175 звезд на двух спиралях

Александр Трохачёв

С какой бы стороны вы ни двигались, при подъезде к району Унтертюркхайме перед вами неожиданно всплывают контуры огромного корабля инопланетян. Загадочное серебристое здание из алюминия с окнами-иллюминаторами ленточного типа завораживает так, что вы не можете оторвать глаз. Это и есть новейший музей Mercedes-Benz в Штутгарте.

Старое здание музея давно не отвечало требованиям сегодняшнего дня: оно было построено еще в 1961 году. Да, он был хорош, даже очень хорош, но с трудом справлялся с наплывом посетителей – около 500 тысяч в год. И это еще полбеды, однако ограниченность свободных площадей не позволяла выставить из запасников уйму уникальных образцов техники прошлого. За рамками экспозиции оставался тяжелый транспорт – грузовики, автобусы, спецтехника. Для концерна, более других причастного к изобретению автомобиля, это неприемлемо. Да и об историческом наследии забывать нельзя, иначе зачем его хранить?! И решено было построить уникальное здание, в котором поэтапно будет отражена история автомобиля и неповторимое наследие самой узнаваемой в мире марки машин.

Официальный старт проекту был дан в 1999 году, когда концерн DaimlerChrysler поручил собственному специальному подразделению разработать необычную концепцию действующего собрания раритетов. Спустя год авторы идеи определились с местом для него, выбрав Штутгарт-Унтертюркхайме, напротив основного завода, не так давно отметившего вековой юбилей.

С наступлением миллениума объявили открытый конкурс на лучший архитектурный проект, который ставил перед участниками две основные задачи: разработать оригинальный дизайн здания музея и прилегающей территории, а также представить проект оптимальной организации движения на Мерседес-штрассе. Победителем конкурса стала голландская сеть студий van Berkel & Bos (точнее – архитектурное бюро UN Studio), чей проект правление DaimlerChrysler и назвало победителем конкурса в марте 2002 года. Строительство началось летом 2003 года и длилось всего 14 месяцев (весь комплекс – 2,5 года). Был создан сложный объект в виде двух соединенных спиралей, чем-то напоминающий гигантскую молекулу ДНК. Это позволило развернуть экспозицию, объединяющую два независимых, но в то же время взаимно пересекающихся тематических раздела.

У этого шедевра нет аналогов. В здании – ни одного закрытого выставочного помещения, ни одной вертикальной стены. Каждый из 1800 крупноразмерных блоков стекла заказывали индивидуально. Благодаря петляющим бетонным спиралям автомобили можно рассматривать с близкого расстояния и на удалении, сверху, сбоку и в три четверти, а некоторые даже снизу! И потому неудивительно, что здание самого крупного в мире автомобильного музея официально включено в топ-десятку лучших сооружений так называемой цифровой архитектуры, так что солидные капиталовложения заказчика (около 150 млн. евро) были потрачены не зря.

По внешнему виду грандиозного здания не скажешь, что в нем девять закрученных спиралью этажей. Между тем именно это решение позволило подробно представить все эпохи и рубежи истории марки и компании, от появления первого автомобиля и его современности до будущего, представленного концепт-карами. Величественность здания музея не только в его оригинальных архитектурных формах, но и в цифрах: при высоте 47,5 метров оно стоит почти на 6-метровой насыпи. Подъехать к подъезду музея невозможно, и это сделано сознательно: если идти пешком от автобусной остановки или стоянки такси, будет шанс настроиться на предстоящее погружение в историю и ощутить себя если не первопроходцем, то по крайней мере пассажиром машины времени.

Итак, скользим через дверь-вертушку и попадаем в автомобильный храм. Да-да, напрашивается именно это сравнение, когда внутри вы не обнаружите потолка: он где-то там, наверху, в поднебесье. В просторном вестибюле приходится решать дилемму: идти на осмотр экспозиции или заглянуть в расположенный рядом шоу-рум. Соблазн посетить магазин, на витринах которого сотни коллекционных моделей Mercedes-Benz в масштабе 1:120, 1:87, 1:43, 1:24, 1:18, 1:12, 1:10 и 1:8 очень большой. О ценных книгах, DVD-дисках, значках, сувенирах и аксессуарах отдельный разговор. Здесь есть познавательные монографии общего плана, есть и узкоспециализированные, вроде атласов по типам кузовов, назначению (пожарные, грузовые, автобусы) и определенным периодам. Можно купить диск с видеофильмом о пробеге Париж–Пекин и приобрести бесценный четырехтомник Вернера Освальда – самую полную историческую энциклопедию Mercedes-Benz. Лично я каждый раз пополняю здесь свою библиотеку.

