Путешествие в «Мир «Volvo Trucks»

В. Мамедов

В последние годы заметно стремление фирм-производителей кардинально изменить методы показа своей продукции на крупных международных автомобильных выставках. Сотни тысяч посетителей стендов, среди которых есть как профессионалы, так и непрофессионалы в области автотранспорта, тем энтузиазмом, с которым они буквально штурмуют билетные кассы выставочных центров, постепенно привели организаторов экспозиций к мысли, что на салоне люди способны воспринять гораздо больше, чем простое знакомство с выпускаемой гаммой моделей и их характеристиками. На экспозициях появилась информация об истории фирм, их достижениях за прошлые годы, направлениях исследовательских работ и многое другое.

Первый грузовик Volvo М1 1928 г.

Примером к сказанному может служить экспозиция компании Volvo Trucks на последнем Брюссельском автосалоне, прошедшем в начале этого года. Поэтому давайте вместе с вами отправимся в путь по этому небольшому городу, который можно было бы назвать «Мир Volvo Trucks», который к тому же можно проделать, не выходя из-под крыши крупнейшего павильона брюссельского выставочного комплекса.

У истоков традиций

Начнем с раздела исторического. Еще в 1927 г., когда компания Volvo только создавалась, вся ее деятельность была пронизана духом предприимчивости и новаторства. Первый грузовик Volvo М1, выпущенный в 1928 г., отличало высокое качество изготовления и простота эксплуатации. Машина мгновенно была оценена покупателями, которые раскупали все партии, собиравшиеся на тогда еще небольшом заводе. Любопытное наставление в «Руководстве для работников системы сбыта», написанное еще в 1936 г. основателем компании Volvo Ассаром Габриельсом, мы нашли на одном из выставочных стендов. Оно гласило: «Автомобили перевозят людей и управляют ими люди.

«Грузовик 1984 года» – Volvo F10 Intercooler

Именно поэтому вся проектно-конструкторская работа должна быть подчинена основному принципу – обеспечению безопасности». Так вот чем объясняется такое трепетное отношение к безопасности конструкций автомобилей Volvo, ставшее одной из главных черт современных машин этой марки! С высоты прошедшего времени можно утверждать: да, пожелание основателя фирмы выполняется неукоснительно.

Еще в 1960-м Volvo объявила о создании особо безопасных кабин для грузовиков. Произошло это параллельно с введением шведского стандарта испытаний на удар, который до сих пор считают наиболее жестким из всех, применяемых при краш-тестах. Следующим шагом стало создание в 1968 г. комиссии по изучению дорожно-транспортных происшествий. Вся информация об авариях, в которых участвовали грузовики Volvo, отныне собирается и используется при разработке новых конструкций.

Впрочем, не только безопасностью занимались разработчики. В начале пятидесятых годов компания Volvo выпустила первый дизель с непосредственным впрыском топлива, открыв, таким образом, новую эру: вскоре установка на тяжелых грузовиках таких моторов, снабженных еще и турбонаддувом, стала нормой.

Представитель семейства строительных машин Volvo VHD, дебютировавшего в 2000 г.

Парад победителей

Первый грузовик Volvo F7, дизель которого был оснащен турбонаддувом с интеркулером, получил первый в истории компании титул «Грузовик года» в 1979 г. Эту машину на Брюссельском автосалоне можно было увидеть воочию. В этом году компания организовала показ в специальном зале всех пяти своих лауреатов этого престижного конкурса. F7 отличала малая масса и высокая грузоподъемность, экспонировался вариант 1979 г. с кабиной средней высоты и кузовом-фургоном. Рядом стоял «Грузовик 1984 года» – Volvo F10 Intercooler – значительно модернизированная версия модели F10, получившая награду за новые шасси и кабину, одну из самых комфортабельных среди магистральных тягачей. А вот стоит грузовик Volvo FL, целое семейство которых было удостоено титула «Грузовик года» в 1986 г. Унифицированные модели имели двух-, трех- и четырехосные шасси, разрешенную массу от 8 до 30 т, двигатели мощностью от 152 до 299 л.с.

В 1994 г. почетный титул получила гамма автомобилей Volvo FH. Наряду с современным дизелем D12 жюри отметило аэродинамические качества тягачей, их малую массу, отличную эргономику водительского места и высокий уровень безопасности.

Стенд-имитатор опрокидывания грузовика

В то время еще никто не знал, что семейство-лауреат положит начало полной смене модельного ряда грузовиков компании, и на его основе будут разработаны серия FM (представлена в 1998-м), бразильское семейство NH (его европейская версия представлена на Амстердамском автосалоне 2000 г.), американская гамма VN 1996 года и семейство строительных машин VHD, показанное в 2000 г. Впервые грузовик с тем же обозначением FH, версия «12» вторично получил титул «Грузовик года» также в 2000-м. Тем самым была отмечена глубина его модернизации, затронувшей двигатель, трансмиссию, шасси и тормозную систему. Победа Volvo FH12 в пробеге Trans Euro Test 1999 г. убедительно показала высочайшую экономическую эффективность нового тягача.

