11
Тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т
Бестраншейные методы устранения утечек в трубопроводах (ч. 1)
 1
Крутой замес
Обзор рынка автобетоносмесителей
 1
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.3)
К летнему сезону
Обзор новинок асфальтоукладчиков
Секреты воздушного фильтра
Экскаватор любит ласку – чистку и смазку
Смазка узлов и механизмов экскаваторов и других тяжелых карьерных машин
Работаем на фронтальном колесном погрузчике
Практические рекомендации по эксплуатации фронтальных колесных погрузчиков
Секреты «долголетия» ходовой части гусеничных машин (ч. 2)
Факторы, влияющие на износ ходовой части
Тягово-сцепные характеристики гусеничных бульдозеров
Нетривиальные вопросы
Лизинг. Малоизвестное элементарное
Cущность, особенности, преимущества и недостатки этого вида финансирования
Мультилифты
Новинки на рынке

...Не уступит граниту

А. Лабунский

Качество гранита как строительного и отделочного материала, его прочность и долговечность уже давно вошли в поговорку. Недаром в градостроительстве при возведении монументальных сооружений предпочтение отдают именно этому природному материалу. Соответственно и спрос на него сегодня остается устойчиво высоким, как и в былые времена, когда создавался архитектурный облик самых знаменитых городов мира. Всем хорош «вечный камень», но и он не без изъянов: дорог, его применение в строительстве требует немалых затрат, а кроме того, как всякая горная порода, он создает несколько повышенный радиационный фон.

Российские ученые и специалисты инвестиционно-промышленной компании «ЭКСТРАГРАНИТ» при участии и поддержке Агентства по развитию предпринимательства «Бибирево» СВАО Москвы сумели разработать рецептуру и технологию производства нового декоративно-облицовочного экологически чистого материала – экстрагранита, сохраняющего достоинства и лишенного недостатков природного гранита.

«Экстрагранит, – рассказывает один из руководителей компании Виктор Мелешко, – создан с использованием грануло-порошковой технологии из натурального сырья (на основе окиси кремния) путем моделирования естественных условий образования гранита в недрах Земли. При этом новый материал по фактурно-цветовым характеристикам, физико-химическим свойствам и долговечности не уступает природному граниту, а в эксплуатационном отношении приобрел ряд ценнейших свойств, делающих его одним из лучших отделочных и облицовочных материалов».

Так при прочности и твердости, мало уступающей природному камню, экстрагранит превосходит его по водо-, морозо- и термостойкости, устойчивости к химически активным веществам. В частности имеет самый малый коэффициент водопоглощения среди известных облицовочных материалов – втрое меньший, чем у природного гранита, и в 100 раз ниже, чем у керамики. Это делает новый материал просто незаменимым в облицовочных наружных работах, и не только для декоративной отделки, но в качестве экологической защиты цоколей зданий от проникновения растворов солей и воздействия вредных газов – радона, бенз(а)пирена, диоксинов – этого бича современных городов.

Не менее важны его морозостойкость (более 200 циклов) и термостойкость (более 200°С – пятикратная по сравнению с гранитом), а также высокая устойчивость к воздействию самых различных соединений (по результатам испытаний химическая стойкость экстрагранита в 30 раз выше, чем у природного камня). Все это расширяет сферу использования нового материала. Его можно применять не только в гражданском строительстве (отделка общественных и жилых зданий, станций метрополитена, аэропортов и аэровокзалов, подземных переходов), но и при строительстве промышленных сооружений – в облицовке рабочих залов в химической, металлургической промышленности, топливно-энергетическом и агропромышленном комплексах.

Высокая механическая прочность и стойкость к истиранию (потеря массы в 2 – 3 раза ниже, чем у природного гранита) делают экстрагранит особо привлекательным для использования в качестве напольного покрытия общественных зданий.

Еще одно достоинство экстрагранита – он хорошо работает в паре с бетоном. Благодаря равному с бетоном коэффициенту теплового расширения и очень высокой адгезии (за счет активно-шероховатой внутренней поверхности) обеспечиваются отличные эксплуатационные свойства покрытия из «экстрагранита на бетоне».

Разработанная технология позволяет получать весьма разнообразную и привлекательную поверхность плит – от зеркальной до сильно шероховатой. Да и цветовая гамма экстрагранита может быть самой разнообразной. Это позволяет применять его как декоративный материал для изготовления художественных панно, в том числе для долговременной наружной установки.

И последнее, но не по значению, обстоятельство: экстрагранит существенно (почти в 6 раз) дешевле природного гранита, к тому же его отличает и более низкая (в 3 – 5 раз) стоимость при проведении установочно-монтажных работ. Ведь отработанная технология позволяет получать облицовочные плиты с необходимым качеством поверхности и заданных размеров и толщины (размером 300 х 300 и 300 х 400 мм, толщиной 10 – 12 мм), что не требует дополнительной (и дорогостоящей) обработки материала.

В настоящее время экстрагранит получил поддержку ряда ведущих градостроительных организаций («Моспроект-2», «Моспромстройматериалы» при правительстве Москвы, «Управление экспериментальной застройки Москвы»), имеет Государственный гигиенический и экологический сертификаты.

Сегодня уже накоплен и опыт практической эксплуатации нового материала – полы в издательстве «Пресса», цоколи в Выставочном зале на Валовой улице и в аптеке на Ленинградском проспекте, 74, полы в Департаменте продовольственных ресурсов Москвы и в Институте высоких температур РАН. Отзывы о новинке – самые положительные.



