Экскаватор любит ласку – чистку и смазку
Смазка узлов и механизмов экскаваторов и других тяжелых карьерных машин
Лизинг. Малоизвестное элементарное
Cущность, особенности, преимущества и недостатки этого вида финансирования
 1
Дизельное топливо и сера: проблемы и решения
Бестраншейные методы устранения утечек в трубопроводах (ч. 1)
 5
Калильное зажигание и самовоспламенение
Причины, признаки и выбор свечей
Новые возможности
Разработка крепких горных пород гидравлическими экскаваторами
Работаем на фронтальном колесном погрузчике
Практические рекомендации по эксплуатации фронтальных колесных погрузчиков
Китайские внедорожные самосвалы (ч.2)
Дракон готовится к прыжку...
 1
Выбор и применение фильтров для очистки рабочих жидкостей в гидравлических системах мобильных машин (ч. 2)
Гибридный троллейбус
Реальный конкурент городского автобуса
Тяжелая дорожная артиллерия
Самоходные фрезы
Придет ли КМУ на смену автокрану? (ч. 1)

175 звезд на двух спиралях

Александр Трохачёв

С какой бы стороны вы ни двигались, при подъезде к району Унтертюркхайме перед вами неожиданно всплывают контуры огромного корабля инопланетян. Загадочное серебристое здание из алюминия с окнами-иллюминаторами ленточного типа завораживает так, что вы не можете оторвать глаз. Это и есть новейший музей Mercedes-Benz в Штутгарте.

Старое здание музея давно не отвечало требованиям сегодняшнего дня: оно было построено еще в 1961 году. Да, он был хорош, даже очень хорош, но с трудом справлялся с наплывом посетителей – около 500 тысяч в год. И это еще полбеды, однако ограниченность свободных площадей не позволяла выставить из запасников уйму уникальных образцов техники прошлого. За рамками экспозиции оставался тяжелый транспорт – грузовики, автобусы, спецтехника. Для концерна, более других причастного к изобретению автомобиля, это неприемлемо. Да и об историческом наследии забывать нельзя, иначе зачем его хранить?! И решено было построить уникальное здание, в котором поэтапно будет отражена история автомобиля и неповторимое наследие самой узнаваемой в мире марки машин.

Официальный старт проекту был дан в 1999 году, когда концерн DaimlerChrysler поручил собственному специальному подразделению разработать необычную концепцию действующего собрания раритетов. Спустя год авторы идеи определились с местом для него, выбрав Штутгарт-Унтертюркхайме, напротив основного завода, не так давно отметившего вековой юбилей.

С наступлением миллениума объявили открытый конкурс на лучший архитектурный проект, который ставил перед участниками две основные задачи: разработать оригинальный дизайн здания музея и прилегающей территории, а также представить проект оптимальной организации движения на Мерседес-штрассе. Победителем конкурса стала голландская сеть студий van Berkel & Bos (точнее – архитектурное бюро UN Studio), чей проект правление DaimlerChrysler и назвало победителем конкурса в марте 2002 года. Строительство началось летом 2003 года и длилось всего 14 месяцев (весь комплекс – 2,5 года). Был создан сложный объект в виде двух соединенных спиралей, чем-то напоминающий гигантскую молекулу ДНК. Это позволило развернуть экспозицию, объединяющую два независимых, но в то же время взаимно пересекающихся тематических раздела.

У этого шедевра нет аналогов. В здании – ни одного закрытого выставочного помещения, ни одной вертикальной стены. Каждый из 1800 крупноразмерных блоков стекла заказывали индивидуально. Благодаря петляющим бетонным спиралям автомобили можно рассматривать с близкого расстояния и на удалении, сверху, сбоку и в три четверти, а некоторые даже снизу! И потому неудивительно, что здание самого крупного в мире автомобильного музея официально включено в топ-десятку лучших сооружений так называемой цифровой архитектуры, так что солидные капиталовложения заказчика (около 150 млн. евро) были потрачены не зря.

