Современные фильтры для тяжелой техники (ч. 4)
Фильтры гидравлической жидкости
Рентабельность капитальных вложений в линии BRT
 1
Российские тракторы для села
Мониторинг технического уровня
Земноводный автобус
Экскурсионные «амфибусы» голландской компании Dutch Amfibious Transport Vehicles BV (DATV)
Сравнительные испытания магистральных седельных тягачей
MAN TG 460 A, Mercedes Actros 1846 LS, Scania R 124 LA 470 и Volvo FH 12-460
Критерии выбора лесных машин
Диметиловый эфир (ч.4)
Надежды конструкторов, водителей и экологов
 1
Под сильным давлением
Карьерные самосвалы БелАЗ
Не думайте о худшем!
Выбираем шины для строительных машин
Визитная карточка шины
Обозначения на маркировке шин
Антифриз (ч.2)
Техническое обслуживание систем охлаждения тяжелой техники
Карбюраторы малых грузовых и грузопассажирских автомобилей
Конструкции карбюраторов К-126Г, К-131, К-151 АО «ПеКар» для двигателей ЗМЗ и УМЗ

Жертва политических баталий и технического прогресса
Грузовые автомобили марки Krupp

О немецком гиганте тяжелого машиностроения компании Krupp знают многие. С начала основания в 1811 г. в городе Эссен на заводах фирмы выпускали паровые котлы, пароходы, паровозы, а также рельсы и колеса для вагонов и локомотивов. Именно их стилизованный символ – три пересекающихся колеса – стал эмблемой концерна. Однако больше известна не гражданская продукция концерна, а пушки Круппа. Их и другие виды тяжелого вооружения массово изготавливал немецкий промышленный гигант в периоды обеих мировых войн. Машиностроители Krupp также выпускали и грузовые автомобили.

В 1905 г. компания Friedrich Krupp AG приобрела лицензию на производство 5-тонного грузового автомобиля с паровым котлом у фирмы Motorfahrzeugfabrik Deutschland GmbH, которой руководил инженер-конструктор Питер Штольц. Так с изготовления первых паровых автомашин на судоверфи Germaniawerft в г. Киле в 1906 г., то есть 100 лет назад началась история автомобильного подразделения компании Krupp. Первые грузовики оснащали паровым силовым агрегатом в двух модификациях: мощностью от 20 до 25 л. с. и второй – от 30 до 35 л.с. Парогенератор работал от сжигания жидкого топлива (керосин) или твердого (уголь). Снаряженная масса грузовика составляла 3,8 т, полезная нагрузка – от 3 до 5 т. Средняя скорость движения такого «тяжеловоза» была в пределах 8 км/ ч, максимальная – 14 км/ч. Наибольший пробег «автодорожного паровоза» с одной заправки составлял всего 100 км.

С этими машинами фирма участвовала в тендере на поставку грузовиков для немецкой армии, но безуспешно. Зато позже появилась самоходная артсистема: орудие Friedrich Krupp AG установили на полноприводное колесное шасси Daimler. Производство машин с паровым двигателем Stoltz продолжалось вплоть до Первой мировой, а во время войны завод выпускал только самоходки Krupp-Daimler. В 1919 г. заводские конструкторы разработали новый современный автомобиль грузоподъемностью 4,5 т с 4-цилиндровым нижнеклапанным двигателем мощностью 45 л.с. Грузовик с цепной передачей хорошо продавался под различные коммунальные нужды. Годом позже в Эссене было организовано автомобильное отделение Fried. Krupp AG, Essen, Kraftwagenfabrik, сокращенно – Krawa, и уже с 1921 г. предприятие освоило выпуск трехколесных подметально-уборочных машин, созданных по патентам инженера Густава Хойзера. На этом же шасси позднее производили пожарные машины, пользовавшиеся спросом у заводских пожарных команд.

Krupp L5 (1920 г.)

Линию обычных грузовиков Krupp выпускали с 1924 г., и первой моделью стал 1,5-тонный автомобиль с 50-сильным мотором Krawa, коробкой передач, карданным валом и пневмошинами. К интересным особенностям этой конструкции можно отнести возможность переключения 4-го цилиндра двигателя в режим воздушного компрессора, используемого для накачки больших по размеру колес. Кроме этой модели также выпускался вариант грузовика грузоподъемностью 2 т, а на шасси обеих моделей производили автофургоны и 25-местные автобусы.

С 1925 г. в производство поступает 5-тонный автомобиль с 6-цилиндровым двигателем мощностью 90 л.с. В нем инженеры заменили цепной привод системой карданов с червячным редуктором, а также применили гидропривод тормозов всех колес. Позднее на этом шасси выпускали многоместный автобус. В тот же период конструкторы разработали 8-тонный трехосный грузовик, но он в серию не пошел.

1920 г.

