Нечистая сила
Гусеничные бульдозеры
Автоматические системы управления на линиях BRT
Эксплуатируем импортный кран
Вопросы эксплуатации кранов на спецшасси
BRT
Выделенные полосы для общественного транспорта
 1
Регуляторы расхода рабочей жидкости для гидроприводов мобильных машин (ч.3)
Выбираем лизинговую компанию
Как правильно выбрать лизинговую компанию и получить оптимальный эффект от финансовой аренды
Гидромолоты среднего класса (ч.1)
Обзор моделей гидромолотов представленных на российском рынке
Современный инструмент диагностики (ч. 2)
Анализ рабочих жидкостей
 1
Крутой замес
Обзор рынка автобетоносмесителей
Эксплуатация тяжелой техники при низких температурах
Опыт эксплуатации техники Caterpillar в жесточайших условиях Крайнего Севера
Не страшна нам зима!
Советы опытного автомобилиста по запуску двигателя в мороз
 1
Мониторинг технического уровня перспективных отечественных тракторов для аграриев
Обзор тракторной промышленности России

Без подкладных колец

Новые отечественные специализированные электроды для сварки корневого слоя шва в трубопроводах позволяют обходиться без остающихся подкладных колец

Трубопроводный транспорт – самый экономичный. Но это в теории. А на практике стоимость транспортировки по трубам в значительной степени зависит от надежности сварных стыков, которая в свою очередь во многом определяется качеством корневого слоя сварного шва.

В настоящее время основным соединением трубопроводов является сварной стык с остающимся подкладным кольцом и V-образной разделкой кромок. Остающиеся подкладные кольца облегчают сборку, а также обеспечивают достаточно высокое качество корневого шва – его формирование и провар на всех участках. Существенный недостаток такого соединения – сравнительно высокая вероятность образования прикорневых кристаллизационных трещин, ведущих к возникновению различных дефектов шва в процессе эксплуатации трубопровода.

Наиболее надежным считается стык без остающегося подкладного кольца, полученный с помощью ручной или автоматической аргонодуговой сварки. Однако сегодня использование этой технологии на предприятиях нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности ограничивается многими причинами. Существующая технология ручной дуговой сварки корневых слоев шва без подкладных колец не гарантирует полного проплавления кромок и надежности сварного соединения, в основном, из-за отсутствия специальных электродов. Применение импортных электродов, например, японских LB-52 или шведских OK-63.70, позволяет решить проблему лишь в отдельных случаях.

Исходя из всего сказанного на санкт-петербургском АО «Электродный завод» была разработана специальная модификация электродов ТМУ-21У диаметром 2,5 миллиметра для сварки корневых слоев шва трубопроводов из низкоуглеродистой и низколегированной стали без остающихся подкладных колец. Заметим, что базовые электроды ТМУ-21У диаметром от 3 до 5 миллиметров уже более 25 лет применяются для сварки трубопроводов тепловых и атомных электростанций.

Максимальная доступность корневой части V-образно разделанных стыков достигается благодаря малому (2,5 мм) диаметру электрода. Проплавление кромок труб и образование «обратного валика» гарантируется точностью разделки и повышенной тепловой мощностью дуги. Так, напряжение дуги для новой модификации составляет 24–25 вольт против 22–23 вольт для электродов УОНИ-13/55 диаметром 3 миллиметра.

Специализированные электроды предназначены для сварки труб диаметром 57–219 мм с толщиной стенки от 4 до 20 миллиметров. Разделку кромок под углом 35–37о осуществляют механической обработкой. Для стыковки свариваемых труб необходимо использовать центрирующее приспособление, обеспечивающее смещение кромок по внутреннему диаметру не более полумиллиметра.

Сварка производится постоянным током обратной полярности при силе тока 70–80 ампер и напряжении горения дуги 24–25 вольт. Электрод в процессе сварки должен располагаться перпендикулярно к касательной плоскости к свариваемой поверхности.

Сначала свариваемые трубы фиксируются с помощью трех прихваток, выполняемых специализированными электродами. Толщина прихваток – в зависимости от толщины трубы должна составлять от 2,5 до 6, а длина – от 15 до 20 миллиметров. Первая выполняется в нижнем положении стыка, начало второй должно отстоять от вертикальной оси трубы на 8–10 мм, а третью делают слева примерно на уровне горизонтальной оси трубы. Или если в качестве аналогии использовать циферблат часов, это будет соответствовать положению стрелки примерно на двенадцати, половине шестого и девяти часах.

Сварка корневого шва выполняется без перерыва, «опиранием» на кромки разделки. Надлежащее формирование шва обеспечивается при равномерном перемещении электрода. Поверхность корня шва с обратной стороны должна быть ровной, с небольшим усилением (до 1,2 мм), с плавным переходом к основному металлу. В потолочной части шва допускается местное ослабление, не превышающее 10% толщины трубы, но не более 1,5 мм на длине не более 1/8 периметра трубы.

Чрезмерное усиление корневого шва удаляют абразивным инструментом. Последующее заполнение разделки выполняют по общепринятой технологии.

Следует отметить, что предложенная технология сварки без подкладных колец предполагает достаточно высокую квалификацию сварщика, а также наличие у него специальных навыков, обеспечивающих полный провар шва с образованием «обратного валика». Поэтому требуется дополнительное обучение. Санкт-петербургское АО «Электродный завод», выпускающее специализированные электроды, готово оказать помощь в подготовке сварщиков.

Основные Средства 01'1999 6 июля 2005

Комментарии (0)