По внешнему виду грандиозного здания не скажешь, что в нем девять закрученных спиралью этажей. Между тем именно это решение позволило подробно представить все эпохи и рубежи истории марки и компании, от появления первого автомобиля и его современности до будущего, представленного концепт-карами. Величественность здания музея не только в его оригинальных архитектурных формах, но и в цифрах: при высоте 47,5 метров оно стоит почти на 6-метровой насыпи. Подъехать к подъезду музея невозможно, и это сделано сознательно: если идти пешком от автобусной остановки или стоянки такси, будет шанс настроиться на предстоящее погружение в историю и ощутить себя если не первопроходцем, то по крайней мере пассажиром машины времени.

Итак, скользим через дверь-вертушку и попадаем в автомобильный храм. Да-да, напрашивается именно это сравнение, когда внутри вы не обнаружите потолка: он где-то там, наверху, в поднебесье. В просторном вестибюле приходится решать дилемму: идти на осмотр экспозиции или заглянуть в расположенный рядом шоу-рум. Соблазн посетить магазин, на витринах которого сотни коллекционных моделей Mercedes-Benz в масштабе 1:120, 1:87, 1:43, 1:24, 1:18, 1:12, 1:10 и 1:8 очень большой. О ценных книгах, DVD-дисках, значках, сувенирах и аксессуарах отдельный разговор. Здесь есть познавательные монографии общего плана, есть и узкоспециализированные, вроде атласов по типам кузовов, назначению (пожарные, грузовые, автобусы) и определенным периодам. Можно купить диск с видеофильмом о пробеге Париж–Пекин и приобрести бесценный четырехтомник Вернера Освальда – самую полную историческую энциклопедию Mercedes-Benz. Лично я каждый раз пополняю здесь свою библиотеку.

А теперь надо определиться: пойдете осматривать все самостоятельно или с гидом, воспользуетесь новейшими коммуникационными системами или отдадите
предпочтение бумажным буклетам, представленным на нескольких языках. К счастью, портативный электронный экскурсовод вещает и на русском, достаточно направить аппарат на соответствующий экспонат и нажать кнопку, так что предпочтите одиночное плавание. Уверяю вас – впечатлений будет предостаточно. Кстати, для экскурсантов предусмотрены два базовых тура: «Мифы» («Legend») и «Коллекция» («Collection»). Разница в том, что второй по продолжительности почти вдвое короче, хотя и начинаются оба сверху вниз. На экскурсии «Тур легенд» рассказывают об истории бренда Mercedes-Benz в хронологическом порядке с посещением залов с техникой на семи этажах, а «коллекционный тур» включает осмотр раритетов в пяти залах по одной из специфических тем, которую вы выберете.

И чему бы вы ни отдали предпочтение, вы вряд ли устоите перед соблазном взглянуть на автомобили знаменитостей и сильных мира сего. Например, на Mercedes-Benz 770 К кайзера Германии Вильгельма II, бронированный лимузин императора Японии Хирохито, пуленепробиваемый Gelandewagen папы римского Иоанна Павла II, родстер SLK принцессы Дианы или автомобиль барабанщика Beatles Ринго Стара. А еще есть уникальные машины Готтлиба Даймлера и Карла Бенца. По большому счету, для детального знакомства не то что экскурсии – дня мало!

...Поднимаясь вверх в лифте-капсуле, через его амбразуру вы смотрите черно-белое документальное кино, проецируемое на противоположную стену. И это только увертюра к опере, которую вам предстоит прослушать и прочувствовать. Соприкасаясь с этим великолепием, понимаешь, почему в первый год работы музея его посетили 920 тысяч человек со всего мира. Интуиция подсказывает, что расчеты авторов идеи на миллионную аудиторию обязательно сбудутся. Что ни говори, интерес к автомобильной истории в мире постоянно растет. Наверху вы начинаете спускаться по одному из двух пандусов и с головой окунаетесь в славную летопись легендарной марки.