Кроме сборки собственных машин конструкторы-мотористы фирмы Krupp с 1927-го по 1928 г. спроектировали двухтактные 2-, 3- и 4-цилиндровые дизельные двигатели мощностью 45, 65 и 100 л.с. соответственно. Их испытывали на разных грузовых автомобилях, а в итоге было решено закупать двигатели аналогичной конструкции у фирмы Junkers Motorenbau GmbH из г. Дессау. Двигатели этого предприятия были компактней, мощней и весили меньше, но их недостатком оставался небольшой ресурс. На автомобили Krupp с двигателями Junkers устанавливали дополнительную эмблему этого моторостроителя на фронтальной части радиатора.

В 1929-м компания расширила производство, приобретя автомобильную фирму Deutsche Last-Automobil-Fabrik (DAAG). В том же году была завершена разработка карбюраторного двигателя мощностью 60 л.с., который потом устанавливали на 2- и 2,5-тонные грузовики. Позднее по заказам рейхсвера фирма выпускала полноприводную модель L3H63, укомплектованную 6-цилиндровым 100-сильным двигателем.

Трехтонный Krupp (1932 г.)

В 1931 г. на Берлинской автомобильной выставке (IAMA) фирма Krupp продемонстрировала необычный 6-цилиндровый гибридный двигатель мощностью 110 л.с. Агрегат спроектирован на основе патентов общества Gesellschaft fуr Kohlentechnik из Дортмунда и мог работать на дешевых газойлевых фракциях нефти. Принцип работы заключался в следующем: рабочая смесь распылялась в оригинальном карбюраторе, а затем подавалась в камеру сгорания, сделанную из огнеупорного материала, где происходил процесс доводки ее до газообразного состояния, а затем воспламенения от обычной свечи зажигания. Перед пуском такой гибридный двигатель должен был предварительно прогреться. Хотя этот оригинальный двигатель мог работать кроме тяжелых фракций нефти еще на дизтопливе и на бензине, топлива он расходовал больше, чем дизель аналогичной мощности. Этот гибридный силовой агрегат применяли на 5-тонной модели L5N62 и 3-тонной L3M42.

Krupp Mustang

Самый мощный из грузовиков фирмы периода перед Второй мировой – трехосная 8-тонная модель L8N63 в капотной версии и с бескапотной компоновкой, оснащенная 165-сильным двухблочным двигателем объемом 12,7 л. Этот автомобиль мог развивать скорость 65 км/ч.

Под руководством инженера Адольфа Рота (1892–1966) немецкая фирма в 1930-е гг. развивала направление предкамерных оппозитных дизелей с воздушным охлаждением. Результатом работы стал запуск в серийное производство агрегатов мощностью 45 и 60 л.с. в 1935 г. В этот же период выпускались двигатели с водяным охлаждением, развивавшие 70, 95 и 150 л.с., а также карбюраторные двигатели.

Krupp Widder L5W3
Krupp Tiger

В 1937 г. на заводе Krupp для нужд вермахта собрали партию из 700 грузовиков, оснащенных 80-сильными дизелями MAN. В 1940 г., когда уже вовсю шли военные действия, моторостроительное производство фирмы выпустило V-образный 8-цилиндровый двухтактный дизель с водяным охлаждением мощностью 200 л.с. Последней автомобильной новинкой, появившейся в начале Второй мировой войны, стал 3-тонный грузовик LD3HG2 с предкамерным 4-цилиндровым дизелем мощностью 80 л.с. Предприятие в Эссене вообще прекратило сборку гражданских машин с 1939 г. Из автомобильной продукции лишь полноприводную модель L2H143 фирма выпускала до 1941 г. Все предприятия компании Krupp в войну выпускали только вооружение.

В 1944-м уцелевшее от бомбардировок оборудование перевезли в помещение неработающей пивоварни EKU в г. Бамберг (Бавария), где марка Krawa была перерегистрирована в фирму Sуdwerke Motoren- und Lastkraftwagenbau GmbH (Южный Завод). Таким хитрым маневром руководство избежало послевоенного демонтажа оборудования с конфискацией. К слову, подобные действия промышленников были широко распространены в последний период национал-социализма в Германии.

Krupp Mustang L90M4 с двигателем 168 л.с.

После войны автомобильное производство работало неритмично, в основном на заводе изготавливали запасные части и занимались ремонтом старой техники. В 1946 г. американские оккупационные власти дали разрешение на изготовление 4,5-тонных грузовиков с газогенераторным двигателем. Конструкции автомобилей с дизелем были запрещены. Позже разрешено было собирать грузовики с карбюраторными двигателями. В таких машинах расход топлива достигал 40 л на 100 км пути, по причине чего инженерам фирмы пришлось вернуться к разработкам 1931 г. Новый газогенераторный 75-сильный двигатель объемом 7,8 л с двумя карбюраторами мог работать на древесном газе, что в условиях экономической депрессии и острого недостатка жидкого топлива было весьма актуально. Максимальная скорость такого автомобиля достигала 62 км/ч, кабина была деревянной, а эмблемой являлись буквы «SW» (SуdWerke) в треугольнике.

Krupp LD 6,5 N242, двигатель в 125 л.с. (1938 г.)