Известь вместо бензина

Трудно поверить, но 100 лет назад лондонские врачи всячески приветствовали автомобиль, как «экологически чистый вид транспорта». Сегодня в это поверить не легко, однако если представить себе те времена... Лондон – едва ли не единственный город с многомиллионным населением. По самым скромным оценкам, в нем не менее 2 миллионов лошадей, навоз которых «в дождь влечет за собой грязь непролазную, а в сухую погоду – пыль, вызывающую у граждан силикоз и чахотку...» Но вот, не прошло и одного столетия, как панацея от различных легочных заболеваний выросла в самостоятельную угрозу. Правда, теперь списки недугов и многомиллионных городов оказались не в пример длиннее. А потому и борьба с новой угрозой пошла на законодательном уровне: появились нормы Euro-1, Euro-2, Euro-3...

Дальше всех в экологическом законотворчестве пошла Калифорния, один из полусотни североамериканских «соединенных штатов»: по ее законам некоторое количество продаваемых автомобилей вообще не должны иметь выбросов – ни вредных, ни каких-либо еще. Это стало основанием, с одной стороны, для выхода на рынок весьма дорогих электромобилей и других «экологически чистых транспортных средств», с другой – заставило задуматься как водителей, так и изготовителей машин над тем, что выхлопные газы и впрямь непомерно отравляют атмосферу. И если так пойдет и дальше, то не исключено, что нашим потомкам станет попросту нечем дышать.

Однако, в полной мере сознавая угрозу, человечество неотвратимо к ней приближается. Ведь оно уже не способно отказаться от автомобилей, а значит, необходима достойная альтернатива современной силовой установке, включающей в себя классический двигатель внутреннего сгорания. Разумеется, альтернативные решения на сегодняшний день существуют. К ним можно отнести многое: от электромобилей, накапливающих энергию в аккумуляторах (их широкий выбор – от совершенно понятных кислотно-свинцовых до экзотических натриевых и непривычных конденсаторных батарей), до машин с комбинированным приводом.

Строго говоря, вопрос сводится к тому, чтобы создать накопитель энергии, способный конкурировать с парой «бак углеводородного топлива – ДВС». С сожалением приходится признать, что ни один из известных сегодня источников энергии не обладает необходимыми свойствами, причем не только в плане энергоемкости, но и по экологической безопасности. Именно это обстоятельство и заставило искать новые пути. И они обнаружились.

Отметим, что предложен источник энергии российским изобретателем Л. Б. Блюмкиным (патент №2158374 «Способ энергоснабжения силовой установки транспортного средства»)По данным проведенных автором новшества исследований, существует целая группа экзотермических реакций, которые могут лечь в основу работы теплового двигателя. Наиболее привлекательной из них можно назвать реакцию оксида кальция (негашеной извести) с углекислотой. Негашеная известь достаточно распространена и широко используется для приготовления строительных растворов. Ее мировое производство исчисляется десятками миллионов тонн в год, кроме того, она не токсична. Ее можно получать из углекислого кальция (другие названия этого вещества – мрамор, мел, известняк), прокаливая его при 1 200°С.

Разумеется, негашеная известь не может соперничать с углеводородным топливом по энергоемкости. Именно поэтому она названа автором изобретения «низкокалорийным источником энергии». Однако даже предварительные расчеты показывают – этот «источник» обеспечивает больший запас энергии (270 – 300 Вт•ч/кг), чем основная масса прочих альтернатив нефти.

Заметим, что эскизно проработана и возможность использования негашеной извести в качестве энергоисточника для транспортного средства. Основным элементом силовой установки является термохимический реактор, в который поступает мелкодисперсная негашеная известь и углекислый газ под давлением в 10 – 20 МПа. Продукты реакции удаляются из активной зоны, а выделяющаяся теплота превращается в двигателе с внешним подводом теплоты в механическую работу. В качестве последнего можно использовать двигатель Стирлинга, но он слишком тяжел и недостаточно динамичен для мобильного транспорта. Поэтому более эффективным выглядит применение газовой турбины. Между прочим, в модельном ряду, выпускаемом отечественной промышленностью, даже нашлась подходящая модель.

Следует отметить, что уже сделанные проработки конструкции реактора и турбины не позволяют твердо рассчитывать на сколько-нибудь приличную динамику транспортного средства в целом, в силу чего необходимо использование комбинированной силовой установки. Однако в ряде случаев этот недостаток не имеет значения, и тогда можно обойтись без дополнительного усложнения конструкции.

В настоящее время «низкокалорийные источники энергии» получили только углубленную эскизную проработку и дальнейшие работы над их совершенствованием продолжаются. Так что о практической реализации этой идеи говорить еще рано. Пока наиболее очевидным недостатком предложенного источника энергии видится необходимость серьезной реорганизации инфраструктуры энергообеспечения транспорта, предполагающей огромные инвестиции. Правда, в рамках отдельно взятого предприятия затраты могут оказаться не в пример скромнее, а эффективность – более, чем высокой. Впрочем, мы не возьмемся судить об условиях, имеющихся на каждом автопредприятии в Российской Федерации.

В заключение отметим, что Л. Б. Блюмкину без сомнения удалось оторваться от традиционных взглядов и найти новый подход к созданию экологически чистого транспортного средства.

А. Лабунский Основные Средства 11'2000 29 июня 2005

Комментарии (0)