Приятного путешествия во времени!

1886 г. Benz Patent-Motorwagen. Первый бензиновый автомобиль в мире, созданный гениальным изобретателем Карлом Бенцем. Двигатель одноцилиндровый рабочим объемом 954 см3 и максимальной мощностью 0,75 л.с. при 400 мин-1 разгонял трехколесный экипаж до скорости 16 км/ч

1898 г. Daimler Motor-Lastwagen. Этот грузовик официально считают самым старым из сохранившихся в мире, а первый экземпляр Общество моторов Даймлера выпустило еще в 1896-м и продало его в Англию. Этот экземпляр купили немцы, приспособив его для перевозки пива. С двухцилиндровым двигателем объемом 1527 см3 и мощностью 5,6 л.с. при 720 мин-1 машина грузоподъемностью 1250 кг двигалась со скоростью до 12 км/ч

1899 г. Daimler Motor-Geschaftswagen. Эти автомобили разработаны в конце 1896 г. и перевозили 500 кг груза. Завод Даймлера собирал их с 1897 г., продажами занималась фирма Benz & Cie. Автомобиль комплектовали двухцилиндровым двигателем Phonix (1527 см3, 5,6 л.с. при 720 мин-1). Максимальная скорость – 16 км/ч

1904 г. Mercedes Simplex 60 PS Reiselimousine. Комфортабельная топ-модель всей гаммы Mercedes создана в 1903-м и стала прообразом автобусов. Выпускалась и с более короткой колесной базой, с несколькими вариантами кузова. Принадлежала Эмилю Еллинеку и использовалась для путешествий. Двигатель – 4-цил., 9236 см3, 60 л.с. при 1400 мин-1. Максимальная скорость – 80 км/ч

1912 г. Benz 3-Tonnen Lastwagen. Трехтонку, появившуюся перед началом Первой мировой, выпускали на юге Германии, в Гаггенау. В отличие от грузовиков других марок, на которые пневматические шины начали устанавливать с 1920-х гг., фирма Benz практиковала это с 1907 г. Двигатель – 4-цил., рядный, 6451 см3, 45 л.с. при 1200 мин-1. Максимальная скорость – 25 км/ч.

1912 г. Benz Feuerwehr-Motorspritze. В качестве транспортного средства для пожарных расчетов фирма Benz, как и Daimler, начала строить бензиновые автомобили с 1910 г., а первый такой опыт датируется 1888 г. Колеса были еще из литой резины, что делало машины очень жесткими на ходу. Тем не менее рядный 4-цилиндровый двигатель объемом 8588 см3 и мощностью 58 л.с. при 1000 мин-1 разгонял автомобиль до 40 км/ч

1928 г. Mercedes-Benz Dieselschlepper Typ OE. Дорожный трактор, первый показ которого прошел на заводе в Мангейме. Его одноцилиндровый двигатель рабочим объемом 4241 см3 и мощностью 26 л.с. при 800 мин-1 стал легендой. Мог идти со скоростью 12 км/ч, причем при полном отсутствии резины, на стальных ободьях. Снят с производства только в 1935-м

1932 г.Mercedes-Benz LO 2000 Diesel Pritschenwagen. Перевозил 2000 кг груза, отсюда и цифровой индекс в названии. Двигатель – дизель 4-цил., 3770 см3, 55 л.с. при 2000 мин-1. Максимальная скорость – 65 км/ч. Автомобиль взят за основу целого сегмента коммерческих машин малой грузоподъемности. До 1940 г. включительно с учетом автобусов на его шасси было произведено 12 253 экземпляра

