Земная составляющая лунной программы
ЗИЛ-135Ш – транспортер-тяжеловоз для транспортировки крупногабаритных блоков ракетоносителей
Пневмогусеничные вездеходы НАМИ (ч. 2)
НАМИ-С-3, НАМИ-С-4, НАМИ-0106, НАМИ-СЗМУ
Пневмоколесные краны
Обзор кранов на пневмоколесных экскаваторных шасси
Стандарты токсичности в Евросоюзе
Дизельные двигатели внедорожных машин
Многофункциональные дорожно-строительные машины (ч. 2)
Рациональное применение
 4
Жизнь после жизни
Восстановление и утилизация автомобильных шин
Тягово-сцепные характеристики гусеничных бульдозеров
Нетривиальные вопросы
 2
Прицепы и полуприцепы
Найди сходство и различия
Тенденции развития мирового лесозаготовительного машиностроения
Зарубежные гусеничные гиганты для лесозаготовок
Обзор машины харвестерного типа
Как избежать проблем при эксплуатации гидромолота
Рекомендации по работе с гидромолотом
 5
«Газгены» – твердотопливные автомобили

Активизация разработок

В. Мамедов

Последние годы стали не самыми удачными для АМО ЗИЛ. В 2001 г. предприятием было выпущено 16,7 тыс. машин, 60% из которых приходится на семейство «Бычков». Тем не менее, на московском автосалоне заводчане продемонстрировали серьезную интенсификацию опытно-конструкторских работ.

ЗИЛ-325000. Автобус – маршрутное такси

Конструкторы завода как совершенствуют серийную продукцию, расширяя модельный ряд, так и создают задел на перспективу. Только за 2001 г. на ЗИЛе было изготовлено 20 образцов новой автомобильной техники, в том числе перспективный автомобиль грузоподъемностью 4,5 т, полноприводные внедорожники, спецфургоны по заказу ФСБ России, магистральный седельный тягач с дизелем ЯМЗ. В течение 2002 г. из ворот экспериментального цеха вышли бескапотный грузовик, 40-местный междугородный автобус, опытные образцы автомобилей «скорой помощи», разработанные по инициативе московского Правительства и Министерства здравоохранения РФ, седельный тягач, дополнивший семейство «Бычков», и полноприводные автомобили специального назначения. Разрабатываются новые унифицированные рядные 4- и 6-цилиндровые дизели мощностью соответственно 160 и 240 л.с. Что касается автомобильных агрегатов, то здесь появилось немало интересного.

Подготовлено производство в 2003 г. грузовиков и автобусов, отвечающих экологическим требованиям Euro-2. Совместно со специалистами ЯМЗ и ММЗ проведены сертификационные испытания опытных образцов автомобилей с дизелями этих заводов и подтверждено их соответствие новым стандартам по дымности и выбросу токсичных веществ при одновременном снижении шумности работы. К концу 2002 г. была завершена доводка центрального впрыска бензина на моторах ЗИЛ-508.10.

Учитывая отечественные дорожно-климатические условия и многочисленные пожелания потребителей, на ЗИЛе разработаны и готовятся к производству ведущие мосты грузовых автомобилей с колесной формулой 4х2, 4х4, 6х4 и 6х6, оснащенные блокируемыми дифференциалами, причем, как межколесными, так и межосевыми. Испытания автомобилей ЗИЛ-5301, ЗИЛ-4333, ЗИЛ-4331 позволили дать рекомендации по эксплуатации машин с такими мостами. Ведутся дополнительные испытания блокируемых дифференциалов на седельных тягачах модельного ряда ЗИЛ-5301, способных буксировать полуприцеп грузоподъемностью около 7,0 т.

