Время «собирать камни»

А. Заболотский

В Белоруссии стартовала программа «Автотракторостроение» 2001 – 2005, которая окажет заметное влияние на российскую промышленность не только в плане конкуренции, но еще и потому, что почти все белорусские заводы этой отрасли работают в тесной кооперации с российскими предприятиями.

В этом глобальном (по охвату требующих решения задач) документе довольно четко определены потребности и интересы главного партнера и союзника – России, а также соседей по СНГ. Определенность и нацеленность понятны – базовая отрасль республики была и остается экспортно-ориентированной. Кроме того, есть проблемы (общеотраслевые), которые, независимо от различных программ, удобнее и проще решать сообща.

К ним, например, относится общий, российско-белорусский, кризис в лесной отрасли. Парк машин, полностью базировавшийся на технике российского производства, находится в плачевном состоянии. Так, количество трелевочных тракторов в России сократилось за последние годы на треть, а оставшиеся изношены почти на 70%. В таком же положении пребывает и техника белорусских леспромхозов. Использовать тяжелые трелевочные машины не только не целесообразно, но даже вредно с экологической точки зрения. Выход из этой ситуации есть.

Минский тракторный завод (МТЗ) предлагает (своим и россиянам) для рубок и ухода за лесом такие машины, как трелевочный трактор «Беларусь» ТТР-401, машину лесную погрузочно-транспортную «Беларусь» МЛПТ-354 и машину трелевочную «Беларусь» МЛ-126. Проходят испытания (предназначены для сплошных рубок) опытные образцы погрузочно-транспортной машины «Беларусь» МЛ-131 и трелевочной – «Беларусь» МЛ-127.

Знаковым можно считать начало сотрудничества МТЗ с Ярославским шинным заводом и АО «Лакокраска» – вместе с ними на базе бывшей «Сельхозтехники» планируется совместная сборка тракторов. Минский автомобильный завод уже ведет сборку автобусов в Ярославле. Уже собрано 70 машин. Но это лишь частные факты.

В целом, экспортная составляющая, служащая основой для реализации автотракторной и строительной пятилетки, включает: МАЗ удерживает сегодня около 70% рынка большегрузных магистральных автопоездов в СНГ; Минский моторный завод – более 70% двигателей сельскохозяйственного назначения; МТЗ выпускает больше тракторов, чем все однотипные предприятия России вместе взятые. Многие виды машин и соответственно их производства сохраняют свою уникальность. Все это было достигнуто за счет модернизации серийной продукции заводов. Теперь, на «повестке дня» создание принципиально новых образцов конкурентоспособной техники.

В «пакете» заданий программы участвуют все головные заводы, выпускающие мобильную технику, и включены наиболее перспективные комплексы машин по каждому предприятию.

Один из разделов программы (назовем его первым) предполагает работы по созданию на базе среднетоннажного (4,5 – 5 т) грузового автомобиля среднего класса МАЗ-437040 семейства специализированных машин, отличающихся высокой грузовместимостью и мобильностью в условиях городских и пригородных перевозок. Предусматривается также создание на базе полноприводных автомобилей МАЗ техники двойного назначения. Ряд разработок выполнит Минский завод колесных тягачей.

Большое внимание будет уделено выпуску малогабаритных автобусов. Скрупулезно проработана концепция автопоезда (на уровне требований XXI века). Анализ выпускаемых ведущими фирмами Европы и США магистральных автопоездов показал, что большинство из них ориентируется на использование комфортабельных кабин большого объема с элементами дополнительной комплектации. Эта тенденция, безусловно, будет учитываться при создании модульного автопоезда нового поколения.

Следующий раздел – тракторостроение – посвящен новым моделям тракторов «Беларусь» общего назначения мощностью 250 – 300 л.с. тягового класса 5 т, а также 80- и 120-сильных машин с герметизированной и климатизированной кабиной для работы во вредных условиях.

Центральное место в третьем разделе занимают работы по совершенствованию сверхтяжелой колесной техники БелАЗа. Сегодня завод является основным поставщиком автомобилей-самосвалов грузоподъемностью до 240 т для всех предприятий СНГ, связанных с добычей полезных ископаемых открытым способом. В ближайшее время планируется создать высокопродуктивные автотехнику и комплексы для горнодобывающей промышленности с принципиально новой электротрансмиссией переменного тока с вентильными тяговыми электродвигателями и частотным управлением режимами движения. В их числе самосвалы грузоподъемностью 220 и 230 т. Эти машины вплотную приближаются к недавно выпущенному фирмой Caterpillar (США) крупнейшему в мире 350-тонному самосвалу.

