Спецтехника и Euro

Е. Соболева

Восьмой ежегодный Всероссийский семинар по проблемам сертификации строительной, дорожно-строительной, коммунальной и специальной техники впервые прошел на Урале.

Несмотря на удаленность от центра, семинар, проходивший в октябре текущего года, собрал в Миассе представителей более 120 предприятий, выпускающих автотехнику, спецтехнику на автомобильных шасси. Присутствовали представители Минского, Камского, Кременчугского автозаводов, ОАО «Автокран» (Иваново), Тверского экскаваторного завода, Челябинского завода «Строммашина», ОАО «Борец» (Москва), ОАО «Пожтехника» (Торжок), производителей спецтехники для нефтегазового комплекса из Перми, Стерлитамака, Азнакаево, Миасса, Ижевска, Тавды, Костромы и других городов.

Рабочий момент семинара

Организаторами семинара выступили «Самт-фонд» (Москва) во главе с его директором Мироном Гриффом, Госстандарт РФ, холдинг «РусПромАвто», Автомобильный завод «Урал» (Миасс). Основной темой обсуждения стало распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 2002 г. за номером 1348-Р, в котором определено, что с 1 декабря 2002 г. не будет производиться выдача «Одобрений типа транспортного средства» на грузовые автомобили с дизельными двигателями, экологические характеристики которых не соответствуют правилам ЕЭК ООН №85, 24-03, 49-02А (Euro-1).

Представители автозаводов сообщили, что у них имеются конструкторские заделы, выпущены опытно-промышленные партии автомобилей с силовыми агрегатами производства ОАО «Автодизель» (Ярославль), отвечающими экологическим требованиям правил ЕЭК ООН Euro-2. Это автомобили с дизелями ЯМЗ-7511 (РУП «МАЗ»), ЯМЗ-236НЕ2 (ОАО «АЗ «Урал»), ЯМЗ-238ДЕ2 (ХК «АвтоКрАЗ»). Все эти двигатели оснащены турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Также было отмечено, что ОАО «КАМАЗ» серийно выпускает автотехнику с силовыми агрегатами, удовлетворяющими требованиям Euro-1.

В то же время у представителей автозаводов вызывает беспокойство легко прогнозируемый спад в реализации автотехники в 2003 г. Силовые агрегаты, соответствующие требованиям Euro-2, дороже массовых двигателей, что, естественно, не удешевит и так достаточно дорогие для российского потребителя грузовики. Поэтому отказ от атмосферных дизельных двигателей (Euro-0) приведет к тому, что многие потребители не смогут приобретать необходимое количество автомобилей.

К тому же представители заводов автоспецтехники в своих выступлениях отметили, что для предприятий, изготавливающих навесное оборудование, замена силового агрегата автомобиля (транспортной базы) не только техническая проблема. Ведь двигатель является энергетической установкой («сердцем») и для навесного оборудования, и он во многом определяет не только технические, но и экономические характеристики конечного продукта. Поэтому можно уже сейчас сказать, что грядущее снятие с производства широко распространенных, надежных и освоенных в эксплуатации дизелей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 создаст для потребителей много проблем. Это и отсутствие сервиса, специалистов, запасных частей и низкая надежность (недостаточная отработанность) новых моделей двигателей.

Председатель совета директоров АЗ «Урал» П. А. Яковлев (слева) и директор «САМТ-Фонда» М. И. Грифф

Комментируя сложившуюся ситуацию, можно отметить следующее.

Вряд ли можно серьезно говорить о существенном влиянии автоспецтехники для нефтегазового комплекса и других ресурсодобывающих отраслей на ухудшение экологической обстановки, если идет речь о Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком, Таймырском автономных округах, Республике Коми, Иркутской, Магаданской областях, Хабаровском крае и других малонаселенных территориях, где автомобильная техника является и возможностью (работа), и средством (северный завоз) выживания большинства населения.

Еще одна проблема обсуждалась на семинаре – сертификация вновь создаваемых специальных автотранспортных средств. Участники отметили, что в «Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов» не учтены существующие принципы создания новых моделей автоспецтехники.

Законодательно определено, что на любое транспортное средство (ТС), изготовленное на автомобильном шасси, необходимо получать «Одобрение типа транспортного средства». Однако для этого нужно провести соответствующие испытания, в том числе полевые, в условиях, максимально приближенных к реальным. А это, в свою очередь, невозможно, так как данные ТС не ставят на учет в органах ГИБДД из-за отсутствия ОТТС. Сложившаяся ситуация напоминает замкнутый круг, разорвать который можно только принятием и утверждением поправок к существующим законодательным актам.

Кроме того, на семинаре обсуждалась проблема сертификации автотранспортных средств (в том числе специализированных), прошедших капитальный ремонт.

В результате обсуждения имеющихся проблем, участники семинара направили в Госстандарт РФ, ГИБДД МВД РФ обращение по организации:

– разработки упрощенной процедуры получения ОТТС или другого документа, подтверждающего безопасность конструкции специализированных автотранспортных средств, при изготовлении единичных образцов и опытных серий;

– внедрения системы сертификации спецавтотехники, прошедшей капитальный ремонт.

Гендиректор ТД «АвтоУрал» В. Н. Селин

Также было решено обратиться в Правительство РФ со следующим предложением:

– допустить в 2003 г. выпуск шасси (и спецтехники), соответствующих нормам Euro-0, для реализации потребителям в малонаселенных районах Урала, Сибири и Дальнего Востока, предварительно согласовав с Госстандартом объемы поставок;

– для обеспечения потребителей техникой, наиболее эффективно работающей в конкретных условиях, разрешить применение автоспецтехники с экологическими нормами ниже Euro-1. Для мотивации потребителей по приобретению автотехники с более высокими экологическими характеристиками рассмотреть варианты введения на нее повышенного «экологического» налога, определяемого в зависимости от мощности двигателя и уровня достигнутых экологических норм.

Кроме того, было решено обратиться в Ассоциацию автомобильных инженеров (ААИ) с предложением по созданию секции «Специальные и специализированные автотранспортные средства» для объединения усилий производителей спецтехники (в настоящее время в России насчитывается более 300 заводов) и отстаивания их интересов на всех уровнях.