ЗИЛ-5301А3. Фургон

Одним из самых интересных экспонатов зиловской экспозиции на последнем Мотор-Шоу 2002 стал санитарный автомобиль, созданный на основе короткобазного фургона «Бычок». Он разработан в соответствии с пожеланиями медицинских работников и по их требованию оснащен пневматической подвеской заднего моста. Она позволила поднимать и опускать заднюю часть кузова в пределах 200 мм. Это облегчило работу медперсонала с больными, лежащими на носилках. Возможность регулирования давления в пневмобаллонах по левому и правому борту позволила справиться с нежелательными кренами кузова, связанными с неравномерной по бортам загрузкой машины медицинским оборудованием, доходящей иногда до 200 кг.

В комплект пневмоподвески вошли регуляторы высоты кузова и специальный воздушный кран. Регуляторы определяют положение моста относительно рамы при движении машины и в зависимости от нагрузки сохраняют высоту пола по отношению к асфальту постоянной. При этом плавность хода остается практически постоянной. По требованиям Минздрава погрузочная высота санитарного автомобиля не должна превышать 550 мм. Пневмоподвеска позволяет опустить заднюю часть кузова еще на 30 – 40 мм ниже. Добавим, что раздельное регулирование левой и правой сторон пневмоподвески позволяет ей на поворотах выполнять роль стабилизатора поперечной устойчивости. Крану требуется не больше минуты для того, чтобы накачать или спустить подушку пневмобаллона.

Автомобиль, получивший одобрение у медиков-заказчиков, может использоваться и в других сферах. На ЗИЛе уже подумывают о том, чтобы предложить на рынок «Бычок» со сменными кузовами. В этом случае пневмоподвеска максимально ускорит процесс замены кузова. Нужно будет только опустить «ножки» кузова-фургона, на 150 мм «приземлить» шасси и выехать машине из-под кузова. Вероятно, новая модель придется по вкусу владельцам торговых павильонов.

ЗИЛ-433100. Бортовой грузовой автомобиль

В модельном ряду «Бычков» появился седельный тягач, поскольку уже несколько лет подряд потребители информируют завод о том, что для перевозки объемных легких грузов им требуется автопоезд. По словам заместителя начальника конструкторско-экспериментального отдела Владимира Шмелева, седельный тягач базируется на специальном шасси с короткой базой, созданном под медицинские автомобили и короткие фургоны/автобусы. Поскольку для буксировки полуприцепа требуется максимальная сила тяги, на него будут устанавливаться задние мосты с блокируемым межколесным дифференциалом. Для повышения грузоподъемности автопоезда усилены передний мост, тормозная система. Полуприцеп разрабатывается также на ЗИЛе. Он будет иметь оригинальную систему тормозов. От пневмогидравлической системы тягача будет забираться только воздух. Он пойдет на ручной тормоз и в энергоаккумулятор. Тормоза же колес полуприцепа будут гидравлические, срабатывающие от изменения давления в энергоаккумуляторе. Задача состоит в том, чтобы автопоезд имел 90% уже освоенных в производстве узлов и агрегатов и быстрее встал на конвейер.

Фургон на шасси ЗИЛ-433422

Модернизируется и уже освоенная продукция. Так, на заводе внимательно отнеслись к претензиям заказчиков на тормозные системы «Бычков» и высокий уровень шума в кабинах. В 2002 г. автомобили семейства получили новый более эффективный раздельный тормозной привод, доведены до соответствия новейшим правилам ЕЭК ООН светотехника, рулевое управление, защитные свойства кабины, ее освещение, снижен уровень внутреннего шума. Разрабатываются новый рулевой механизм с роторным распределением и подвески мостов с малолистовыми рессорами. Вскоре ведущие мосты грузовиков ЗИЛ получат литую центральную часть, а механизмы сцепления будут диафрагменные. По диафрагменному сцеплению диаметром 350 мм все конструкторские работы завершены, проведены испытания и даны предложения по началу подготовки к производству. Сейчас идет работа над диафрагменным сцеплением диаметром 400 мм.

По мере скудного финансирования конструкторы ЗИЛа делают все, чтобы грузовики этой марки уже в ближайшем будущем заняли более достойное место на рынке.


В. Мамедов Основные Средства 01'2003 26 января 2005

Комментарии (0)