А теперь надо определиться: пойдете осматривать все самостоятельно или с гидом, воспользуетесь новейшими коммуникационными системами или отдадите
предпочтение бумажным буклетам, представленным на нескольких языках. К счастью, портативный электронный экскурсовод вещает и на русском, достаточно направить аппарат на соответствующий экспонат и нажать кнопку, так что предпочтите одиночное плавание. Уверяю вас – впечатлений будет предостаточно. Кстати, для экскурсантов предусмотрены два базовых тура: «Мифы» («Legend») и «Коллекция» («Collection»). Разница в том, что второй по продолжительности почти вдвое короче, хотя и начинаются оба сверху вниз. На экскурсии «Тур легенд» рассказывают об истории бренда Mercedes-Benz в хронологическом порядке с посещением залов с техникой на семи этажах, а «коллекционный тур» включает осмотр раритетов в пяти залах по одной из специфических тем, которую вы выберете.

И чему бы вы ни отдали предпочтение, вы вряд ли устоите перед соблазном взглянуть на автомобили знаменитостей и сильных мира сего. Например, на Mercedes-Benz 770 К кайзера Германии Вильгельма II, бронированный лимузин императора Японии Хирохито, пуленепробиваемый Gelandewagen папы римского Иоанна Павла II, родстер SLK принцессы Дианы или автомобиль барабанщика Beatles Ринго Стара. А еще есть уникальные машины Готтлиба Даймлера и Карла Бенца. По большому счету, для детального знакомства не то что экскурсии – дня мало!

...Поднимаясь вверх в лифте-капсуле, через его амбразуру вы смотрите черно-белое документальное кино, проецируемое на противоположную стену. И это только увертюра к опере, которую вам предстоит прослушать и прочувствовать. Соприкасаясь с этим великолепием, понимаешь, почему в первый год работы музея его посетили 920 тысяч человек со всего мира. Интуиция подсказывает, что расчеты авторов идеи на миллионную аудиторию обязательно сбудутся. Что ни говори, интерес к автомобильной истории в мире постоянно растет. Наверху вы начинаете спускаться по одному из двух пандусов и с головой окунаетесь в славную летопись легендарной марки.

Приятного путешествия во времени!

1886 г. Benz Patent-Motorwagen. Первый бензиновый автомобиль в мире, созданный гениальным изобретателем Карлом Бенцем. Двигатель одноцилиндровый рабочим объемом 954 см3 и максимальной мощностью 0,75 л.с. при 400 мин-1 разгонял трехколесный экипаж до скорости 16 км/ч

1898 г. Daimler Motor-Lastwagen. Этот грузовик официально считают самым старым из сохранившихся в мире, а первый экземпляр Общество моторов Даймлера выпустило еще в 1896-м и продало его в Англию. Этот экземпляр купили немцы, приспособив его для перевозки пива. С двухцилиндровым двигателем объемом 1527 см3 и мощностью 5,6 л.с. при 720 мин-1 машина грузоподъемностью 1250 кг двигалась со скоростью до 12 км/ч

1899 г. Daimler Motor-Geschaftswagen. Эти автомобили разработаны в конце 1896 г. и перевозили 500 кг груза. Завод Даймлера собирал их с 1897 г., продажами занималась фирма Benz & Cie. Автомобиль комплектовали двухцилиндровым двигателем Phonix (1527 см3, 5,6 л.с. при 720 мин-1). Максимальная скорость – 16 км/ч

1904 г. Mercedes Simplex 60 PS Reiselimousine. Комфортабельная топ-модель всей гаммы Mercedes создана в 1903-м и стала прообразом автобусов. Выпускалась и с более короткой колесной базой, с несколькими вариантами кузова. Принадлежала Эмилю Еллинеку и использовалась для путешествий. Двигатель – 4-цил., 9236 см3, 60 л.с. при 1400 мин-1. Максимальная скорость – 80 км/ч

1912 г. Benz 3-Tonnen Lastwagen. Трехтонку, появившуюся перед началом Первой мировой, выпускали на юге Германии, в Гаггенау. В отличие от грузовиков других марок, на которые пневматические шины начали устанавливать с 1920-х гг., фирма Benz практиковала это с 1907 г. Двигатель – 4-цил., рядный, 6451 см3, 45 л.с. при 1200 мин-1. Максимальная скорость – 25 км/ч.