1937 г. Mercedes-Benz L 1500 Holzvergaser. Легкий газогенераторный грузовик перевозил 1300 кг груза. Производство прекратили в 1941-м, а до того времени завод выпустил 2585 автомобилей. Машина эксплуатировалась и после Второй мировой войны, когда был дефицит бензина. Двигатель – рядный 6-цил., 2229 см3, 40 л.с. при 2800 мин-1. Максимальная скорость – 65 км/ч

1938 г. Mercedes-Benz L 6500 Pritschenwagen. Бортовой автомобиль грузоподъемностью 6500 кг выпускали в Гаггенау с 1935 г. Его оснащали 6-цилиндровым рядным дизелем объемом 12517 см3 и мощностью 150 л.с. при 1700 мин-1. Максимальная скорость – 57 км/ч. Трехосная модификация известна как L 10 000. Всего в 1935–1940 гг. из ворот предприятия вышло 2137 ед. L 6500 всех модификаций Mercedes-Benz O 10 000 mobiles Postamt. Благодаря большим размерам стал престижным и очень востребованным в 1930-е гг. как автобус для перевозки пассажиров и грузов. В частности, в годы Второй мировой войны работал в почтовом ведомстве Австрии: курсировал между Зальцбургом и Веной, позднее переоборудован в мобильный почтамт, использовался на фестивале в Зальцбурге. В пассажирском варианте 47 мест для сидения и пространство для 23 пассажиров стоя. Полная масса – 18 т. Двигатель – рядный 6-цил., 11 197 см3, 150 л.с. при 1700 мин-1. Максимальная скорость – 65 км/ч. Годы выпуска: 1937–1941. Серия – 386 ед.

1949 г. Unimog 25 PS. Первое серийное транспортное средство Universal-Motor-Gerats (Unimog). Разработано в послевоенной Германии в 1945 г., с 1949-го выпускали на предприятии братьев Борингер в Гоппингене, а с 1951-го – на заводе Mercedes-Benz в Гаггенау. При скорости 6 км/ч буксировал до 40 т груза. Двигатель – рядный 4-цил., 1697 см3, 25 л.с. при 2350 мин-1. Максимальная скорость – 50 км/ч. В 1949–1956 гг. произведено 16 850 экз.

1952 г. Mercedes-Benz LF 3500 Feuerwehrfahrzeug mit Metz Drehleiter DL 22. Пожарный автомобиль 3,5-тонного семейства выпускали в 1950–1954 гг. Был оборудован выдвижной лестницей фирмы Carl Metz из Карлсруэ. Максимальная длина лестницы в рабочем состоянии – 22 м. Двигатель – рядный 6-цил., 4580 см3, 90 л.с. при 2800 мин-1. Максимальная скорость автолестницы – 80 км/ч

1959 г. Mercedes-Benz LР 333 Pritschenwagen. Создан как следствие конкуренции производителей грузовиков. Конструкция с дополнительной осью с односкатной ошиновкой доказала свою эффективность. Грузоподъемность – 9100 кг, а в сцепке с 16-тонным прицепом перевозил до 24 000 кг. Двигатель – рядный 6-цил., 10 809 см3, 200 л.с. при 2200 мин-1. Максимальная скорость на шоссе – 92 км/ч. С 1958-го по 1961 г. серия составила 1833 экз.

1960 г. Mercedes-Benz LK 338 Kipper. Самосвал одной из ранних моделей серии LK 338, созданной в 1959 г. Дизайн полукапотной кабины стилизован под оформление экстерьера легковых автомобилей с кузовом Ponton. Индекс LK означает Lastwagen (грузовик) и Kiper (самосвал). В моторном отсеке – рядный 6-цилиндровый двигатель: 10 809 см3, 180 л.с. при 2200 мин-1. Грузоподъемность – 7500 кг, максимальная скорость – 75 км/ч. Удачная конструкция предопределила судьбу самосвала: его выпускали до 1976 г.