В трудных условиях послевоенного времени мотористы фирмы создали 3-цилиндровый дизель объемом 3,1 л и мощностью 70 л.с., а позже – 4-цилиндровый в 100 л.с. Когда выяснилось, что запрета от контрольного совета на агрегаты мощностью более 100 л. с. не последует, инженеры просто-напросто состыковали и доработали два 2- и 3-цилиндровых блока. В результате получился двухблочный двигатель объемом 8,7 л и мощностью 190 л.с. при 1700 мин-1. Верхняя часть блока цилиндров и головка охлаждались водой, нижняя часть корпуса – воздухом.

Krupp Sudwerke L50 (двигатель в 110 л.с.)

В 1950 г. Южный Завод на Парижской автомобильной выставке представил свою новейшую разработку – грузовик Titan. Автомобиль снаряженной массой 8 т и грузоподъемностью 11 т, декорированный алюминиевыми планками, был выполнен в американском стиле и предназначался для междугородных перевозок. Его комплектовали двигателем мощностью 190 л.с. Кабина была вместительной и комфортной для того периода. В конструкции использовался ручной регулятор тормозной мощности, а шумный старый двигатель впоследствии заменили более совершенным мощностью 210 л.с. Выпуск модели начали в 1951-м, одновременно с ней производили грузовик Cyklop, который был копией Titanа, но грузоподъемностью 13 т. В период с 1951-го по 1954 г. Cyklop являлся самым мощным тяжеловозом в Германии.

В том же 1951-м начался процесс обратного перемещения производственного оборудования из Бамберга в Эссен, а знак фирмы – «три круга» вернулся на капоты автомобилей Krupp. Кроме Titanа и Cyklopа в производственной программе компании 1950-х гг. была целая гамма дорожных моделей Widder, Eich, Buffel, Mustang и Drache. При всем разнообразии названий вариантов кабин было лишь две – капотная и бескапотная (позже – полукапотная), на выбор предлагались 3- или 4-цилиндровые двухтактные дизельные двигатели. В конструкции применялись синхронизированные коробки передач ZF, пневмоподвески и гидроусилители рулевого управления.

Krupp Titan

С выпуском карьерного самосвала Gigant грузоподъемностью 25 т в 1954 г. фирма закрепилась в новой рыночной нише. В 1956-м появился 30-тонный гигант с уникальным в мировой автоистории двигателем-спайкой из 4- и 3-цилиндровых дизелей общей мощностью 270 л.с.

В конце 1950-х гг. все отчетливей стало проявляться техническое отставание грузовиков Krupp от конкурентов. Главной причиной являлся бесперспективный двухтактный дизельный двигатель. По сравнению с обычным четырехтактным ДВС он расходовал много топлива, был менее долговечным и более шумным, стоил больше, да и снаряженная масса была выше. Менеджеры Krawa, стремясь не уступить в ожесточенной конкурентной борьбе, приобрели лицензию у американской фирмы Cummins Diesel Engine, Ltd. на весьма современный V-образный 6-цилиндровый силовой агрегат. Тем самым было выиграно время на собственные проектно-конструкторские работы.

Krupp L601

Мощность двигателя Cummins составляла 200 л. c. при 2600 мин-1, но по сравнению со старыми объемными тихоходными двухтактными дизелями диапазон крутящего момента у «американца» был незначительным. Для ликвидации этого недостатка конструкторы начали применять в автомобилях с лицензионными двигателями 6-ступенчатые коробки передач с делителем. С 1963 г. производство новых лицензионных двигателей начали серийно, и каждая головка блока цилиндров маркировалась надписью «Krupp-Cummins». После внедрения американских агрегатов в 1965 г. двухтактные дизели Krupp вообще сняли с производства, а конструкторы фирмы планировали разработку собственного 12-цилиндрового ДВС.

Krupp LF980

В середине 1960-х наметился серьезный спад на европейском рынке коммерческого транспорта, и после нескольких лет бесприбыльной работы главные машиностроители Krupp решили продать свой непрофильный автомобильный бизнес – Krawa. Еще в 1965 г. было продано автобусное отделение, процесс продолжился в 1968-м, когда Daimler-Benz AG приобрел предприятие по выпуску грузовиков в Эссене, а позже фирма Faun-Werke купила лицензию на карьерные самосвалы. Так прекратила существование компания Krawa, которая в лучшие годы производила от 1500 до 1800 грузовиков и автобусов в год.

Сейчас остался только один вид колесного транспорта с эмблемой Krupp – это многоосные автокраны, изготовление которых началось еще в 1959 г. и сегодня успешно продолжается.

Krupp LK601
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ ТРАНСПОРТ Бренд История
Владимир Чехута Основные Средства 03'2007 4 июля 2016

Комментарии (1)

Айвар
&quot;Жертва политических баталий и технического прогресса&quot; <br />
<br />
- Не понял, что означает &quot;жертва политических баталий&quot;? Это так теперь Вторая мировая война обзывается, в которой фирма &quot;Крупп&quot; участвовала, строя не только грузовики для вермахта и сс, но и &quot;Дору&quot;, уничтожавшую Севастополь?
17 июля 2011 – 20:51 Ответить