Автобусы северного соседа

Л. Никофоров, фото автора и компании Carrus

Наш журнал продолжает знакомить читателей с автомобильной промышленностью Финляндии. В этом номере речь пойдет об автобусах, выпускаемых нашим северным соседом.

Изготовлением автобусов в Финляндии занимается компания Carrus, 3 года назад вошедшая в состав концерна Volvo Bus. Фирма располагает четырьмя заводами: в Тампере, Турку, Каусала и пригороде Хельсинки – Вантаа. Ежегодно ими выпускаются около полутора тысяч машин разных классов. В Тампере производят городские автобусы серии City категории «соло» длиной 12 и 15 м и сочлененные, а также автобусы для пригородных маршрутов Vega и междугородные Vector и Star. Здесь же делают междугородные машины Star серии «500» и «пятизвездочные» автобусы этого же семейства серии «600». Интересно, что по заказу некоторых стран они производятся в 14-метровой версии.

На заводе в Вантаа выпускаются городские автобусы всех классов. Кроме того, на нем капитально ремонтируют машины, выпущенные компанией. Завод в Каусала имеет собственное название Kiitokori. Его задача – выпуск автобусов серий Ministar и Midistar, а также специальных машин на базе автобусов.

В качестве базы для производства большинства автобусов используются специальные комплекты, поставляемые Volvo. По существу, это полностью собранный передний мост с рулевым управлением, тормозной системой и подвеской, и задний – с силовым агрегатом, трансмиссией, подвеской и тормозной системой. В зависимости от длины и назначения будущего автобуса изготавливаются удлинительные проставки. Таким образом, формируется рама.

Справедливости ради надо отметить, что переход заводов Carrus под контроль Volvo вовсе не означал монополизацию силовых и ходовых агрегатов. По требованию заказчика финские автобусы могут комплектоваться любыми двигателями, коробками передач и мостами.

Начнем с городских автобусов серии City. В нее входят три модели: обычная 12-метровая версия большой вместимости, 15-метровая низкопольная машина и шарнирно-сочлененный автобус длиной 16,5 м. На них устанавливаются дизели с турбонаддувом – Volvo или Scania. Конструкция кузова традиционна для большинства скандинавских машин: каркас из труб прямоугольного сечения и плоские кузовные панели из нержавеющей стали.

Автобусы снабжены выдвижными трапами для погрузки детских и инвалидных колясок через среднюю дверь, фиксаторы для них установлены на специальном поручне. В отличие от многих аналогичных машин, автобусы City не имеют ступенчатых переходов пола между средней и задней дверью. Пол равномерно повышается по всей длине салона. С 2000 г. на заводе в Вантаа применяется новая система крепления сидений – к боковым силовым элементам и потолку через стойки-поручни. При этом пол абсолютно свободен и доступен для уборки.

44-местные автобусы для пригородного сообщения Vega выпускаются заводами в Тампере и Вантаа. Это одна из самых массовых моделей в Финляндии. Известны они и в России еще с тех времен, когда заводы носили марки Ajokki и Wiima. Еще одну модель этой серии – Vega B7R – на агрегатах автобусного шасси Volvo В7 строит завод в Тампере. В отличие от базовой модели у него кузов, полностью изготовленный из «нержавейки».

В Тампере же в небольшом количестве производится междугородный автобус Vector Regal. Он выпускается по индивидуальным заказам на силовых агрегатах шведского или английского производства, с механическими коробками передач ZF и мостами Eaton. Количество мест в салоне в зависимости от пожеланий клиента может колебаться от 32 до 42. По требованию заказчика автобусы могут оснащаться ABS, кондиционерами, туалетами и мини-кухнями.

Carrus Star 502 – автобус для междугородного сообщения и обслуживания туристов. Он собирается на шасси Volvo В10М в Турку. Эти машины популярны не только в Финляндии, но и других странах Северной Европы и Скандинавии. Автобус способен перевозить до 52 пассажиров. Кроме традиционной планировки салона возможна установка задних сидений лицом друг к другу и в варианте «кают-компания».

И, наконец, самая совершенная из ряда Carrus Star – модель 602. По существу, под этим индексом могут выпускаться различные варианты автобуса категории «люкс». Замечательно, что для этой модели не оговариваются ни технические характеристики, ни возможные компоновки, меняться может даже количество осей. В качестве примера можно привести двух- и трехосные версии 14-метровой туристической машины. В одном случае она рассчитана на 44 места, в другом – на 52. Однако это никак не влияет на комфорт. И в том и в другом случае обязательно наличие кондиционера, туалета, кухни, гардероба. Стекла солнцезащитные термоизолирующие – сказываются условия эксплуатации в тяжелых климатических условиях. По уровню комфорта «шестьсот вторые» входят в ряд ведущих мировых моделей.

