Модификация битума? Без проблем

А. Лабунский

Почему отечественные дорожные покрытия так недолговечны, почему на них много трещин, выбоин и ям, почему они местами напоминают «стиральную доску», а местами – мягки как пластилин?.. Специалисты назовут множество причин – и сложные климатические условия, и несоблюдение технологии строительства, и жесткие режимы эксплуатации. «Но, пожалуй, основным фактором, влияющим на малые сроки службы асфальтобетонов, является низкое качество битумов» – рассказывает Д. С. Киселев, заместитель директора по науке Центрального научно-конструкторского бюро (ЦНКБ, Москва).

Сегодня при строительстве дорог для приготовления асфальтобетона используется дорожный битум марки ВИЦ, выпускаемый отечественными заводами. А в мировой практике в последние годы все шире применяется модифицированный битум, улучшенный различными присадками – термоэластопластами, существенно повышающими эксплуатационные качества покрытий. Благодаря этому асфальтобетонное покрытие приобретает ряд ценных качеств: улучшается его эластичность, устойчивость к температурным воздействиям и обратимым деформациям, повышается долговечность.

Нужен такой битум и российским дорожникам. Однако модифицировать битум весьма не просто – термоэластопласты трудно в нем растворяются. Для получения требуемого материала необходимо соблюдать ряд условий: смешивание должно идти при высокой температуре и строгом соотношении и тщательном перемешивании компонентов – смесь должна быть полностью однородной. Процесс налагает жесткие требования и на используемое оборудование. В настоящее время отечественная промышленность не имеет стандартных установок для получения модифицированных битумов, приобретение же их за рубежом ведет к ощутимым затратам.

Специалистами ЦНКБ разработана технология и создана установка для получения отечественного модифицированного битума. На предприятии были проведены обширные исследования растворения полимерных материалов в битумах различных марок, установившие оптимальные соотношения в системе полимер-битум, а также рациональные режимы процесса получения материала с требуемыми характеристиками. Кроме того, была создана автоматизированная установка для получения модифицированного битума с суточной производительностью 100 тонн и более. Она имеет два мощных планетарных смесителя периодического действия, дополнительные устройства для подачи и дозирования полимера-модификатора и специального масла-пластификатора. Смесители работают попеременно, обеспечивая быстрое распределение частиц полимера во всем объеме камеры. После окончания процесса готовая масса мощными насосами, которыми оборудован каждый смеситель, перекачивается в хранилище. Процесс контролируется автоматизированной системой управления, поэтому установку обслуживает всего один оператор.

Получаемый модифицированный битум можно использовать для изготовления асфальтобетонных смесей, кровельных и других строительных материалов.

Сама установка довольно компактна и экономична: занимает площадь 70 м2, потребляемая мощность – 100 кВт. Она выпускается в двух вариантах – для работы на открытом воздухе (до –5°С) и в помещении – для круглогодичной эксплуатации. При этом обеспечивается ее полная экологическая безопасность, исключены выбросы вредных веществ в атмосферу.

Стоимость установки относительно невысока – значительно меньше цены подобного зарубежного оборудования. При трехсменной эксплуатации установка окупается за 2 – 3 месяца работы. Она прошла государственную сертификацию.

Сегодня такие установки уже эксплуатируются в ряде дорожно-строительных организаций в различных регионах страны (в частности, при строительстве некоторых дорог Москвы и Подмосковья). Уложен участок на магистрали «Беларусь» Москва – Минск (км 16 – 48), на участках автомагистралей «Волга», «Дон», МКАД...

Практика их эксплуатации подтверждает: дорожные покрытия на основе модифицированного битума отвечают самым высоким требованиям мировых стандартов. Высокая эластичность, хорошая тепло- и морозостойкость позволяют использовать материал в различных климатических зонах, при этом долговечность покрытий возрастает в 2 – 3 раза. По результатам испытаний модифицированный битум признан обязательным к применению в верхних слоях асфальтобетонных дорожных покрытий при строительстве автомобильных дорог в Российской Федерации.