Дизель-рекордсмен

А что это за дизель, установленный рядом с баром на специальном подиуме? Подходим ближе и невольно открываем рот от удивления. Табличка гласит, что перед нами двигатель D12 грузовика Volvo FH12 1994 г. выпуска, пробег которого составил более двух миллионов километров, что равно пятидесяти окружностям земного шара, и никогда не вскрывался для ремонта. За что и попал на выставку. Грузовик, с которого он снят и заменен новым, до сих пор работает на перевозке железной руды с обогатительного комбината в Болидене на завод в портовой зоне Скеллертэ. Работа ведется без выходных, за день машина совершает восемь рейсов.

В Центре безопасности Volvo Trucks

Подробности эксплуатации грузовика нам удалось узнать непосредственно у Сорена Гренхольма, владельца транспортной компании. Он рассказал: «Покупая автомобиль, мы рассчитывали, что он будет возить руду в порт, куда ведет гладкая, полого спускающаяся дорога, а возвращаться будет порожняком. Но вскоре пришлось грузить машину и на обратном пути. Хотя подъем там и пологий, но затяжной, а везти проходилось 72 тонны. Вот почему мы и удивляемся, что двигатель проработал так долго». «Может быть», – вступает в разговор Петер Ойхаммар, менеджер по техобслуживанию компании-дилера, все время наблюдавший за состоянием проданного ими грузовика. – «Секрет заключается в том, что этот мотор все время работал, практически не остывая. Или в том, что он эксплуатировался изо дня в день в примерно одинаковом режиме? Одно ясно: доказана исключительно высокая надежность и качество шведского двигателя». Решено после демонстрации на нескольких выставках установить его в музее моторного завода Volvo в Скевде.

Ремень спасает жизни водителей

На Брюссельском автосалоне посетители стенда Volvo Trucks впервые смогли на себе испытать, что значит перевернуться в машине и сколь далекой оказывается пассажирская дверь от висящего на ремнях безопасности водителя. Чтобы продемонстрировать, насколько важно пользоваться ремнем безопасности, на стенде Volvo Trucks был установлен имитатор опрокидывания грузовика. Он представлял собой кабину Globetrotter, закрепленную на специальной раме. С помощью этой рамы кабину можно было наклонить на один бок с заданной скоростью, с тем, чтобы желающие могли испытать полный комплект аварийных эмоций.

Система Dynafleet вселяет спокойствие и уверенность в душу водителя во время дальних рейсов

Нашим гидом по разделу пассивной безопасности была Ильва Гамстедт, инженер по безопасности движения компании Volvo Trucks. Она рассказала, что на грузовиках ее фирмы инерционные ремни появились еще в 1979 г. Они входят в стандартное оснащение машины, а в последнее время клиент может заказать и надувную подушку безопасности для водителя. Созданная 30 лет назад комиссия по анализу аварий с грузовиками Volvo изучила почти 1 400 ДТП, и накопленные данные стали бесценным материалом для совершенствования автомобилей. Последнее, что внедрено фирмой – противоподкатные брусья, которые не позволяют легковому автомобилю въехать под переднюю часть грузовика.

В помощь водителю – электроника

О новых системах, повышающих эффективность использования грузовиков Volvo, мы узнали в следующем разделе экспозиции. В стандартную комплектацию грузовиков Volvo входит дисплей, с которого водитель получает всю информацию о состоянии машины. Чувство полного контроля над автопоездом и грузом повышает производительность труда водителя. Однако сегодня для многих транспортных компаний необходимо, чтобы водитель машины в дороге всегда был досягаем и сам мог связаться с диспетчерским центром. Кроме того, можно заказать информационную систему Dynafleet – полностью интегрированную систему связи, контроля движения и предоставления информации о ситуации на дороге.

Семейство Volvo FL получило почетный титул в 1986 г.

Для больших автохозяйств она настраивается индивидуально. Система использует стационарные и мобильные вычислительные комплексы и технологии глобальной сотовой связи (GSM), а также глобального позиционирования (GPS). Кроме того, система работает как диспетчер, прямо и четко отслеживая все передвижения автомобиля на трассе. Система Dynafleet обеспечивает и водителю, и руководству автохозяйства доступ к информации о работе машины. С помощью встроенной системы анализа зарегистрированной информации, работающей в среде Windows, легко определить и проанализировать пройденный путь, расход топлива и время в пути – а это только некоторые из 40 регистрируемых системой параметров. Dynafleet помогает эффективнее организовать сервисную работу, повысить надежность машин и экономичность перевозок.

Мы покидали стенд Volvo Trucks с чувством, что эта компания уже готова к требованиям нового тысячелетия, и, продавая свои машины по всему миру (естественно, и в России), фирма нашим транспортникам дает возможность оценить ее достижения и использовать их для лучшего ведения своего бизнеса.