Kiitokori, расположенная в 160 км от Хельсинки, – это, по нашим меркам, небольшая компания, но для Финляндии производство 160 автобусов различных классов в год – немало. Автобусы, выпускаемые ею в небольшом городке Каусала, объединены в два семейства: Ministar и Midistar. Как и большинство изготавливаемых компанией Carrus машин, они не имеют каких-либо жестких технических характеристик. Фактически, каждый автобус изготавливается по заказу и в индивидуальной комплектации. В качестве шасси для моделей серии Ministar служат рамы автобусов или малотоннажных грузовиков MAN, Volkswagen, Mercedes, Volvo. В частности, 25-местный автобус изготавливается на шасси MAN.

На удлиненную раму из труб квадратного или прямоугольного сечения монтируется четырехцилиндровый наддувный дизель с коробкой передач ZF. Компоновка автобуса традиционна для машин этого класса – двигатель впереди с доступом из салона, ведущий мост – задний. Каркас кузова и кузовные панели, так же как и детали рамы, изготовлены из нержавеющей стали. Такая технология позволяет строить автобусы со сроком службы до 25 – 30 лет и значительно упрощает сборку машин, так как исключается антикоррозийная обработка и грунтовка кузова. Как правило, используется технология вклеивания стекол.

В салоне установлены 24 пассажирских кресла собственного изготовления и водительское сиденье немецкого производства. В последнее время часто стали применяться сиденья, изготовленные на заводе Volvo в Польше. В качестве варианта предлагается автобус, где на площадке перед задней дверью предусмотрены места для фиксации двух-трех инвалидных колясок.

Midistar – автобусы «среднего» класса с количеством мест от 28 до 34. Они имеют полностью оригинальные рамы. Технология производства традиционная – нержавеющая сталь, вклеенные окна. Во многих автобусах применяются многослойные стекла с противосолнечным покрытием. Kiitokory уделяет большое внимание комфорту в салоне. В последнее время в Скандинавии весьма популярна компоновка, при которой между последними и предпоследними рядами сидений, развернутых лицом друг к другу, устанавливают небольшие столики. Есть такие варианты и в серии Midistar. В базовой версии автобус с шестицилиндровым наддувным рядным дизелем MAN имеет в салоне 34 пассажирских кресла, в версии «люкс» – 30 и два столика.

Выпуск автобусов – хотя и важная, но не основная статья доходов компании Kiitokory. Гораздо большую известность приносят фирме специальные машины на базе автобусов. Здесь собирались для СССР передвижные станции цветного ТВ «Магнолия» на специальных шасси КамАЗов, мобильная операционная для Института микрохирургии глаза профессора С. Федорова и мобильные библиотеки. Именно библиотеками прославилась на всю Европу небольшая финская компания. За 30 лет восьми европейским странам было поставлено более 500 машин. В 1983-м два подвижных хранилища морских карт и лоций на базе ГАЗ-66 и УАЗ-452, как полагают финны, были построены для нашей страны. Чаще всего автобиблиотеки базируются на шасси Volvo B 10M и Scania L 113. Однако в ход идут и MAN, Mercedes-Benz, DAF, Bedford и другие. По специальным заказам изготавливаются библиотеки на полуприцепах.

Самая популярная модель – Libris 2000, рассчитана на доставку читателям до 2 тыс. томов, солидного запаса аудио- и видеокассет, компакт-дисков. Автобус оснащен двумя компьютерами для ведения каталога и читательской картотеки, проигрывателями для прослушивания записей и видеодвойкой для просмотра кассет. Это может показаться фантастикой, но в Норвегии работает более 30 таких библиотек на колесах.

Не менее популярны в Европе и специальные медицинские кузова компании Kiitokori. Интересно, что одна из самых интересных и оригинальных разработок предназначалась для нашей страны и продолжает исправно трудиться в Центре микрохирургии глаза. Несколько лет назад в Каусала была собрана мобильная операционная для проведения операций по методике С. Федорова. Задолго до появления 15-метрового стандарта финны сделали 14-метровый автобус с кузовом высотой более 2,5 м. Силовой агрегат, трансмиссия и двухосный задний мост с поддерживающей осью – фирмы Volvo. Еще одна трехосная конструкция, также на базе агрегатов Volvo – передвижной центр маммографии.

Для увеличения внутреннего объема помещения боковые стенки автобуса сделаны раздвижными с дистанционным управлением. Это позволило увеличивать площадь центра почти в 1,5 раза. После первого же показа новинки в конце 1998 г. фирма получила несколько заказов. Медицинская программа фирмы содержит также флюорографические станции, станции переливания крови и даже мини-поликлиники с четырьмя кабинетами, регистратурой и лабораторией.

За годы существования компании Kiitokori немало спецмашин, выпущенных в Каусала, пересекли финско-российскую границу. Специалисты компании считают, что расширение поставок финской техники в Россию весьма перспективно.

Л. Никофоров, фото автора и компании Carrus Основные Средства 06'2001 22 марта 2005

Комментарии (0)