1912 г. Benz Feuerwehr-Motorspritze. В качестве транспортного средства для пожарных расчетов фирма Benz, как и Daimler, начала строить бензиновые автомобили с 1910 г., а первый такой опыт датируется 1888 г. Колеса были еще из литой резины, что делало машины очень жесткими на ходу. Тем не менее рядный 4-цилиндровый двигатель объемом 8588 см3 и мощностью 58 л.с. при 1000 мин-1 разгонял автомобиль до 40 км/ч

1928 г. Mercedes-Benz Dieselschlepper Typ OE. Дорожный трактор, первый показ которого прошел на заводе в Мангейме. Его одноцилиндровый двигатель рабочим объемом 4241 см3 и мощностью 26 л.с. при 800 мин-1 стал легендой. Мог идти со скоростью 12 км/ч, причем при полном отсутствии резины, на стальных ободьях. Снят с производства только в 1935-м

1932 г.Mercedes-Benz LO 2000 Diesel Pritschenwagen. Перевозил 2000 кг груза, отсюда и цифровой индекс в названии. Двигатель – дизель 4-цил., 3770 см3, 55 л.с. при 2000 мин-1. Максимальная скорость – 65 км/ч. Автомобиль взят за основу целого сегмента коммерческих машин малой грузоподъемности. До 1940 г. включительно с учетом автобусов на его шасси было произведено 12 253 экземпляра

1937 г. Mercedes-Benz L 1500 Holzvergaser. Легкий газогенераторный грузовик перевозил 1300 кг груза. Производство прекратили в 1941-м, а до того времени завод выпустил 2585 автомобилей. Машина эксплуатировалась и после Второй мировой войны, когда был дефицит бензина. Двигатель – рядный 6-цил., 2229 см3, 40 л.с. при 2800 мин-1. Максимальная скорость – 65 км/ч

1938 г. Mercedes-Benz L 6500 Pritschenwagen. Бортовой автомобиль грузоподъемностью 6500 кг выпускали в Гаггенау с 1935 г. Его оснащали 6-цилиндровым рядным дизелем объемом 12517 см3 и мощностью 150 л.с. при 1700 мин-1. Максимальная скорость – 57 км/ч. Трехосная модификация известна как L 10 000. Всего в 1935–1940 гг. из ворот предприятия вышло 2137 ед. L 6500 всех модификаций Mercedes-Benz O 10 000 mobiles Postamt. Благодаря большим размерам стал престижным и очень востребованным в 1930-е гг. как автобус для перевозки пассажиров и грузов. В частности, в годы Второй мировой войны работал в почтовом ведомстве Австрии: курсировал между Зальцбургом и Веной, позднее переоборудован в мобильный почтамт, использовался на фестивале в Зальцбурге. В пассажирском варианте 47 мест для сидения и пространство для 23 пассажиров стоя. Полная масса – 18 т. Двигатель – рядный 6-цил., 11 197 см3, 150 л.с. при 1700 мин-1. Максимальная скорость – 65 км/ч. Годы выпуска: 1937–1941. Серия – 386 ед.

1949 г. Unimog 25 PS. Первое серийное транспортное средство Universal-Motor-Gerats (Unimog). Разработано в послевоенной Германии в 1945 г., с 1949-го выпускали на предприятии братьев Борингер в Гоппингене, а с 1951-го – на заводе Mercedes-Benz в Гаггенау. При скорости 6 км/ч буксировал до 40 т груза. Двигатель – рядный 4-цил., 1697 см3, 25 л.с. при 2350 мин-1. Максимальная скорость – 50 км/ч. В 1949–1956 гг. произведено 16 850 экз.

1952 г. Mercedes-Benz LF 3500 Feuerwehrfahrzeug mit Metz Drehleiter DL 22. Пожарный автомобиль 3,5-тонного семейства выпускали в 1950–1954 гг. Был оборудован выдвижной лестницей фирмы Carl Metz из Карлсруэ. Максимальная длина лестницы в рабочем состоянии – 22 м. Двигатель – рядный 6-цил., 4580 см3, 90 л.с. при 2800 мин-1. Максимальная скорость автолестницы – 80 км/ч

1959 г. Mercedes-Benz LР 333 Pritschenwagen. Создан как следствие конкуренции производителей грузовиков. Конструкция с дополнительной осью с односкатной ошиновкой доказала свою эффективность. Грузоподъемность – 9100 кг, а в сцепке с 16-тонным прицепом перевозил до 24 000 кг. Двигатель – рядный 6-цил., 10 809 см3, 200 л.с. при 2200 мин-1. Максимальная скорость на шоссе – 92 км/ч. С 1958-го по 1961 г. серия составила 1833 экз.