Запланировано также создание новых полноприводных машин – сверхтяжелого карьерного самосвала с колесной формулой 4х4 и землевоза с колесной формулой 6х4 (6х6); продолжится работа по самосвалу мощностью 1 500 л.с. и грузоподъемностью 130 т с гидромеханической трансмиссией, специализированному внедорожному автомобилю-землевозу и другим.

Четвертый раздел предусматривает разработку новой сельскохозяйственной, строительно-дорожной и специальной техники такими предприятиями, как ПО «Гомсельмаш», Могилевский автозавод, ОАО «АМКОДОР», «Могилевтрансмаш».

Особого подхода требуют разработки и производство электронных бортовых систем управления, контроля и диагностики. В современном автомобилестроении внедрение систем активной безопасности, обеспечивающих устойчивость, управляемость и тормозную эффективность в экстремальных условиях, является одним из главных (если не приоритетных) направлений.

Проблема «полигона» также достаточно серьезна. Испытания техники, требующие, кстати, немалых затрат, необходимы – именно они подтверждают безопасность, экологичность и экономичность машины. В шестом разделе программы этот вопрос тщательно проработан. Уже начато создание экспериментально-исследовательской базы с полигоном для испытаний.

Базовая номенклатура разработок новой техники содержит 39 машин. Финансирование на пятилетний период составляет 10,5 трлн. руб., в том числе из бюджета – 4,5 триллиона. Возникает вполне закономерный вопрос: насколько просчитан и рентабелен проект?

Специалисты считают, что выгода очевидна – в перспективе расширение загрузки производств, создание новых рабочих мест и многое другое. А вот уже в ближайшее время существенный подъем в отрасли (экономию валютных и энергетических ресурсов) должна обеспечить сборка новых типов мобильных строительно-дорожных машин. На рынки России и СНГ поступят автобетоносмесители, вакуумные машины на шасси МАЗ-5337, самоходные фрезы для ремонта асфальтобетонных покрытий, универсальные землеройно-транспортные машины грузоподъемностью 12 т с телескопической стрелой.

Актуальной остается проблема насыщения рынка грузоперевозок автомобилями развозного типа. По прогнозам специалистов НАМИ (Россия), потребность СНГ в грузовых автомобилях среднего класса в прошедшем году составила 82 тыс. штук, в том числе в самой России – 60 тыс., а в Белоруссии – 6. Маркетинговый анализ, проведенный специалистами МАЗа, также подтвердил большие потенциальные возможности этого сегмента рынка.

Новой машиной для стран СНГ станет трехосный автобус. Впервые такие машины были выпущены немецкой фирмой «Неоплан» в 1995 г. Сейчас они очень популярны и распространены в Западной Европе. МАЗ, где уже приступили к их производству, безусловно, станет лидером в этом классе среди производителей автобусов в СНГ.

На автобусном филиале завода готовы приступить к сборке специализированных автобусов, предназначенных для перевозок в аэропортах. Конструкции низкопольных городских автобусов, освоенных раньше, позволяют быстро создавать аэродромные модификации. По прогнозам экспертов, эти машины будут пользоваться спросом в странах СНГ.

Хорошие перспективы у тракторостроителей, производителей сверхтяжелой техники. Высокую оценку специалистов получил седельный тягач МАЗ-5440. Предлагаемый объем продаж таких машин – 70 млн. долларов США в год.

Определенные меры должны быть приняты – и это отражено в программе – к повышению качества и надежности, экономичности, экологичности двигателей, устанавливаемых на технике. Здесь, кстати, есть на что обратить внимание российским специалистам – большая часть агрегатов поступает в Белоруссию из России.

По сути дела, программой в программе будет серьезная модернизация трансмиссий, рулевых механизмов, электрооборудования, электроники, мостов, колесных передач, шин и т.д.

Особо следует отметить необходимость жесткого соблюдения основных требований международных стандартов. Страны – члены Женевского соглашения, должны быть готовы к неукоснительному исполнению Соглашения о введении глобальных технических правил для транспортных средств, обязательным пунктом которого являются требования эффективного использования энергии и защиты машин от угона. Если подобное упоминается в программе, то значит, что-то сдвинулось в лучшую сторону и «цивилизованный мир» братьям-славянам все-таки стал «указом».

И, пожалуй, о последнем разделе, еще не включенном в документы программы, но есть надежда, что это произойдет, а название у него будет «Пятилетка выполнена в срок».