленные доклады и сообщения. Участники конференции отметили, что качество автомобилей становится особо актуальным в связи с подготовкой России к вступлению в ВТО. И хотя практически каждый из заводов (особенно ЗИЛ и «Москвич»!!!) подготовил к выпуску варианты, соответствующие современным требованиям, продукция массового производства по-прежнему так и не смогла достичь требуемого уровня безопасности и экологичности. В связи с этим участники с удовлетворением отметили принятое Правительством РФ Распоряжение о запрете с 1 декабря 2002 г. производства и эксплуатации транспортных средств с экологическими характеристиками ниже требований Euro-1.

Участники конференции выразили готовность активно участвовать в реализации «Концепции развития автомобильной промышленности России», рассчитанной на период до 2010 г., одобренной и принятой Правительством РФ. Также они приняли к рассмотрению обсуждаемую в настоящее время «Концепцию развития автомобильного транспорта России».

Совершенствование систем автомобилей на основе широкого применения компьютерных технологий, превращение их в «интеллектуальные транспортные системы» (ITS) определено участниками конференции как мировая тенденция. Развитию ITS соответствует такое же бурное развитие международного технического законодательства, которое необходимо учитывать российским конструкторам при создании новых типов транспортных средств.

Участники конференции приняли к сведению информацию Госстандарта о дальнейшем развитии системы сертификации механических транспортных средств и прицепов с учетом проекта Федерального Закона «Об основах технического регулирования в Российской Федерации», устанавливающего принципиально новые подходы к стандартизации и оценке продукции.

В развитие качества автомобильных компонентов, отвечающих мировым требованиям, существенный вклад вносит НАПАК (Национальная ассоциация производителей автомобильных компонентов), которая совместно с ААИ развивает добровольную сертификацию систем менеджмента качества производителей компонентов – поставщиков автомобильной промышленности.

Следующую, 41-ю конференцию ААИ намечено провести в феврале 2003 г. на новгородском заводе «ГАРО», которая будет посвящена «Компонентам для современного автомобиля».