1960 г. Mercedes-Benz LK 338 Kipper. Самосвал одной из ранних моделей серии LK 338, созданной в 1959 г. Дизайн полукапотной кабины стилизован под оформление экстерьера легковых автомобилей с кузовом Ponton. Индекс LK означает Lastwagen (грузовик) и Kiper (самосвал). В моторном отсеке – рядный 6-цилиндровый двигатель: 10 809 см3, 180 л.с. при 2200 мин-1. Грузоподъемность – 7500 кг, максимальная скорость – 75 км/ч. Удачная конструкция предопределила судьбу самосвала: его выпускали до 1976 г.

1965 г. Mercedes-Benz L 406 Kastenwagen. Легкий фургон перевозил 1625 кг и базировался на платформе L 319, выпускавшейся с 1955 г. На его основе создан модельный ряд развозных фургонов. Двигатель – рядный 4-цил., 1988 см3, 55 л.с. при 4340 мин-1. Максимальная скорость – 98 км/ч. Серийно производили в 1965–1968 гг., выпущено 123 тыс., в том числе 115 тыс. с дизельными двигателями

1974 г. Mercedes-Benz LP 1513 Heizol-Tankwagen. В 1965 г. компания начала производство среднеразмерной гаммы тяжелых грузовиков с компоновкой «кабина над двигателем», что позволило оптимально приспособить ее для перевозки жидких грузов, в том числе топлива, масел и т. д. LP 1513 оснащали рядным двигателем (6-цил., 5675 см3, 130 л.с. при 2800 мин-1). Грузоподъемность автомобиля полной массой 15 т – 10 т, максимальная скорость – 87 км/ч. С 1967-го по 1976 г. заказчикам поставлено 9406 ед.

1979 г. Mercedes-Benz O303 Reise-Omnibus. Туристский лайнер из серии, презентованной еще в 1974 г. Модернизирован в 1980-м, а спустя год стал первым в мире автобусом с антиблокировочной системой тормозов АБС. Комплектовался двигателем V8 (12 763 см3, 256 л.с. при 2500 мин-1). Максимальная скорость – 123 км/ч. С 1974-го по 1992 г. изготовлено 25 778 ед.

1979 г. Mercedes-Benz L 409 Pritschenwagen mit Doppelkabine. Этот 6-местный автомобиль грузоподъемностью 2050 кг находился в немецкой службе технической помощи THW (Technisches Hilfswerk) в 1980-е–1990-е гг. Масса оборудования для диагностики и ремонта автомобилей составляла 1500 кг. В 1967–1986 гг. выпускали в Дюссельдорфе. Двигатель – рядный 4-цил., 2277 см3, 90 л.с. при 4800 мин-1. Максимальная скорость – 104 км/ч. Годы выпуска: 1974–1982-й.

1980 г. Mercedes-Benz 1624 Autotransporter. Грузовик с автовозной надстройкой принадлежит к семейству, выпускавшемуся с 1973 г. Перевозил 10 легковых автомобилей среднего класса или 11 машин малого и особо малого класса. Данный экземпляр использовался для транспортировки новых автомобилей на заводе в Зиндельфингене. Двигатель – V8, 12 766 см3, 240 л.с. при 2300 мин-1. Грузоподъемность – 6900 кг, максимальная скорость – 98 км/ч. С 1975-го по 1982 г. выпущено 4709 ед.

1990 г. Mercedes-Benz 1450 S Race Truck. Один из первых представителей грузовых Mercedes-Benz в шоссейно-кольцевых автогонках Старого Света. Окрашен в фирменный цвет титульного спонсора спортивной команды – международного холдинга British Petroleum (BP). Оснащен двигателем V10 (18 273 см3, 1600 л.с. при 2250 мин-1), двумя турбокомпрессорами с охлаждением нагнетаемого воздуха. Передние тормоза дисковые с АБС, задние – барабанные. Англичанин Стив Пэриш из команды Atkins побеждал на чемпионатах Европы в 1990, 1992 и 1993 гг.

2004 г. Mercedes-Benz Unimog U500 Winterdienstfahrzeug. Автомобили этой серии выпускают с 1951 г. Их отличают мосты портального типа, полноприводная трансмиссия, короткая колесная база, мощные двигатели. В качестве машины для уборки улиц в зимний период (производительность – 1600 кг снега в час) U500 выпускают с марта 2000 г. Двигатель – рядный 6-цил., 6374 см3, 279 л.с. при 2200 мин-1). Максимальная скорость (85 км/ч) ограничена электроникой.