1965 г. Mercedes-Benz L 406 Kastenwagen. Легкий фургон перевозил 1625 кг и базировался на платформе L 319, выпускавшейся с 1955 г. На его основе создан модельный ряд развозных фургонов. Двигатель – рядный 4-цил., 1988 см3, 55 л.с. при 4340 мин-1. Максимальная скорость – 98 км/ч. Серийно производили в 1965–1968 гг., выпущено 123 тыс., в том числе 115 тыс. с дизельными двигателями

1974 г. Mercedes-Benz LP 1513 Heizol-Tankwagen. В 1965 г. компания начала производство среднеразмерной гаммы тяжелых грузовиков с компоновкой «кабина над двигателем», что позволило оптимально приспособить ее для перевозки жидких грузов, в том числе топлива, масел и т. д. LP 1513 оснащали рядным двигателем (6-цил., 5675 см3, 130 л.с. при 2800 мин-1). Грузоподъемность автомобиля полной массой 15 т – 10 т, максимальная скорость – 87 км/ч. С 1967-го по 1976 г. заказчикам поставлено 9406 ед.

1979 г. Mercedes-Benz O303 Reise-Omnibus. Туристский лайнер из серии, презентованной еще в 1974 г. Модернизирован в 1980-м, а спустя год стал первым в мире автобусом с антиблокировочной системой тормозов АБС. Комплектовался двигателем V8 (12 763 см3, 256 л.с. при 2500 мин-1). Максимальная скорость – 123 км/ч. С 1974-го по 1992 г. изготовлено 25 778 ед.

1979 г. Mercedes-Benz L 409 Pritschenwagen mit Doppelkabine. Этот 6-местный автомобиль грузоподъемностью 2050 кг находился в немецкой службе технической помощи THW (Technisches Hilfswerk) в 1980-е–1990-е гг. Масса оборудования для диагностики и ремонта автомобилей составляла 1500 кг. В 1967–1986 гг. выпускали в Дюссельдорфе. Двигатель – рядный 4-цил., 2277 см3, 90 л.с. при 4800 мин-1. Максимальная скорость – 104 км/ч. Годы выпуска: 1974–1982-й.

1980 г. Mercedes-Benz 1624 Autotransporter. Грузовик с автовозной надстройкой принадлежит к семейству, выпускавшемуся с 1973 г. Перевозил 10 легковых автомобилей среднего класса или 11 машин малого и особо малого класса. Данный экземпляр использовался для транспортировки новых автомобилей на заводе в Зиндельфингене. Двигатель – V8, 12 766 см3, 240 л.с. при 2300 мин-1. Грузоподъемность – 6900 кг, максимальная скорость – 98 км/ч. С 1975-го по 1982 г. выпущено 4709 ед.

1990 г. Mercedes-Benz 1450 S Race Truck. Один из первых представителей грузовых Mercedes-Benz в шоссейно-кольцевых автогонках Старого Света. Окрашен в фирменный цвет титульного спонсора спортивной команды – международного холдинга British Petroleum (BP). Оснащен двигателем V10 (18 273 см3, 1600 л.с. при 2250 мин-1), двумя турбокомпрессорами с охлаждением нагнетаемого воздуха. Передние тормоза дисковые с АБС, задние – барабанные. Англичанин Стив Пэриш из команды Atkins побеждал на чемпионатах Европы в 1990, 1992 и 1993 гг.

2004 г. Mercedes-Benz Unimog U500 Winterdienstfahrzeug. Автомобили этой серии выпускают с 1951 г. Их отличают мосты портального типа, полноприводная трансмиссия, короткая колесная база, мощные двигатели. В качестве машины для уборки улиц в зимний период (производительность – 1600 кг снега в час) U500 выпускают с марта 2000 г. Двигатель – рядный 6-цил., 6374 см3, 279 л.с. при 2200 мин-1). Максимальная скорость (85 км/ч) ограничена электроникой.

ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ Бренд История Mercedes Benz
Александр Трохачёв Основные Средства 02'2008 29 сентября 2008

Комментарии (0)